Мастер-класс по творчеству Н.А. Заболоцкого "И пытается сердцем понять..." (Урок литературы в 11 классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Нугаева Наталья Владимировна

На предложенном мастер-классе учитель показывает приёмы работы с поэтическим текстом на основе анализа произведений Н.А. Заболоцкого. Участники мастер-класса знакомятся более детально с судьбой и творчеством Заболоцкого, пытаются проникнуть в мир поэзии через ключевые слова, выстраивание логических цепочек. Вся работа сочетается с воспитанием эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства. Весь мастер-класс выстроен в соответствии с технологией развития критического мышления. Используются такие приёмы, как перекрёстная дискуссия, глоссарий, игра "Связи" (ТРИЗ), создание кластера, синквейнов. Можно такой мастер класс провести для учеников 11 класса и выбрать фрагменты урока для 9 класса. Ребята очень хорошо воспринимают материал, достаточно быстро находят ключевое слово в поэзии Н. Заболоцкого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нугаева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы                                        МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»

Тема мастер-класса.  «И пытается сердцем понять…» (Урок литературы в 11 классе по творчеству Н.А. Заболоцкого)

Цель мастер-класса: обучение приёмам работы с поэтическим текстом на основе анализа произведения (внимание к слову, выделение ключевых слов, выстраивание логических цепочек);

формирование умения работать в группе;

воспитание эмоционально чутких людей, способных чувствовать поэзию как явление искусства;

развитие межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, музыка).

Тип урока: комбинированный (исследовательская работа  сочетается с творческой).

Форма работы на уроке: групповая (класс разделить на 5 групп)

Ожидаемые результаты: более детальное знакомство с судьбой и творчеством Н.А. Заболоцкого; проникновение в мир поэзии Заболоцкого через ключевые слова; повышение учебной мотивации в изучении творчества поэта; создание синквейна.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии РКМ, личностно-ориентированной, дифференцированного обучения, игровой, исследовательской, ИКТ

Методический комментарий:  дать учащимся опережающее задание: познакомиться с биографией Н.А. Заболоцкого, его стихами; индивидуальные задания: выучить стихотворения Заболоцкого «Портрет», «Некрасивая девочка».

Техническое  обеспечение урока:  для проведения урока необходимы экран,  мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, созданная в Microsoft PowerPoint 2007.

Оформление доски: портрет Н.А. Заболоцкого

Ход мастер-класса

  1. Вызов  (слайд 3)

И, бросая перо, в кабинете

Всё он бродит один

И пытается сердцем понять

То, что могут понять

Только старые люди и дети.

Н.А. Заболоцкий

– Прочитайте выразительно в группах эпиграф урока. Выделите  ключевые слова в отрывке из стихотворения Заболоцкого Н.А.. Попробуйте озаглавить урок.

– Наш урок мы назовём строчкой из стихотворения Заболоцкого «И пытается сердцем понять…»

– Выскажите ваши предположения, чем мы будем заниматься на уроке.

Сквозные вопросы урока

Что пытался понять поэт Н. Заболоцкий и донести до нас, читателей, через поэзию?

Есть ли сквозное, стержневое (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта?

– У И.В. Гёте есть хорошее высказывание, которое поможет нам приблизиться к поэзии Заболоцкого: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Итак, мы отправляемся в страну поэта.

  1. Осмысление

Наше путешествие в страну поэта будет проходить по определённому маршруту.  (4 слайд)

1. Первый этап – «Знакомьтесь: будущий поэт!» (слайд 5) (В основу маршрута положено деление творчества Заболоцкого на периоды учёным-исследователем А.В. Македоновым[1])

Задание для групп: познакомьтесь со страничками из «Автобиографии» Заболоцкого. Обратите внимание: как шёл к профессии поэт (Приложение 1)

Поделитесь своим мнением: что сыграло роль в формировании Заболоцкого как поэта. Какой совет вы могли бы дать друг другу, чтобы сделать правильный выбор профессии и добиться намеченной цели.

2.  Второй этап нашего путешествия - «Первый» Заболоцкий. Годы НЭПа. 1927-1933 (слайды 6 – 8)

  • Предлагаю вам попробовать себя в роли работников редакции. Вы – помощники редактора. Прочитайте  стихотворение и выполните задание.  (Работа в группах. У каждой группы своё стихотворение. Приложение 2)

В каком журнале можно напечатать  это произведение? (подсказка: литературном, сатирическом,  для детей и т.д.) Докажите своё мнение,  приведя 2-3 доказательства из текста стихотворения. (Старшеклассники знакомятся со стихотворением, обсуждают и высказывают своё мнение, приводя доказательства.)

  • Как вы уже знаете, Заболоцкий действительно в это время работает в редакции детских журналов «Ёж» и «Чиж».

«Писателю весьма полезно побывать в гостях у маленького народа», - пишет Н.Заболоцкий.

«Всё, что нужно познать, познала до семилетнего возраста, а остальные 40 лет училась это понимать», - словно вторит  М. Цветаева.

Обсудите в группах стихотворение «Лицо коня». (Приложение 3) Обратите особое внимание на эпитеты и сравнения. Какую роль они играют в идейном замысле автора? Почему автор дал такое название лирическому произведению?

Подведём итоги второго этапа путешествия в страну поэта. Каким мы увидели Заболоцкого в начале его творческого пути? Что пытался понять молодой поэт?

3. «Второй» Заболоцкий. 1933 -1938 (слайд 9)

«Природа одухотворена, в ней есть свой разум, своя жизнь, полная радости и страданий, добра и зла», - утверждает Заболоцкий.

  • В центре внимания три объекта: река, зима и сознание. Выстройте цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось третьим объектом (приём-игра «Связи» ТРИЗ)

 (Считаю, что на данном этапе урока можно применить приём-игру «Связи». Осуществление этического, нравственного и эстетического воспитания, формирование базовых, ключевых и предметных компетенций на уроках русской литературы – главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств творческой личности учащихся. Это одна из главных задач современного образования – развитие у одаренных учеников креативных качеств. Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема:

–        с нечетко заданными условиями;

–        содержащая некоторое противоречие;

–        допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

Инструментарий ТРИЗ: противоречие, ИКР (идеальный конечный результат), ресурсы, методы активации мышления, методы и приемы для решения творческих задач.

Цель приемов: помочь решить задачу, разрешить противоречие, расширить область поиска и натолкнуть на сильное решение, что необходимо для понимания творчества Заболоцкого.)

  • Прочитайте  стихотворение «Начало зимы». (Приложение 4) Чем поражает созданный автором образ реки? Что пытается донести до нас поэт?

4. Голгофа Н. Заболоцкого. 1938-1946 (слайд 10)

 Обратите внимание на следующий этап нашего путешествия. На слайде маршрута он не имеет названия. Перейдём по указателю. Вспомните биографию Заболоцкого. Где был поэт в эту пору? Что помогло выжить в плену князю Игорю? (Речь идёт о ГУЛАГе, где находился поэт в эти годы. Писать не было ни возможности, ни желания. Именно в эти годы  Заболоцкий перевёл на русский язык древнерусскую поэму «Слово о полку Игореве»)

Прочитайте отрывок из поэмы в переводе Н. Заболоцкого. Что помогло выжить в плену князю Игорю? Какое слово является ключевым в отрывке? Что помогало поэту выжить в нечеловеческих условиях?

Мы же по иному замышленью

Эту повесть о године бед

Со времён Владимира княженья

Доведём до Игоревых лет

И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил,

Мужество избрал себе опорой…  

(Залогом спасения Заболоцкого стало творчество)

5. «Третий» Заболоцкий. 1946 – 1948 (слайды 11-12)

  • Как считают критики, стихотворение Заболоцкого  «В этой роще берёзовой…» - одно из самых трагических стихотворений-метафор XX века. Оно звучит в к\ф «Доживём до понедельника» в исполнении талантливого актёра В. Тихонова.

Согласны вы с вышеприведённым утверждением? Слушайте, смотрите, размышляйте… (На слайде используется приём «интерактивной ленты». Учитель сам управляет фотографиями, подстраиваясь под слова песни.  Старшеклассники после просмотра обсуждают в группах и высказывают своё мнение.)

  • Прочитайте стихотворение Заболоцкого «Бетховен». О чём оно? (Приложение 5) 
  • Посмотрите на слайд. Вы видите ключевые слова из этого стихотворения, высказывание Заболоцкого, его заповедь и формулу  создания лирического произведения. Выстройте  фигуры в логическую цепочку,
  • Каким мы увидели  Заболоцкого в этот период творчества?

6. «Четвёртый» Заболоцкий. 1948 – 1958 (слайды 13 - 15)

Став музыкой, слово Заболоцкого не могло пройти мимо живописи. Послушаем стихотворение «Портрет» Заболоцкого.

  • Определите жанр этого стихотворения. («Портрет в портрете»)
  • Какие слова нашёл поэт, чтобы передать своё удивление живописью, талантом художника поймать «души изменчивой приметы» и донести до зрителя?

Удивление становится одним  из элементов творческого почерка поэта.  «Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза» - это то состояние, в котором понятны и «полуулыбка» и «полуплач» человеческой души. И это начало «четвёртого» Н. Заболоцкого, который вышел в последний путь осторожной беседы с человеческой душой и всё ближе и ближе к одной человеческой душе, одному человеческому сердцу, когда душа с душою говорит.

Послушайте стихотворение «Некрасивая девочка» Заболоцкого.

Проведём перекрёстную дискуссию на тему «Что есть красота». Можете привлекать в качестве доказательств предложенные цитаты  из художественных произведений. (На этом этапе работы уместнее всего приём «перекрёстная дискуссия», так как у учащихся накопилось достаточно аргументов, чтобы высказать своё мнение, что просто необходимо, так как учащиеся должны научиться доказывать свою точку зрения)

1. «Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей погубишь… вот тогда и радуйся красоте-то своей… В омут лучше с красотой-то» (А.Н. Островский «Гроза»)

2. Красотой спасётся мир (Ф. М. Достоевский «Идиот»)

3.                     …что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

– Закономерным продолжением этой темы является стихотворение «Это было давно». (Стихотворение читает учитель) (Приложение 7)

– Чем похожи эти две встречи – с ребёнком и седой старухой? Что же пытается понять поэт?

 Составьте глоссарий к этим стихотворениям Заболоцкого. Объясните  значения слов «детство». «старость» и «душа».  (работа в группах) (Глоссарий чаще всего необходим для того, чтобы растолковать непонятные слова, выражения. Однако существуют глоссарии к отдельным произведениям или циклам произведений. В данный момент на уроке необходима такая работа, так как она заставляет одиннадцатиклассников внимательнее относиться к словам и иначе взглянуть на знакомые понятия.) 

– И теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока:  есть ли «сквозное», «стержневое» (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта? (Это слово – ДУША) (слайд 16)

– Построим кластер к слову ДУША, опираясь на стихи Заболоцкого и строчки из стихов, где встречается это слово. (слайд 17) 

(Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.)

– Прочитайте «Завещание» (Приложение 8) Заболоцкого. Читая, не забывайте про душу поэта: она в каждом его слове. (Можно предложить какой-то одной группе прочитать это стихотворение вслух) Какие заветные слова поэта стали ключевыми в этом стихотворении?

– Обратите внимание на его высказывание: «Искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни. Проблема творчества в искусстве – поиск красоты в жизни и в природе». (возвращение к слайду 16)

– Возвратимся ещё к одному вопросу, прозвучавшему в начале урока: что пытался понять поэт Заболоцкий и донести до нас, читателей?

  1. Творческая рефлексия урока. Написание синквейна (слайд 18)

(Синквейн (фр. пятистрочье)  –  это стихотворение из 5 строк

Первая строка. Одно слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. Два  слова – описание этого понятия (прилагательные или причастия).

Третья строка. Три слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (м.б. афоризм, цитата, пословица)

Пятая строка. Одно  слово – синоним, который повторяет суть темы.)

– Поделитесь своим творчеством, своими находками. (Приложение 9)

  1. Домашнее задание (на выбор) (слайд 19)
  1. Напишите творческую работу по теме: «И пытается сердцем понять» (по творчеству Н. Заболоцкого)
  2. Подготовьте вопросы к заданию «Верные – неверные утверждения» по творчеству Заболоцкого
  3. Прочитайте стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы», «Ночной сад», «Лесное озеро», «Гроза», «Журавли», «Признание», «Противостояние Марса», «Завещание». Выучите 1-2 стихотворения наизусть, выскажите своё мнение, опираясь на материалы урока.

V. И завершим урок словами поэта, который учит нас быть внимательнее к людям и  открывает поэзию в каждом человеческом поступке, согревающем внутренним светом человеческое сердце на долгие годы:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Литература

  1. Заболоцкий Н.А.  Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. – 480 с.
  2. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – 2-е изд. – Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008 – 92с.
  3. Л.Н. Пастухова «Не позволяй душе лениться…». - Научно-методический журнал «Литература в школе», 1993г., №6, стр. 61-67
  4. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; Сост. Е.П. Пронина. Под ред. В. П. Журавлёва. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2014


[1] Л.Н. Пастухова «Не позволяй душе лениться…» в ж. «Литература в школе», 1993г, №6, стр. 62


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по лирике Н.А. Заболоцкого 11 класс Автор презентации учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области» Нугаева Наталья Владимировна Межрегиональный конкурс «Мастер-класс учителей русского языка и литературы»

Слайд 2

Подсказки для работы с презентацией Кнопка для перехода от слайда к слайду Кнопка возвращения на слайд-указатель «Путешествие в страну ПОЭТА » Кнопка управления триггерами на слайде. Работать с ней до появления или Кнопка-стрелка для управления интерактивной лентой и включения музыки на 11 слайде

Слайд 3

И, бросая перо, в кабинете Всё он бродит один И пытается сердцем понять То, что могут понять Только старые люди и дети. Н.А. Заболоцкий Сквозные вопросы урока Что пытался понять поэт Н. Заболоцкий и донести до нас, читателей? Есть ли сквозное, стержневое (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта? «И пытается сердцем понять…» Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта. И. В. Гёте Выделите ключевые слова в эпиграфе урока. Попробуйте озаглавить урок. Выскажите ваши предположения, чем мы будем заниматься на уроке. Прогнозирование

Слайд 4

Путешествие в страну ПОЭТА Знакомьтесь: будущий поэт! ……………………..5 слайд «Первый» Заболоцкий………………………....6 - 8 слайд «Второй» Заболоцкий………………………………...9 слайд ------------------------------ ………………………………… 10 слайд «Третий» Заболоцкий………………………...11 - 12 слайд «Четвёртый» Заболоцкий………………....13 – 15 слайд Завещание………………………………………….16 – 17 слайд Рефлексия урока. Домашнее задание..18 – 19 слайд Информационные источники…………….20 – 21 слайд Внимание! Работают гиперссылки

Слайд 5

Знакомьтесь: будущий поэт! Познакомьтесь со страничками из «Автобиографии» Заболоцкого. Обратите внимание: как шёл к профессии поэт Поделитесь своим мнением: что сыграло роль в формировании Заболоцкого как поэта. Какой совет вы могли бы дать друг другу, чтобы сделать правильный выбор профессии и добиться намеченной цели

Слайд 6

«Первый» Заболоцкий. Годы НЭПа . 1927-1933 Работа в группах Вы – помощники редактора. Прочитайте стихотворение. В каком журнале можно напечатать это произведение? (подсказка: литературном, сатирическом, для детей и т.д.) Докажите своё мнение, приведя 2-3 доказательства из текста стихотворения. 1. «Вечерний бар» 4. «На рынке» 2. «Новый быт» 3. «Свадьба» 5. «Рыбная лавка»

Слайд 7

«Первый» Заболоцкий. 1927-1933 Писателю весьма полезно побывать в гостях у маленького народа. (Н.Заболоцкий) Всё, что нужно познать, познала до семилетнего возраста, а остальные 40 лет училась это понимать. (М. Цветаева) Обсудите в группах стихотворение «Лицо коня». Обратите особое внимание на эпитеты и сравнения. Какую роль они играют в идейном замысле автора? Почему автор дал такое название? Обложка журнала. 1930г П.Филонов. Животные. 1930г.

Слайд 8

«Первый» Заболоцкий Каким мы увидели Заболоцкого в начале его творческого пути? Что пытался понять молодой поэт?

Слайд 9

«Второй» Заболоцкий. 1933 -1938 Природа в речке нам изобразила Скользящий миг сознанья своего… «Природа одухотворена, в ней есть свой разум, своя жизнь, полная радости и страданий, добра и зла», - утверждает Заболоцкий. В центре внимания три объекта: река, зима и сознание. Выстройте цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось третьим объектом. Прочитайте стихотворение «Начало зимы». Чем поражает созданный автором образ реки? Что пытается донести до нас поэт?

Слайд 10

ЭТАП творчества? 1938 – 1946 Где был поэт в эту пору? Что помогало выжить? Перевод древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времён Владимира княженья Доведём до Игоревых лет И прославим Игоря, который, Напрягая разум, полный сил, Мужество избрал себе опорой… Залог спасения – творчество

Слайд 11

«Третий» Заболоцкий. 1946 – 1948 «В этой роще берёзовой…» - одно из самых трагических стихотворений-метафор XX века. Оно звучит в к\ф «Доживём до понедельника» в исполнении В. Тихонова. Муз. К. Молчанова.

Слайд 12

«Третий» Заболоцкий. 1946 – 1948 Прочитайте стих Заболоцкого «Бетховен». Выстройте фигуры с высказываниями и утверждениями в логическую цепочку. «Стань музыкою, слово!..» – это заповедь поэта Если «слова мешают друг другу – малопригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы» Музыка, мысль, слово МОМ (мысль – образ – музыка) – формула поэта Проверьте себя!

Слайд 13

«Четвёртый» Заболоцкий. 1948 – 1958 «Портрет» (1953) Определите жанр этого стихотворения. «Портрет в портрете» Какие слова нашёл поэт, чтобы передать своё удивление живописью, талантом художника поймать «души изменчивой приметы» и донести до зрителя? Удивление – один из элементов творческого почерка поэта Заболоцкий на пути осторожной беседы с человеческой душой

Слайд 14

«Четвёртый» Заболоцкий. 1948 – 1958 «Некрасивая девочка» Что есть красота? Дискуссия Цитаты 1. « Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей погубишь… вот тогда и радуйся красоте-то своей… В омут лучше с красотой-то» (А.Н. Островский «Гроза») 2. Красотой спасётся мир (Ф. М. Достоевский « Идиот ») 3. …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Слайд 15

«Четвёртый» Заболоцкий. 1948 – 1958 «Это было давно» И седая крестьянка В морщинистой тёмной руке …Две лепёшки ему И яичко, крестясь, протянула. И как громом ударило В душу его… Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье «Некрасивая девочка» Глоссарий (работа в группах) детство – старость – душа – Что пытается понять поэт?

Слайд 16

«Завещание» Николая Заболоцкого Есть ли сквозное слово, слово-ключ в лирике Заболоцкого? Это слово - ДУША Искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни. Проблема творчества в искусстве – поиск красоты в жизни и в природе. О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потёмок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил. Н.Заболоцкий

Слайд 17

и как громом ударило в душу его ДУША но люди там не утеряли души и пытается сердцем понять держи лентяйку в чёрном теле Некрасивая девочка Не позволяй душе лениться душа обязана трудиться она рабыня и царица Младенческая грация души Завещание Это было давно Противостояние Марса Составление КЛАСТЕРА она работница и дочь мою живую душу

Слайд 18

Рефлексия урока Синквейн «И пытается сердцем понять…» Синквейн (фр. пятистрочье ) . Синквейн – это стихотворение из 5 строк Первая строка. Одно слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . Два слова – описание этого понятия (прилагательные или причастия). Третья строка . Три слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (м.б. афоризм, цитата, пословица) Пятая строка . Одно слово – синоним, который повторяет суть темы.

Слайд 19

Домашнее задание (на выбор) Напишите творческую работу по теме: «И пытается сердцем понять» (по творчеству Н. Заболоцкого) Подготовьте вопросы к заданию «Верные – неверные утверждения» по творчеству Заболоцкого Прочитайте стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы», «Ночной сад», «Лесное озеро», «Гроза», «Журавли», «Признание», «Противостояние Марса», «Завещание». Выучите 1-2 стихотворения наизусть, выскажите своё мнение, опираясь на материалы урока.

Слайд 20

Информационные ресурсы Заболоцкий Н.А. Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс , 1998. – 480 с. Фото Заболоцкого http://retrofilm.ru/Player13939.html Рокотов. Портрет Струйской . http://www.lib.tpu.ru/siteimages/c8c13493-1742-4f22-9549-9ce6e8d669be/1024.jpg Портрет Бетховена http://vanbethoven.ru/foto.php Фото старушки http://hiero.ru/Eve_n Голгофа Заболоцкого http://www.kmslib.ru/sites/default/files/pictures/page/zabolotskii.jpg Обложки книг http://pood.rahvaraamat.ee/Content/ProductImages/product_5/29/V104629.jpg http://www.biblus.ru/pics/6/6/d/1000113905.jpg http://www.rexbooks.ucoz.ru/_ph/27/2/274355595.jpg http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=121&id=06.jpg Девушка со свечой http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/405/892405/f_13158018.jpg Девочка http://i1.i.ua/prikol/pic/7/8/347687_333873.jpg Родители Заболоцкого http://www.cirota.ru/forum/images/8/8921.gif Дом, где жил Заболоцкий http://www.geocaching.su/photos/areas/4244.jpg Годы НЭПа http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/9/5/5/8/7/955873ebcfaea4d87b9d6bd78ff766aa_full.jpg Обложка журнала «Ёж» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/0/07/%D0%A7%D0%B8%D0%B6.jpg Река http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2011/05/21/2/ba24deca9f9f34c8bc2a1beb34f4d46c/800.jpg Материал о Заболоцком http://www.a4format.ru/author.bio.2.php?lt=199&author=35&dtls_bio=1

Слайд 21

Информационные источники Рисунок коня http://www.ice-scream.ru/images/img/horses-drawings-14.jp Павел Филонов. Животные. 1930г. http://novruslit.ru/wp-content/gallery/ill/animals_1930.jpg Песня из к/ ф «Доживём до понедельника» - слова Н. Заболоцкого, музыка К. Молчанова. Исполняет артист В. Тихонов Берёзовая роща http://img-fotki.yandex.ru/get/4203/iuspas.17/0_37f57_2fbd7a0a_XL http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/76/76076448_3303834_3781817_large.jpg Ядерный взрыв http://www.nastol.com.ua/pic/201111/1280x1024/nastol.com.ua-11564.jpg Взрыв http://img12.nnm.ru/2/e/0/0/b/aa17e904715a958b29054de4899_prev.jpg Погибший солдат у пулемёта http://copypast.ru/foto3/0138/pole_bitwy_77.jpg Иволга http://i032.radikal.ru/1005/c1/f55158c7b653.jpg Поле боя http://www.proza.ru/pics/2010/11/17/1053.jpg Восход http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/con-sa.4/0_827be_581ab31d_XL Солдаты http://www.bugaga.ru/uploads/posts/2010-08/1281481603_military-fun-1.jpg Солдаты возле пулемёта http://bug- voenpoisk.ucoz.ru / vsakoe /21..jpg Матросы в бою http://gorod.tomsk.ru/posts-files/59/831/i/poi1_2swl2o7b8yw48cwok4cs4s0cg_ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4_th.jpg Выход



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Из автобиографии

Родился 24 апреля 1903 году в Казани в семье агронома А.А. Заболотского и учительницы Л.А. Дьяконовой. Семья переехала в с. Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. Первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами: с лугами и рощами, огромным садом.  

За стеклянной дверцей книжного шкафа виднелось наставление, вырезанное откуда-то отцом: «Люби и уважай книги! Книга – плод ума человеческого. Написать книгу нелегко. Для многих книги – всё равно что хлеб». Здесь, возле книжного шкафа, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем

1913 год. Уржумское реальное училище. В первый год моего ученичества у нас в училище силами учителей, интеллигенции и старшеклассников ставилась «Аида». Правда, опера шла под аккомпанемент рояля – но шла! …вот уже три года, как я писал стихи и, читая поэтов, понабрался у них всякой всячины.

1920 год. Историко-филологический факультет Первого Московского университета. Духовная жизнь и голодный быт – возвращение домой.

1921-25гг. Ленинградский педагогический институт имени Герцена, отделение русского языка и литературы. Педагогом я быть не собирался, хотел получить литературное образование. Много писал, подражая то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Считался способным студентом, но привязанность  к поэзии оказалась сильнее.

В 1925 году я окончил институт. За моей душой была объёмистая тетрадь плохих стихов.

В 1926 году я был призван в армию.

Заболоцкий Н.А.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

ВЕЧЕРНИЙ БАР

В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно,

Под электричеством играя,

В бокале плавало окно.

Оно, как золото, блестело,

Потом садилось, тяжелело,

Над ним пивной дымок вился...

Но это рассказать нельзя.

Звеня серебряной цепочкой,

Спадает с лестницы народ,

Трещит картонною сорочкой,

С бутылкой водит хоровод.

Сирена бледная за стойкой

Гостей попотчует настойкой,

Скосит глаза, уйдет, придет,

Потом с гитарой на отлет

Она поет, поет о милом,

Как милого она любила,

Как, ласков к телу и жесток,

Впивался шелковый шнурок,

Как по стаканам висла виски,

Как, из разбитого виска

Измученную грудь обрызгав,

Он вдруг упал. Была тоска,

И все, о чем она ни пела,

Легло в бокал белее мела.

Мужчины тоже всё кричали,

Они качались по столам,

По потолкам они качали

Бедлам с цветами пополам.

Один рыдает, толстопузик,

Другой кричит: "Я - Иисусик,

Молитесь мне, я на кресте,

В ладонях гвозди и везде!"

К нему сирена подходила,

И вот, тарелки оседлав,

Бокалов бешеный конклав

Зажегся, как паникадило.

Глаза упали, точно гири,

Бокал разбили, вышла ночь,

И жирные автомобили,

Схватив под мышки Пикадилли,

Легко откатывали прочь.

А за окном в глуши времен

Блистал на мачте лампион.

Там Невский в блеске и тоске,

В ночи переменивший краски,

От сказки был на волоске,

Ветрами вея без опаски.

И как бы яростью объятый,

Через туман, тоску, бензин,

Над башней рвался шар крылатый

И имя "Зингер" возносил.

1926

Новый быт

Восходит солнце над Москвой.

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

Младенец, выхолен и крупен,

Сидит в купели, как султан.

Прекрасный поп поет, как бубен,

Паникадилом осиян.

Прабабка свечку зажигает,

Младенец крепнет и мужает

И вдруг, шагая через стол,

Садится прямо в комсомол.

И время двинулось быстрее,

Стареет папенька-отец,

И за окошками в аллее

Играет сваха в бубенец.

Ступни младенца стали шире,

От стали ширится рука.

Уж он сидит в большой квартире,

Невесту держит за рукав.

Приходит поп, тряся ногами,

В ладошке мощи бережет,

Благословить желает стенки,

Невесте крестик подарить.

«Увы,— сказал ему младенец,—

Уйди, уйди, кудрявый поп,

Я — новой жизни ополченец,

Тебе ж один остался гроб!»

Уж поп тихонько плакать хочет,

Стоит на лестнице, бормочет,

Не зная, чем себе помочь.

Ужель идти из дома прочь?

Но вот знакомые явились,

Завод пропел: «Ура! Ура!»

И Новый Быт, даруя милость,

В тарелке держит осетра.

Варенье, ложечкой носимо,

Шипит и падает в боржом.

Жених, проворен нестерпимо,

К невесте лепится ужом.

И председатель на отвале,

Чете играя похвалу,

Приносит в выборгском бокале

Вино солдатское, халву,

И, принимая красный спич,

Сидит на столике кулич.

«Ура! Ура!» — поют заводы,

Картошкой дым под небеса.

И вот супруги, выпив соды,

Сидят и чешут волоса.

И стало все благоприятно:

Явилась ночь, ушла обратно,

И за окошком через миг

Погасла свечка-пятерик.

1927

Свадьба

Сквозь окна хлещет длинный луч,

Могучий дом стоит во мраке.

Огонь раскинулся, горюч,

Сверкая в каменной рубахе.

Из кухни пышет дивным жаром.

Как золотые битюги,

Сегодня зреют там недаром

Ковриги, бабы, пироги.

Там кулебяка из кокетства

Сияет сердцем бытия.

Над нею проклинает детство

Цыпленок, синий от мытья.

Он глазки детские закрыл,

Наморщил разноцветный лобик

И тельце сонное сложил

В фаянсовый столовый гробик.

Над ним не поп ревел обедню,

Махая по ветру крестом,

Ему кукушка не певала

Коварной песенки своей:

Он был закован в звон капусты,

Он был томатами одет,

Над ним, как крестик, опускался

На тонкой ножке сельдерей.

Так он почил в расцвете дней,

Ничтожный карлик средь людей.

Часы гремят. Настала ночь.

В столовой пир горяч и пылок.

Графину винному невмочь

Расправить огненный затылок.

Мясистых баб большая стая

Сидит вокруг, пером блистая,

И лысый венчик горностая

Венчает груди, ожирев

В поту столетних королев.

Они едят густые сласти,

Хрипят в неутоленной страсти

И распуская животы,

В тарелки жмутся и цветы.

Прямые лысые мужья

Сидят, как выстрел из ружья,

Едва вытягивая шеи

Сквозь мяса жирные траншеи.

И пробиваясь сквозь хрусталь

Многообразно однозвучный,

Как сон земли благополучной,

Парит на крылышках мораль.

О пташка божья, где твой стыд?

И что к твоей прибавит чести

Жених, приделанный к невесте

И позабывший звон копыт?

Его лицо передвижное

Еще хранит следы венца,

Кольцо на пальце золотое

Сверкает с видом удальца,

И поп, свидетель всех ночей,

Раскинув бороду забралом,

Сидит, как башня, перед балом

С большой гитарой на плече.

Так бей, гитара! Шире круг!

Ревут бокалы пудовые.

И вздрогнул поп, завыл и вдруг

Ударил в струны золотые.

И под железный гром гитары

Подняв последний свой бокал,

Несутся бешеные пары

В нагие пропасти зеркал.

И вслед за ними по засадам,

Ополоумев от вытья,

Огромный дом, виляя задом,

Летит в пространство бытия.

А там — молчанья грозный сон,

Седые полчища заводов,

И над становьями народов —

Труда и творчества закон.

1928

На рынке

В уборе из цветов и крынок

Открыл ворота старый рынок.

Здесь бабы толсты, словно кадки,

Их шаль невиданной красы,

И огурцы, как великаны,

Прилежно плавают в воде.

Сверкают саблями селедки,

Их глазки маленькие кротки,

Но вот, разрезаны ножом,

Они свиваются ужом.

И мясо, властью топора,

Лежит, как красная дыра,

И колбаса кишкой кровавой

В жаровне плавает корявой,

И влед за ней кудрявый пес

Несет на воздух постный нос,

И пасть открыта, словно дверь,

И голова, как блюдо,

И ноги точные идут,

Сгибаясь медленно посередине.

Но что это? Он с видом сожаленья

Остановился наугад,

И слезы, точно виноград,

Из глаз по воздуху летят.

Калеки выстроились в ряд.

Один играет на гитаре.

Ноги обрубок, брат утрат,

Его кормилец на базаре.

А на обрубке том костыль,

Как деревянная бутыль.

Росток руки другой нам кажет,

Он ею хвастается, машет,

Он палец вывихнул, урод,

И визгнул палец, словно крот,

И хрустнул кости перекресток,

И сдвинулось лицо в наперсток.

А третий, закрутив усы,

Глядит воинственным героем.

Над ним в базарные часы

Мясные мухи вьются роем.

Он в банке едет на колесах,

Во рту запрятан крепкий руль,

В могилке где-то руки сохнут,

В какой-то речке ноги спят.

На долю этому герою

Осталось брюхо с головою

Да рот, большой, как рукоять,

Рулем веселым управлять.

Вон бабка с неподвижным оком

Сидит на стуле одиноком,

И книжка в дырочках волшебных

(Для пальцев милая сестра)

Поет чиновников служебных,

И бабка пальцами быстра.

А вкруг — весы, как магелланы,

Отрепья масла, жир любви,

Уроды, словно истуканы,

В густой расчетливой крови,

И визг молитвенной гитары,

И шапки полны, как тиары,

Блестящей медью. Недалек

Тот миг, когда в норе опасной

Он и она — он пьяный, красный

От стужи, пенья и вина,

Безрукий, пухлый, и она —

Слепая ведьма — спляшут мило

Прекрасный танец-козерог,

Да так, что затрещат стропила

И брызнут искры из-под ног!

И лампа взвоет, как сурок.

1927

Рыбная лавка

И вот забыв людей коварство,

Вступаем мы в иное царство.

Тут тело розовой севрюги,

Прекраснейшей из всех севрюг,

Висело, вытянувши руки,

Хвостом прицеплено на крюк.

Под ней кета пылала мясом,

Угри, подобные колбасам,

В копченой пышности и лени

Дымились, подогнув колени,

И среди них, как желтый клык,

Сиял на блюде царь-балык.

О самодержец пышный брюха,

Кишечный бог и властелин,

Руководитель тайный духа

И помыслов архитриклин!

Хочу тебя! Отдайся мне!

Дай жрать тебя до самой глотки!

Мой рот трепещет, весь в огне,

Кишки дрожат, как готтентотки.

Желудок, в страсти напряжен,

Голодный сок струями точит,

То вытянется, как дракон,

То вновь сожмется что есть мочи,

Слюна, клубясь, во рту бормочет,

И сжаты челюсти вдвойне...

Хочу тебя! Отдайся мне!

Повсюду гром консервных банок,

Ревут сиги, вскочив в ушат.

Ножи, торчащие из ранок,

Качаются и дребезжат.

Горит садок подводным светом,

Где за стеклянною стеной

Плывут лещи, объяты бредом,

Галлюцинацией, тоской,

Сомненьем, ревностью, тревогой...

И смерть над ними, как торгаш,

Поводит бронзовой острогой.

Весы читают «Отче наш»,

Две гирьки, мирно встав на блюдце,

Определяют жизни ход,

И дверь звенит, и рыбы бьются,

И жабры дышат наоборот.

1928



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Н.А. Заболоцкий.  Лицо коня

Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной.

Рогами гладкими шумит в соломе

Покатая коровы голова.

Раздвинув скулы вековые,

Ее притиснул каменистый лоб,

И вот косноязычные глаза

С трудом вращаются по кругу.

Лицо коня прекрасней и умней.

Он слышит говор листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный

И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная всё, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

Ночь глубока. На темный небосклон

Восходят звезд соединенья.

И конь стоит, как рыцарь на часах,

Играет ветер в легких волосах,

Глаза горят, как два огромных мира,

И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел

Лицо волшебное коня,

Он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню. Поистине достоин

Иметь язык волшебный конь!

Мы услыхали бы слова.

Слова большие, словно яблоки. Густые,

Как мед или крутое молоко.

Слова, которые вонзаются, как пламя,

И, в душу залетев, как в хижину огонь,

Убогое убранство освещают.

Слова, которые не умирают

И о которых песни мы поем.

Но вот конюшня опустела,

Деревья тоже разошлись,

Скупое утро горы спеленало,

Поля открыло для работ.

И лошадь в клетке из оглобель,

Повозку крытую влача,

Глядит покорными глазами

В таинственный и неподвижный мир. (1926)



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Н.А. Заболоцкий

Начало зимы

Зимы холодное и ясное начало

Сегодня в дверь мою три раза простучало.

Я вышел в поле. Острый, как металл,

Мне зимний воздух сердце спеленал,

Но я вздохнул и, разгибая спину,

Легко сбежал с пригорка на равнину,

Сбежал и вздрогнул: речки страшный лик

Вдруг глянул на меня и в сердце мне проник.

Заковывая холодом природу,

Зима идет и руки тянет в воду.

Река дрожит и, чуя смертный час,

Уже открыть не может томных глаз,

И всё ее беспомощное тело

Вдруг страшно вытянулось и оцепенело

И, еле двигая свинцовою волной,

Теперь лежит и бьется головой.

Я наблюдал, как речка умирала,

Не день, не два, но только в этот миг,

Когда она от боли застонала,

В ее сознанье, кажется, проник.

В печальный час, когда исчезла сила,

Когда вокруг не стало никого,

Природа в речке нам изобразила

Скользящий мир сознанья своего.

И уходящий трепет размышленья

Я, кажется, прочел в глухом ее томленье.

И в выраженье волн предсмертные черты

Вдруг уловил. И если знаешь ты,

Как смотрят люди в день своей кончины,

Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины

Смертельно почерневшая вода

Чешуйками подергивалась льда.

И я стоял у каменной глазницы,

Ловил на ней последний отблеск дня.

Огромные внимательные птицы

Смотрели с елки прямо на меня.

И я ушел. И ночь уже спустилась.

Крутился ветер, падая в трубу,

И речка, вероятно, еле билась,

Затвердевая в каменном гробу.

1935



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Н.А. Заболоцкий

Бетховен

В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов,

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

Дубравой труб и озером мелодий

Ты превозмог нестройный ураган,

И крикнул ты в лицо самой природе,

Свой львиный лик просунув сквозь орган.

И пред лицом пространства мирового

Такую мысль вложил ты в этот крик,

Что слово с воплем вырвалось из слова

И стало музыкой, венчая львиный лик.

В рогах быка опять запела лира,

Пастушьей флейтой стала кость орла,

И понял ты живую прелесть мира

И отделил добро его от зла.

И сквозь покой пространства мирового

До самых звезд прошел девятый вал...

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

1946



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Н.А. Заболоцкий. Это было давно

Это было давно.

Исхудавший от голода, злой,

Шел по кладбищу он

И уже выходил за ворота.

Вдруг под свежим крестом,

С невысокой могилы, сырой

Заприметил его

И окликнул невидимый кто-то.

И седая крестьянка

В заношенном старом платке

Поднялась от земли,

Молчалива, печальна, сутула,

И, творя поминанье,

В морщинистой темной руке

Две лепешки ему

И яичко, крестясь, протянула.

И как громом ударило

В душу его, и тотчас

Сотни труб закричали

И звезды посыпались с неба.

И, смятенный и жалкий,

В сиянье страдальческих глаз,

Принял он подаянье,

Поел поминального хлеба.

Это было давно.

И теперь он, известный поэт,

Хоть не всеми любимый,

И понятый также не всеми,

Как бы снова живет

Обаянием прожитых лет

В этой грустной своей

И возвышенно чистой поэме.

И седая крестьянка,

Как добрая старая мать,

Обнимает его...

И, бросая перо, в кабинете

Всё он бродит один

И пытается сердцем понять

То, что могут понять

Только старые люди и дети. (1957)



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Н.А. Заболоцкий. Завещание

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя

И, погасив свечу, опять отправлюсь я

В необозримый мир туманных превращений,

Когда мильоны новых поколений

Наполнят этот мир сверканием чудес

И довершат строение природы,—

Пускай мой бедный прах покроют эти воды,

Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

В его больших листах я дам приют уму,

Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,

Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли

И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,

Я в небо пролечу, как медленная птица,

Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,

Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил — томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели

Глаза мои впервые в мир глядели,—

Я на земле моей впервые мыслить стал,

Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,

Когда впервые капля дождевая

Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

1947



Предварительный просмотр:

Приложение 9

Синквейны учащихся

Заболоцкий,

Талантливый, мудрый,

Учит, воспитывает, наставляет.

Его поэзия – «огонь, мерцающий в сосуде».

Поэт!

(Татьяна М.)

Красота,

Внутренняя, благородная,

Радует, восхищает, поражает.

Это огонь, мерцающий в сосуде.

Душа…

(Ольга Г.)

Крестьянка,

Молчаливая, седая,

Поняла, пожалела, угостила.

Сколько добрых людей на Руси!

Душа народа.

(Алексей К)

Поэт,

Ищущий, понимающий,

Переводит, создаёт, одухотворяет.

Пытается понять главное в жизни.

 Душа!

(Влада М.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Сценарий мастер-класса "Наше сердце" на конкурс учитель года

Сценарий мастер-класса в технологии творческих мастерских для конкурса "Учительгода"....

Мастер - класс "А сердце чья-то строчка тронет..."

Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное годами, а возвращающееся каждое утро.(Р.Роллан)...

"Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" План-конспект урока по литературе 9 класс

Цель урока:1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;3 Воспитывать интерес к творческим и жизн...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Контрольная работа (тест) по теме "Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Литература. 7 класс (по УМК В.Я. Коровиной и др.)

Контрольная работа (тест) по теме "Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". Литература. 7 класс (по УМК В.Я. Коровиной и др.)...