Статья «Роль фольклора и художественной литературы в формировании гражданско – патриотической позиции школьников с ОВЗ в условиях ФГОС».
статья по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Статья «Роль фольклора и художественной литературы в формировании гражданско – патриотической позиции школьников с ОВЗ в условиях ФГОС».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Роль фольклора и художественной литературы в формировании гражданско – патриотической позиции школьников с ОВЗ в условиях ФГОС».

Гребенникова О.В., учитель русского языка,

Варнавская М.М., учитель – дефектолог,

                                                                                        ГКОУ «Котовская школа-интернат».

olgalihovtsova@yandex.ru

marina.varnavskaya.1977@mail.ru

       Фольклор является наиважнейшим материалом для воспитания, в том числе патриотического.
Творческая работа объединяет детей и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства, любви и гордости за свою страну, чувство сопричастности к важным событиям в жизни страны.

       Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к своей земле, не знает, историю и культуру своего народа, не может быть по–настоящему гражданином и патриотом. Проблема патриотического воспитания и гражданственности подрастающего поколения в ГКОУ «Котовская школа – интернат» одна из наиболее важных.

       Патриотизм - это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно- нравственной сфере жизни. Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

      Работая с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, мы сталкиваемся со многими трудностями при формировании их гражданской позиции. Процесс гражданско патриотического  воспитания  осложняется рядом психофизиологических особенностей, детям свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности. Проблемный ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине. У учеников специальных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли, то  у детей с особыми образовательными потребностями слабость мысли тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны.

      Нельзя не согласиться с тем, что отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. Патриотизм является основой духовной жизни человека.

      Поэтому знакомство с фольклором (отражающим народную мудрость) на уроках литературного чтения является наиважнейшим материалом для воспитания, в том числе патриотического.
     Во-первых, в жанрах фольклора отразились базовые традиционные ценности, включая ценность
Родины. Н.П. Овчинникова отмечает, что «любовь к Родине, готовность к защите Отечества – вот главная идея многих пословиц и поговорок ( «С родной земли – умри, не сходи», «Своя земля и в горести мила», «Родная земля – мать, чужая – мачеха» и др.)1.

      Во-вторых, многие фольклорные жанры представляют собой материал, доступный пониманию детьми всех возрастов.

      В Котовской школе - интернате большое внимание уделяется сохранению и укреплению русских народных традиций. Работа ведётся по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Важнейшей задачей уроков и внеурочных занятий является раскрытие и сохранение лучших качеств подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, гордость за землю, на которой живешь, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам; любовь к Родине, хлебу, земле; трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другое. На уроках и во внеурочной деятельности через фольклор и художественные произведения прививаем  детям любовь к русской литературе, родному слову, русским традициям, изучению культуры своих предков. Делаем акцент на знание истории народа, его культуры, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

      Работу по патриотическому воспитанию начинаем с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый урок, занятие наполняем радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Учим детей высказываться о прочитанном, говорить о своих чувствах. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, песен в большинстве произведений устного творчества русского народа – всё это открывает путь к сердцу и уму школьников. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. В народном творчестве проявляется основная особенность нации – общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. На наш взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.        

      Остановимся подробнее на жанре былин:

Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона»

Действие в фольклорных текстах обычно разворачивается в определённом месте Русской земли:

Ой, вы, горы, горы Воробьёвские…

Ох, ты, степь, чисто поле, степь Саратовска…

Как за реченькой за Камышинкой…

      Поэтически характеризуется русская природа. Причём из текста понято, что природа именно русская, так как присутствуют символы русской природы: чистое поле, берёза, калина. Так же поэтически говорится и о русских городах. В былинах Новгород – славный и великий, Чернигов – славный, «ах, ты, батюшка, Ярослав-город…».

В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

      «Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава)» [7,344]. Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость.

      Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.

       Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.

       В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.

Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен такой образ.

        Традиционный русский кулачный бой не только участниками, а и зрителями воспринимался во множестве контекстов одновременно. «Это и демонстрация наличия силы, необходимой для защиты семьи, рода, общины и здоровья как основы продолжения рода. Это и свидетельство результатов выучки (не обучения, а именно выучки), ради которой и отдавали своих детей в обучение. Это и показ новым поколениям уровня мастерства, к которому они должны стремиться. Это и дополнительные основания для выбора женихов да работников. Это, наконец, просто эстетически понятное и нравственно полезное зрелище, в отличие от роботизированного насилия, заполонившего сегодняшние «произведения искусства» [8,229].

        В «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова в образе кулачного бойца не было места злобе, ненависти, презрению, не было и стремления к разрушению, уничтожению. В традиционной русской культуре образ кулачного бойца — это образ защитника — сильного, ловкого, великодушного и заботливого. И былинные богатыри думали не о своей победе, а о защите тех, кто стоял за их спинами, о защите своей родины. Кулачный боец, богатырь неагрессивен, его цель – защитить себя, свою семью, свою деревню, свою Родину, результаты своего труда. Боец дипломатичен, он стремится сохранить мир любыми путями, прийти к дружеским отношениям, а не к отношениям врагов. «Русские эпические богатыри — это крестьяне-пахари. Крестьянин с точки зрения боевого мастерства всегда любитель, а не профессионал. Он не хочет воевать, он хочет возделывать свою землю, выращивать хлеб и жить мирно» [8,234] «Стеношный бой в отличие от дуэли формирует такие взаимоотношения, как взаимодействие, взаимопомощь, взаимовыручку»

        Воспитательное значение этого образа велико, в нём слиты воедино интеллект, культура и деятельность. Эпос героизирует и военную доблесть, и политическую мудрость, терпеливость, взвешенность (высокая оценка этих качеств отразилась во всём русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках). «Эти психологические типы русских героев дошли до наших дней: на описании их противостояния и сотрудничества строится большая часть отечественной героики» [8,234].

       Образы былинных героев по своему воспитательному значению можно поставить в один ряд с образами выдающихся деятелей России. «Пытливость русского ума, тянущегося к учению и прогрессу, прославлена национальными героями, которые встали вровень с былинными богатырями и историческими ратными героями — М.В. Ломоносовым, Ю.А. Гагариным, сотнями учёных, инженеров и рабочих, создававших ракетный щит Отечества».

     Таким образом, каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями, и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность. Фольклор одно из интересных средств, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, и желанием сохранять и приумножать память и богатство своей страны с красивейшим названием РОССИЯ.

Список литературы:

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 212 с.

2. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 98 с.

3. Вырщиков. А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

В данной методической разработке описан опыт, который включает в себя систему гражданско-патриотического  воспитания школьников в рамках молодежного клуба «Собеседник», как части воспитательного ...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...