Проект "Трилогия А.П.Чехова"
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Проект "Трилогия А.П.Чехова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trilogiya_chehova.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект выполнил ученик 8 «В» класса ГБОУ Школа № 2065 Ш-1 Лазарев Егор Руководитель: Серова Виктория Дмитриевна « Мастерство рассказов А.П.Чехова. « Маленькая трилогия » как обличение « футлярности » жизни человека ». Единство авторской мысли.

Слайд 2

Актуализация темы Рассказы А.П.Чехова рисуют разные проявления "футлярной жизни". " Футлярностью " заражены не только герои , но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности.

Слайд 3

Цель проекта: проследить единство авторской мысли в «маленькой трилогии» А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» Задачи: 1.Доказать,что творчество А.А.Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. 2. Проследить идейно-композиционное единство рассказов «маленькой трилогии» Гипотеза : единство г ероев рассказов обозначается понятием « футлярности », которое связано с осмыслением жизни. Объект исследования: трилогия А.П.Чехова Методы исследования: 1.Изучение специальной литературы. 2.Знакомство с произведениями писателя. 3.Обобщение и систематизация материала по данной теме. Предполагаемый продукт: презентация, брошюра к уроку по изучению творчества А.П.Чехова.

Слайд 4

« Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины» М. Горький А.П.Чехов Худ. В.Серов

Слайд 5

« Маленькая трилогия» о «футлярной» жизни (1898 г.) «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви»

Слайд 6

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Действующие лица в рассказе и их портреты 1. ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский высокий, худощавый старик с длинными усами (слушатель) 2. учитель гимназии Буркин (рассказчик) 1. ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский (рассказчик) 2. учитель гимназии Буркин (слушатель) 1. ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский (слушатель) 2. учитель гимназии Буркин (слушатель).

Слайд 7

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Действующие лица в рассказе и их портреты 3. «Беликов, учитель греческого языка.... Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». (герой рассказа) 3. Помещик «Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли». (слушатель) 3. Помещик Алехин (рассказчик)

Слайд 8

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Действующие лица в рассказе и их портреты 4. «новый учитель истории и географии, некий Коваленко, Михаила Саввича , из хохлов…. Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу ...», «Идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка.» (герой рассказа) 4. служащий казенной палаты Николай Иванович, брат Ивана Ивановича За время разлуки с братом «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло.» (герой рассказа) 4. Луганович , товарищ председателя окружного суда (герой рассказа)

Слайд 9

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Действующие лица в рассказе и их портреты 5. Варенька, сестра Коваленко «она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха-ха-ха!» (героиня рассказа) 5. Анна Алексеевна, жена Лугановича (героиня рассказа) «Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет» «я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.» «о стройной белокурой женщине» «Ее взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне, ее домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня всё то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного» «у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей. Она уже лечилась от расстройства нервов.»

Слайд 10

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» . Особенности композиции 1. «Рассказ в рассказе» 2. Отсутствие экспозиции (« На самом краю села Мироносицкого , в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники», «Рассказывали разные истории») 3. Острое динамичное действие, сосредоточенное вокруг одного лица 4. Неожиданная развязка 1. «Рассказ в рассказе» 2. Острое динамичное действие, сосредоточенное вокруг одного лица 1. «Рассказ в рассказе» 2. Острое динамичное действие, сосредоточенное вокруг одного лица 3. Неожиданная развязка

Слайд 11

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Пейзаж в рассказе «— Луна-то, луна! — сказал он, глядя вверх. Была уже полночь. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.» 1. «Еще с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет.» 2. «в это время пошел дождь. И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится.» 3. «Дождь стучал в окна всю ночь.» 1. « Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя» 2. «дождь перестал, и выглянуло солнце» 3. «был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало.»

Слайд 12

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Худ. детали Тёплое пальто на вате Зонтик в чехле Калоши Нож в чехольчике Лицо «в чехле» - поднятый воротник Часы в чехле из серой замши Тёмные очки Вата в ушах Коляска с поднятым верхом Стремление окружить себя оболочкой Преподавал древние языки Мысль запрятать в футляр «Как бы чего не вышло» Спальня точно ящик 1. рыжая собака, толстая, похожая на свинью . Хочется ей лаять, да лень. 2. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью , 3. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло. 4. кусты крыжовника Кофе с ликерами «Вестник Европы» Дом, сарай В окружном суде - сюртуки, и мундиры, и фраки в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди кресло дело о поджигателях (пожар) театральный бинокль

Слайд 13

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Крылатые выражения, афоризмы 1. «Как бы чего не вышло!» 2. « больше жить так невозможно!» 1. «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман» (А.Пушкин) 2. «Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» 3. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» 4. «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.» 1. «Не было у бабы хлопот, так купила порося.» 2. «в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.»

Слайд 14

Особенности рассказов А.Чехова «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Символы 1. футляры, окружавшие Беликова 2. циркуляры 3. спуск Беликова с лестницы 4. гроб Беликова 5. лунная ночь 1. усадьба с забором 2. свинья 3. кислый крыжовник 4. дождь 1. театр 2. уходящий поезд 3. дом сарай 4. серые деревья 5. плес, как зеркало, под солнцем

Слайд 15

Вывод Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. Футляр- усадьба – идеал покоя, пустого и ненужного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

Слайд 16

Список использованной литературы: 1.Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – издательство Московского университета - 1999. 2.Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. - издательство Московского университета - 1979. 3.Бялый Г. Чехов и русский реализм. – советский писатель; Ленинградское отделение - 1981. 4.Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 томах, том 9.- Москва; Правда - 1985. 5.Чудаков А.П. А.П.Чехов. – Москва; Просвещение - 1987. 6.Бердников Г.П. А.П.Чехов. – Государственное издательство художественной литературы - 1961. 7.Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. - издательство Московского университета - 1982. 8.Паперный З. А.П.Чехов. – Москва; Государственное издательство художественной литературы - 1954.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...