Сценарий образовательного события по литературе на тему " Зеленей травы весенней"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тютина Татьяна Геннадьевна

 По сказу П.П. Бажова  " Каменный цветок2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zeleney_travy_vesenney_os.docx27.92 КБ
PDF icon os_zeleney_travy_vesenney.pdf1023.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Зеленей травы весенней» .

     Несметные сокровища камней - самоцветов таят в себе недра Урала. Но, пожалуй, самый таинственный и загадочный среди них - малахит. Малахит – камень ярко-зелёного цвета.. Его волшебными узорами можно любоваться бесконечно. Невольно думаешь: раз есть на земле этот сказочный расписной камень, может, и вправду живёт в Медной горе Хозяйка, о которой столько сказов сложено?

  С какими главными героями знакомит нас П. П. Бажов? 

(Данила-мастер, Медной горы хозяйка, каменный цветок).

А вот так выглядели актёры, сыгравшие роль Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера.

- Ребята, так ли вы представляли себе образ Медной горы Хозяйки ? (ответы детей).

- Что совпало с вашим представлением в образе этих героев? А что отличается? (ответы детей).

- А что такое образ? (ответы детей)

Образ – это характер, тип, созданный художником, писателем, артистом.


- Ребята, когда автор создаёт образ героя в своём произведении, он что в первую очередь описывает? (Внешность).

- А на что ещё обращает внимание писатель? (На речь, характер, поступки, отношение к другим героям).

Посмотрите, в форме чего получается наша схема? (Цветок).

- А какой детали здесь не хватает? (Сердцевины).

- Писатель – это тоже художник, поэтому какой образ он создаёт в своём произведении? (художественный).

Что поместим в сердцевину нашего цветка? (Художественный образ).

- А что такое художественный образ? (ответы детей).

Художественный образ – это характер, тип, созданный автором в художественном произведении.

Приёмы создания художественного образа в сказе Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»).

- Исходя из темы урока, сформулируйте его цель (узнать, какие приёмы использовал писатель для создания художественного образа произведения).

  Предполагают, что будем говорить об использовании автором различных приемов создания художественного образа.

  Павел Петрович Бажов стремился выработать свой, собственный литературный стиль. И для этого он искал оригинальные приёмы воплощения своего писательского дарования. А вот какие приёмы он использовал для этого, мы узнаем, поработав с текстом сказа «Каменный цветок».

Самостоятельная работа с текстом по группам.

   Сегодня вы работаете в группах. Для этого переверните папку-конверт, лежащую перед вами. На ней вы увидите жетон определённого цвета. Вам нужно перейти к тому столу, на котором находится папка с цветом вашего жетона.

Повторим правила работы в группах.

  1. Выберите командира группы. Он будет следить за временем, распределять обязанности, помогать участникам и представлять группу.
  2. Прочитайте задание.
  3. Распределите задания между участниками группы.
  4. Выполните полученное задание.
  5. Обсудите вместе результаты.
  6. Если необходимо, внесите изменения в свою работу.
  7. Каждый участник группы готовится к выступлению, капитан делает вывод.

-  Внимательно ознакомьтесь с содержанием и приступайте к работе. Время для самостоятельной работы – 3 минуты.

                                           

Группа

  1. Найдите в тексте описание внешности Хозяйки Медной горы (с. 124-125). На что особенно обращает внимание автор при описании внешности?
  2. Что мы можем рассказать о характере Хозяйки Медной горы из диалога с Данилой? (с. 125)
  3. Как характеризует Хозяйку Медной Горы поступок, когда она подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень? (с. 122-123 «И повадился он на медный рудник…»).
  4. Обратите внимание на диалог Хозяйки Медной горы с Данилой (с. 125). Как фразы «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, теперь не могу», «Она ещё уговаривала: - Может, ещё попытаешь сам добиться!» характеризуют Хозяйку Медной горы?
  5.  Найдите рассказ бабушки Вихорихи о каменном цветке (с. 108 от «Ты, бабушка, всякий цветок знаешь…» до «Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит»). С чем сравнивается каменный цветок? 6. Что у них общего? Что бы вы могли сказать о характере каменного цветка?
  6. Найдите описание каменного цветка? (с. 126-127 от слов «И подвела та девица…» до « …тонёхонько позванивают, ровно поют»). В чём его особенность?

Получают конверты

1. Анализируют информацию.

2. Выявляют ключевые проблемы предложенной ситуации.

3. Сортируют информацию для решения выбранной задачи.

4. Выбирают оптимальное решение и формируют программу действий.

5. Достигают речевых компетентностей.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Ребята, о чём нам могут рассказать вещи, которые принадлежат героям? (ответы детей).

- Какие приёмы использовал автор для создания художественного образа? (ответы детей).

Ребята, в нашей схеме есть ещё один приём – отношение к другим героям. Скажите, а как Данила-мастер относится к Хозяйке Медной горы? А Хозяйка к Даниле? (ответы детей).

Общий вывод: для создания художественного образа в произведении П. П. Бажов использует следующие приёмы: описание внешности (портрет), характер героев, речь и поступки.

-Оцените свою работу в группе. Если у вас всё получилось, поставьте 3 балла, если была 1 ошибка, поставьте 2 балла, если было 2 ошибки, 1 балл, если считаете, что не справились с работой, поставьте 0 баллов.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Записывают в рабочий лист приемы создания художественного образа:

  1. описание внешности (портрет);
  2. характер героев;
  3. поступки героев;
  4. речь героев.

- Итак, давайте подведем итоги. На этом уроке мы с вами узнали, какие приёмы использовал П.П.Бажов для создания художественного образа: внешность, поступки, характер, речь, отношение к другим героям. А что вы сделали для того, чтобы прийти к такому результату? (работали в группе, отвечали на вопросы).

- Ребята, а что объединяет всех этих героев: Данилу-мастера, Хозяйку Медной горы и каменный цветок? (ответы детей).

Наши герои, к сожалению, несчастливые. Почему несчастен Данила? (у него не получилось сделать цветок живым).

Почему несчастна Хозяйка Медной горы? (у неё много богатства, а счастья нет).

Почему несчастен каменный цветок? (потому что его больше никто не видит, кроме Хозяйки Медной горы).

А давайте, ребята, мы с вами сделаем друг друга счастливыми. В моей шкатулке лежит особый сорт малахита, пусть каждая группа с душой сделает цветочек в память о нашем сегодняшнем уроке. Время выполнения – 1 минута (дети мастерят цветы).

- Надеюсь, что сегодняшний урок был для вас полезен. Я довольна нашей работой и общением с вами сегодня. А вы, ребята, довольны общением друг с другом, со мной?

 

  Сказ заканчивается тем, что Данила исчезает. Но, наверное, было бы неправильно оставить, забыть героя. Поэтому П. П. Бажов придумал продолжение. Вы найдёте его в сборнике «Малахитовая шкатулка», которую я вам хочу подарить. Спасибо за сотрудничество! Мне было очень приятно поработать с вами, ребята! Будьте счастливы!

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Викторина от Хозяйки Медной горы.

  1. О чём попросил меня Данила? (показать каменный цветок).
  2. О чём я предупредила Данилу перед тем как исполнить его просьбу? (всё равно к ней вернётся).
  3. Где я посоветовала поискать нужный камень для цветка? (у Змеиной горки).
  4. Как по-другому называют меня, Хозяйку Медной горы? (малахитница).

- Команда-победительница получает в подарок цветок – символ мастерства и творчества (вручаю цветок).

- Спасибо вам за активную работу на уроке. Вы молодцы!

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто из одноклассников похож на героев сказа.

Что еще узнал от него Данила о каменном цветке?

Д. «Есть такой цветок! Парень правду говорит: камень мы не разумеем. В том цветке красота показана». Мастера, работавшие у Хозяйки, «цветок каменный видали, красоту поняли». «Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». И старичок предупредил: «Ты, милый сын, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные мастера...»

У. Почему так рвался Данила увидеть каменный цветок?

Д. Он хотел сделать необыкновенный цветок из малахита, чтобы «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Он противился работе, которая не радует людей, их взор, сердце: «Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?»

У. От кого он узнает о каменном цветке в третий раз?

Д. От самой Хозяйки Медной горы: «И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют».

У. По подобию какого цветка сделал Данила свою чашу?

Д. По подобию дурман-цветка.

У. Догадайтесь, почему этот цветок так назвали?

Д. Издает дурманящий запах.

У. Данила стал словно одурманенным.

Мастера знали, что «мудрование» Хозяйки Медной горы сбивает человека с проторенного человеческим разумом пути, вводит в смущение, лишает покоя. Как она заманивала к себе Данилу?

Д. Навела его на Змеиную горку, на кусок малахита для чаши-дурмана.

У. Почему чаша-дурман, сделанная Данилой, не пришлась ему по сердцу?

Д. «Подошел Данилушко к этому глядельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень — на руках не унести, и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать Данилушко эту находку. Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...»

У. Прочитайте, что вышло из этого куска малахита?

Д. «Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки — всё пришлось лучше нельзя, Прокопьич и то говорит — живой цветок-то, хоть рукой пощупать. Ну, как до верху дошел — тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки — как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял».

У. А как отозвался о чаше Прокопьич?

Д. «Чашка вышла — никто такой не делывал, а ему неладно».

У. Смог на этот раз смириться Данила?

Д. Смог: «Видно, не подняться мне выше-то, не поймать силу камня». Стал торопить со свадьбой.

У. - Но Данила вновь захотел совершить то, что выше человеческих сил: хотел превзойти творение Божие, оживить камень — неживую материю. И за помощью он обратился к темным силам.

- Как противоречиво представлена Хозяйка Медной горы в сцене беседы ее с Данилой на Змеиной горке?

Д. Она ободряет Данилу: «А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям». «Может, еще попытаешь сам добиться! — Про Прокопьича тоже помянула: — Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. — Про невесту напомнила: — Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь».

У. Малахитница и заманивает к себе, и одновременно проверяет, по своей ли воле идет к ней человек, исполнен ли он решимости сделать этот шаг. Данилу охватила страсть познания полной силы камня. Он видел каменный цветок и попал в зависимость от Малахитницы. Почему?

Д. Все, видевшие каменный цветок, «ворочаются» к Хозяйке Медной горы. Увидевшим подземные чудеса она не давала камня, чтобы создать подобную красоту.

У. - Сказочный образ «каменного цветка» символизирует красоту самого камня, которая заложена природой в любом материале и которая требует усилий мастера, чтобы родилось произведение искусства.

- Как память о каменном цветке повлияла на Данилу?

Д. «Голову разломило. В глазах чёрное с зелёным да красным. Света не вижу».

У. Какой образ использовал автор, чтобы показать, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера?

Д. «Завели девки... песню провожальную. А она протяжно да жалобно поется, чисто по покойнику».

У. Сколько пробыл Данила в тридевятом царстве, во владениях Малахитницы?

Д. Приблизительно три года.

У. Что помогло ему вернуться снова в мир живых?

Д. Любовь к Кате и ее любовь к нему.

У. Что позволило Кате верить в талант Данилы и быть убежденной, что он не умер, а работает у Хозяйки Медной горы?

Д. Она сама имела талант в работе с камнем.

У. Какие символы были изображены на бляшках из найденных Катей кусков малахита и убедили ее в том, что это Данила подавал ей знаки?

Д. На бляшках были редкостные узоры. Первый: «Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица». Второй: «Птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит». Птицы — это символы любви и скорой встречи Данилы и Кати.

У. В русских сказках обычно царевич вызволяет царевну из подземного царства. В «Горном мастере» наоборот: Катя вызволяет Данилу. Какие испытания ей пришлось преодолеть?

Д. Порицание родственников и односельчан, нужду, приставания женихов, одиночество, считалась перестарком, противостояние Хозяйке Медной горы.

У. Любовь Катерины и Данилы оказалась сильнее тайны каменного цветка, но полного спокойствия и счастья в семье Данилы нет. Почему?

Д. Вернувшись к людям, Данила забывает тайну каменного цветка.

У. Но смелых, целеустремленных, пытливых, талантливых, верных и честных людей Малахитница уважает. Что дарит она Даниле?

Д. «Пусть у Данилы всё моё в памяти останется» — талант и мастерство камнереза.

Составление описания каменного цветка с использованием цитат из текста. Вариант представлен ниже.

Каменный цветок находится во владениях Хозяйки Медной горы. Он хранит тайны красоты и мастерства.

Бабка Вихориха говорила о нем: «В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит». Каменный цветок — это цветок несчастья.

О нем рассказывал и «вовсе ветхий старичоночко». Он тоже подтверждал, что в этом цветке красота показана. «Но видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет».

Хозяйка Медной горы тем цветком сбивала человека с пути, вводила в смущение, лишала покоя. Она одновременно заманивала в свои владения и проверяла, по своей ли воле идет к ней человек. Полностью решившимся она показывала свои подземные тайны: «Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют». Но увидевшим подземные чудеса Хозяйка Медной горы не давала камня, чтобы создать подобную красоту.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательного события на тему " Роль дворянской усадьбы в жизни героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Цель ОС:- проанализировать роман А.С.  Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения...

Сценарий образовательного события Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» Тема: «Доктрина безопасности»

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами личности являются право на жизнь и личную безопасность. Чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют прав...

Сценарий открытия образовательного события "Победа будет за нами!"

Образовательному событию, посвященному Дню Победы предшествует яркое и торжественное открытие. В сценарии используется театрализация, исполнение песни, чтение стихотворений, танец....

Сценарий открытия образовательного события «Земля Амурская – была, есть и будет русская!»

Разработка посвящена празднованию 160-летия образования Амурской области....

Сценарий закрытия образовательного события «Победа будет за нами!»

Подведение итогов образовательного события  "Победа будет за нами!"...

Сценарий образовательного события "Сердце города"

Представлена методическая разработка общешкольного межпредметного проекта  "Сердце города"....

Сценарий образовательного события «Путешествие по Васюткиным тропинкам»

СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, изв...