Сценарий образовательного события «Путешествие по Васюткиным тропинкам»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Тютина Татьяна Геннадьевна

СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное событие

Тема: «Путешествие по Васюткиным тропинкам»

Ребята, сегодня на ОС мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

1 слайд

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга.

2 слайд

На слайде предложения:

…от затесей далеко не отходи – сгинешь.

…идешь в лес – бери еду, бери спички.

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)

 Правильно,  ребята! Именно об этом  рассказе  известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.

3 слайд

«Путешествие по Васюткиным тропинкам»

 

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие  в лес по тем тропинками, по которым прошёлся  и  главный герой рассказа  «Васюткино озеро» - Васютка.

Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми?

 Сам В. П. Астафьев говорит о природе так:

                 4 слайд  «ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА

И  ВОСПИТАТЕЛЬ  ДУШИ».

В.П.АСТАФЬЕВ

Ребята, как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?

Вывод:

 Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям

 Так вот, ребята, чтобы сегодня пройтись по Васюткиным тропинкам мы с вами устроим несколько привалов, для того, чтобы поближе познакомиться с писателеи и  прочувствовать внутреннее состояние главного героя рассказа, а так же максимально приблизиться к тем условиям, в которых оказался Васютка.

Для этого вы должны распределиться на 4 команды:

5 слайд

1 команда « Архивариусы»,

2 команда « Литераторы»,

3 команда « Юннаты»,

4 команда « Спасатели».

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/017/image010.gif

6 слайд Задача:  Для каждой команды сформулированы вопросы и задания, которые вы должны будете исследовать, решить, нарисовать, а затем  рассказать всему классу, что у вас получилось. А в конце вашей работы командир команды должен будет оценить участников своей группы.

Основная часть урока

Первый привал: «Опушка Архивариусов»

1 ) Найти информацию и создать презентацию:

«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.

Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.

Тема произведения – человек и природа.

Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.

Природа в произведении.

Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..»

Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал:  «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

( вопросы и задания  по биографии писателя)

 Что вы отыскали в архивных «закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах?

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»?

Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?

СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/017/image012.gif

2) Нарисовать рисунок к эпизоду « Васютка собирается пойти в тайгу за шишками».

3) Решить задачу.

Второй привал: «Поляна литераторов»

  1. ( Вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения)

· На какой реке происходит действие рассказа?

· Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

· С какой целью уходит Васютка в тайгу?

· Какую оплошность допустил мальчик?

· Кто виноват в том, что он заблудился?

· Как нагнетается тревога, испуг Васютки?

· Как бы вы повели себя в такой ситуации?

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/017/image013.gif

  1. Нарисовать рисунок к эпизоду « Васютка идёт по лесной тропинке, ориентируясь по затеси».
  2. Решить задачу.

Третий привал:  «Просека юных натуралистов»

  1. Найти информацию и создать презентацию «Жизнь тайги» ( растения и животные)

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

А)  Что вы знаете о реке Енисей из научных источников?

Река Енисей — это природная граница между Восточной и Западной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. С этим связана резкая несимметричность его берегов. Правый берег выше левого больше чем в 5 раз. На протяжении своего течения от истока до устья Енисей пересекает все климатические зоны Сибири. Поэтому, в его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.

Длина реки: 3 487 км, если считать от истоков Малого Енисея — то 4 102 км, от истоков Большого Енисея — 4 092 км. Длина водного пути: Идэр — Селенга — озеро Байкал — Ангара — Енисей составляет 5075 км. С этим фактом связаны споры о том считать ли Ангару притоком Енисея или наоборот.

Площадь бассейна водосбора: 2 580 000 кв. км.

Где протекает: Река Енисей берет начало в месте слияния рек Малый Енисей и Большой Енисей. Река протекает по территории Монголии (Малый Енисей), Тувы, Красноярского края, Таймырского автономного округа и впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.

Главные Притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска — все три являются правыми притоками. Вообще, правые притоки Енисея доминируют над левыми как по количеству приносимой воды, так и по площади водосбора, что связано с несимметричностью берегов.

Биологические ресурсы, обитатели: в Енисее водится большое количество рыбы. Наиболее важные для рыбной промышленности это: стерлядь, нельма, муксун, осетр, белуга (наиболее часто попадается в устье и куда реже в среднем течении).

 В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»?  (Работа со словарем Ожегова)

ТАЙГА

ТАЙГА, -и, ж. На севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойныйлес. Сибирская т. Непроходимая т. Л прил. таежный, -ая, -ое и тайгбвый, -ая,-ое. Таежный житель. Таежные реки. Тайговые заросли.

 Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

  Расскажите о тайге как о природной зоне России.

Тайга — самая обширная природная зона России — протянулась от западных границ России до Тихого океана. Занимает территории Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин к северу от 56°—58° с.

· Найдите описание тайги в тексте. Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге? (работа с текстом).

 Расскажите об обитателях тайги

  • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе  он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 120  по тексту).
  • Что вы знаете о реке Енисей? Покажите на карте
  • Расскажите о тайге – природной зоне России.
  • Расскажите об обитателях тайги.
  • Страшна ли Заполярная тайга зверьем? (Стр. 127)
  • Свои ответы сопровождайте наглядным материалом.
  1. Нарисовать эпизод « Встречи Васютки с глухарём»
  2. Решить задачу.

Четвертый привал «Спасатели»

  1. Эта группа создаёт  презентацию с памятками и выдержками из текста рассказа (как действовал Васютка):

«Советы идущему в лес»

«Если ты заблудился»

«Как вести себя в лесу»

«Как разводить костер»

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/017/image018.gif

http://www.testsoch.com/wp-content/urok/017/image019.gif

  1. Нарисовать эпизод « Открытие  Васютки »
  2. Решить задачу.

Выводы

Ребята, в заключение мне хотелось бы задать вам вопросы по образу главного героя рассказа.

  1. Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?
  2. Что стало итогом путешествия Васютки? ( Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили  взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.

      Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и  близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.

        Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.

Сделаем вывод, каково значение природы для человекаи как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо (пища, кров, тепло)
  3. Знание законов природы помогает человеку выжить
  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

Обратите внимание на доску. Каждая группа создала свою иллюстрацию к рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». И, если их объединить, то можно вашими рисунками проиллюстрировать это произведение.

А теперь, давайте попытаемся оценить работу своих групп в маршрутных листах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Слайд 3

… от затесей далеко не отходи – сгинешь. …идешь в лес – бери еду, бери спички. Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Слайд 4

13 мая 2024 г. «Путешествие по Васюткиным тропинкам»

Слайд 5

«Природа – не только источник жизни, она и воспитатель души». В.П.Астафьев

Слайд 6

1 команда « Архивариусы», 2 команда « Литераторы», 3 команда « Юннаты», 4 команда « Спасатели».

Слайд 7

Задача: Для каждой команды сформулированы вопросы и задания, которые вы должны будете исследовать, решить, нарисовать, а затем рассказать всему классу, что у вас получилось. А в конце вашей работы командир команды должен будет оценить участников своей группы.



Предварительный просмотр:

1 группа « Архивариусы»

1 ) Найти информацию о творчестве писателя и создать презентацию.

2) Нарисовать рисунок к эпизоду « Васютка собирается пойти в тайгу за шишками».

3) Решить задачу.

Виктор Петрович Астафьев
1924-2001 г.г.

«Самостоятельную жизнь я начал сразу безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П.Астафьев.

Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминая о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера.

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. Детские воспоминания дороги Астафьеву потому, что именно в те годы, в трудных обстоятельствах, складывалась личность, начинался человек.

Определить тему и идею рассказа.

Тема произведения – человек и природа.

Из неё следует и идея рассказа – с природой нужно жить в гармонии, находить общий язык, и тогда он оплатит сторицей.

Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал:  «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

В каком году написан  этот рассказ? (1956 г.)

Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..»

Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа – эта тема многих произведений Астафьева. Он писал:  «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Петр Павлович Астафьева и Лидия Ильинична Потылицина (родители)

Виктор -  третий ребёнок в семье. Две его сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». А в одну из поездок к мужу мать Астафьева тонет в Енисее, зацепившись косой за корягу. Так в 7 лет Виктор остаётся один. Теперь он живёт у родителей матери Екатерины Петровны  и Ильи Евграфовича Потылицыных.

О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии  «Последний поклон».

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию.

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). Также у Астафьева две приёмные дочери Анастасия и Виктория.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия.

В 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта «Международного литфонда.

1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

29 ноября 2009 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области.

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище,                                                                                                                                  расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.

Виктор Петрович Астафьев (Viktor Petrovich Astafev)

http://mypresentation.ru/documents/8108134a9dff56456ca032a2b311da57/img2.jpg

2001_12

http://briefly.ru/static/illustrations/x18.jpg.pagespeed.ic.plRcCYxxJs.jpg

http://static4.read.ru/images/illustrations/13600580674257804150.jpeg

Картинка 13 из 475

http://coollib.com/i/22/221622/i_012.jpg

Виктор Астафьев

http://image.buy45.ru/images/1141114/0/700.jpg

http://webgon.ru/image/1/127/126285_pjstle239.jpghttp://todnb.ru/content/images/img218(1).jpg

http://900igr.net/datai/literatura/Astafev/0011-037-Biografija-Astafeva.jpghttp://detsky-mir.com/uploads/images/b/1/3/2/2018/f7460f4758.jpg

http://images.stranica.com.ua/341741.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/7/19411616.253/0_a4d7e_1598ca21_L

Картинка 39 из 1217

Картинка 7 из 370

http://rusplt.ru/netcat_files/52/104/600x394/Book_Astafiev640.jpg

29 ноября 2001 года Астафьев ушёл из жизни в возрасте  77 лет. Согласно завещанию  он был похоронен в родном селе Овсянка

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»?

СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев



Предварительный просмотр:

2 группа «Литераторы»

  1. Вопросы по содержанию рассказа. Ответы даются с использованием цитат из произведения).  Создать презентацию.

· На какой реке происходит действие рассказа?

· Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

· С какой целью уходит Васютка в тайгу?

· Какую оплошность допустил мальчик?

· Кто виноват в том, что он заблудился?

· Как нагнетается тревога, испуг Васютки?

· Как бы вы повели себя в такой ситуации?

  1. Нарисовать рисунок к эпизоду « Васютка идёт по лесной тропинке, ориентируясь по затеси».
  2. Решить задачу.

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\c3647af217c0c74100b2dd745f053a87.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\images.jfif

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\img003.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\o-o.jpeg



Предварительный просмотр:

  1. группа «Юннаты»
  1. Найти информацию и создать презентацию «Жизнь тайги»                ( растения и животные).
  2. Нарисовать эпизод « Встречи Васютки с глухарём»
  3. Решить задачу

-   Что вы знаете о реке Енисей из научных источников?

- В какой книге можно узнать лексическое значение слова «Тайга»?  

     - Расскажите о тайге – природной зоне России.

-  Расскажите об обитателях тайги.

- Страшна ли Заполярная тайга зверьем?

       - Свои ответы сопровождайте наглядным материалом.

Река Енисей — это природная граница между Восточной и Западной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. С этим связана резкая несимметричность его берегов. Правый берег выше левого больше чем в 5 раз. На протяжении своего течения от истока до устья Енисей пересекает все климатические зоны Сибири. Поэтому, в его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.

Длина реки: 3 487 км, если считать от истоков Малого Енисея — то 4 102 км, от истоков Большого Енисея — 4 092 км. Длина водного пути: Идэр — Селенга — озеро Байкал — Ангара — Енисей составляет 5075 км. С этим фактом связаны споры о том считать ли Ангару притоком Енисея или наоборот.

Площадь бассейна водосбора: 2 580 000 кв. км.

Где протекает: Река Енисей берет начало в месте слияния рек Малый Енисей и Большой Енисей. Река протекает по территории Монголии (Малый Енисей), Тувы, Красноярского края, Таймырского автономного округа и впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.

Главные Притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска — все три являются правыми притоками. Вообще, правые притоки Енисея доминируют над левыми как по количеству приносимой воды, так и по площади водосбора, что связано с несимметричностью берегов.

Биологические ресурсы, обитатели: в Енисее водится большое количество рыбы. Наиболее важные для рыбной промышленности это: стерлядь, нельма, муксун, осетр, белуга (наиболее часто попадается в устье и куда реже в среднем течении).

Из  словаря  Ожегова

ТАЙГА

ТАЙГА, -и, ж. На севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойныйлес. Сибирская т. Непроходимая т. Л прил. таежный, -ая, -ое и тайгбвый, -ая,-ое. Таежный житель. Таежные реки. Тайговые заросли

Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Тайга — самая обширная природная зона России — протянулась от западных границ России до Тихого океана. Занимает территории Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин к северу от 56°—58° с.

 Найдите описание тайги в тексте. Выразительно прочитайте. Какое описание дает более точное представление о тайге?

Обитатели тайги

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\images (1).jfif C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\images (2).jfif

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия (5).jfif C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия (6).jfif

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия (7).jfif C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия (4).jfif

C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия (3).jfif C:\Users\Пользователь\Desktop\В.П. Астафьев\Без названия.jfif

Путешествие по Енисею...


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-путешествия "По сказочным тропинкам"

Данная игра-путешествие проводится с учащимися младших классов. Ребята посетят сказочные станции, где познакомятся со сказочными героями, которые подготовили для них всевозможные задания. Ве...

"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...

Презентация к уроку "По Васюткиным тропинкам"

Данная презентация составлена к уроку "Путешествие по Васюткиным тропинкам". В ней содержится биографический материал,интересные факты, задания для ребятпо изучени. рассказа Астафьева "...

Сценарий городской спортивно-патриотической игры «Тропа к генералу», проводится в рамках проекта «Мужество. Долг. Отечество» имени Р.Х.Гайнуллина

Время проведения: 18.02.2017 г., 15. 00Место проведения: площадка перед  ДТДиМ им И.Х. Садыкова.Оборудование:  муз. аппаратура, микрофоны, мелодии песен военных лет....

Сценарий мероприятия об опасности наркотиков "Тропинка, ведущая к бездне"

Открытое мероприятие для подростков об опасности наркотиков....

колнспект урока литературы в 6 классе "По Васюткиным тропам, или Уроки мужества и доброты..."

урок способствует воспитанию у школьников интереса к литературным традициям, формированию через литературное произведение нравственных понятий....