"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя командами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
Цель: Пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.
Задачи:
- Учить вдумчиво и внимательно читать текст, определять идею рассказа.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
- Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
- Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
- Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.
Метапредметные:
- Смысловое чтение;
- Уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
Личностные:
- Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся;
- Обогащение словарного запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.
Оформление урока:
- Презентация
- Текст рассказа «Васюткино озеро».
Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).
1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.
Слайд 2
На слайде предложения:
…от затесей далеко не отходи – сгинешь.
…идешь в лес – бери еду, бери спички.
Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.
Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)
Слайд 3
Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.
Слайд 4
Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО
ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА
И ВОСПИТАТЕЛЬ ДУШИ.
В.П.АСТАФЬЕВ
Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?
Вывод:
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям
Слайд 5,6
Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.
Слайд 7-9
Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»
Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».
Слайд 10
Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?
(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).
Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.
В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:
« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!
Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.
1 Блиц-турнир «Ромашка» : на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.
- Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
- Что свидетельствует о близости реки в тайге?
- Что предвещает вечером смену погоды?
- Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
- Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
- Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
- Кого испугался ночью в лесу Васютка?
- Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
- Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
- Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
- Кто доставил Васютку до родных мест?
- Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?
Ответы:
1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг
2.Лиственный лес растет вдоль реки.
3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»
4. Мешок завязать и повесить на сук.
5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшко Енисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.
6. Спички, краюшка хлеба, ружье.
7.Огромный пень-выворотень.
8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.
9. Порох и дробь
10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.
11. Старшина рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.
12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.
Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).
- Станция «Литературоведческая»
Определить, какие художественные средства использует автор?
Слайд 11-задания, 12-ответы.
- 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
- 2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»
- 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
- 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
- 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»
- Станция «Биологическая»
Слайд 13 –задание
Составьте связный текст:
1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?
2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?
Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.
- Станция « Географическая»
Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:
Задание для 1 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;
ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.
Задание для 2 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом
Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.
- Станция «Театральная»
Слайд 21
Устное словесное рисование одного из эпизодов:
1. Охота на глухаря
2. Ночевка в лесу
3. Встреча с лесным озером
4. Наконец-то Енисей!
5. Васютка дома
Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.
Слайд 22 «Подумайте»
- В чем заключается главная мысль рассказа?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Какие уроки дает природа герою и читателю?
- Чему научило вас это произведение?
На 3 вопрос отвечают исследователи.
Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.
Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.
Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.
Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.
Слайд 26 - Рефлексия.
Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»
Жюри объявляет итоги путешествия, определяет лучшую команду и вручает грамоту лучшему знатоку рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Приложение 1
Задание исследователям:
Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге?
Уроки тайги | Подобрать цитаты |
Примерные ответы:
Уроки тайги | Подобрать цитаты |
Основательно готовиться к походу в тайгу | «Таков старинный порядок :идешь в лес-бери еду,бери спички» «Эх дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!Что стоило горсточку в карман сыпануть» |
Обозначать особыми приметами дорогу | «Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди, собьют каблуками мох с валежин,притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.» |
Не тратить попусту порох и дробь | Трепет перед драгоценным «припасом» 9 так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду» |
Знать повадки зверей и птиц | Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка |
Бережно относиться к тайге | |
Уметь развести огонь, приготовить пищу, устроиться на ночлег | Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Повесил его ( мешок) на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега. |
Не терять присутствия духа | «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», - вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета. |
Знать таежные приметы | Почти голая сторона у ели- значит, в ту сторону север, а где ветвей больше-юг. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов. Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах водится белая рыба, но озера эти должны быть проточными. Если озеро проточное, из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею. Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме. |
Приложение 2
Станция « Биологическая»
Ответы: Такие обитатели сибирской тайги встречаются в тексте, дети должны их вставить в связный рассказ.
Птицы:
- кедровка-полезная птица, разносит по тайге семена кедра.
- Глухарь
- Утки На них Васютка охотился.
- Кулики
- Куропатки
- Черный дяте-желна
- Синички
Животные:
- Медведь-редкий житель
- Рысь
- Песцы
- Дикий олень
- белка
Растения:
- кедр, кедровые орехи
- мох
- трава пучками
- хвойные деревья: пихта, ели, кедр
- березки, осины, черемуха, тальник (верба)
- смородина
Как Васютка относится к обитателям леса?
Васютка наблюдает за повадками животных, знает, что кедровка-птица полезная, разносит семена кедра по тайге.
У Васютки есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью, знпет, как охотиться на глухаря.
В то же время воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой.
Он хорошо знает жизнь лесных обитателей.
Река Енисей, батюшко, славный, хороший! У него даже дух захватило, так красива, широка, была его родная река.
Речка, вытекающая из озера
Проточное озеро,
Небольшое озеро, подернутое ряской, залив большого озера.
Ценные породы рыб:
- омуль,
- стерлядь,
- осетр,
- таймень,
- налим
озерная рыба:
- щука
сорога
омуль
белая рыба, речная:
пелядь,
чир,
сиг
ерши,
пескари
Приложение 3
Маршрутный лист
Название станции | Кол-во баллов | |
1 | Блиц-турнир «Ромашка» | |
2 | «Литературоведческая» | |
3 | «Биологическая» | |
4. | «Географическая» | |
5 | «Театральная» Словесное рисование. | |
6 | «Исследовательская» | |
7 | Дополнительные баллы: Эмблемы команд. | |
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция...
Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...
По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
Презентация к уроку...
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ ЯКУБА ЗАНКИЕВА «ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО»
Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей изображения природы в рассказе Якуба Занкиева «Лебяжье озеро». При анализе рассказа использовались проблемно-тематический, аналити...
Сценарий образовательного события «Путешествие по Васюткиным тропинкам»
СУДЬБА РАССКАЗА "ВАСЮТКИНО ОЗЕРО"Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, изв...