Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Просникова Татьяна Григорьевна

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")  5-й класс

Подготовила: Просникова Т.Г., учитель литературы

Цель:

  1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
  2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Оформление урока:

  1. Презентация «Васюткин  край».
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
  3.  «Васюткина» карта.
  4. Кроссворды учащихся.

Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).

Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.

Ход урока

1.Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости посмотреть на нас, как вы умеем работать

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но, в то же время, мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что же это?      Тайга.                               Слайд 1,2

 Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это?                                            Слайд 3

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”- Васютка

- Ребята, вы, наверное, заметили, какое противоречие возникает из сказанного?

 Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. 

- Что же помогло выбраться герою из трудной ситуации? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” 

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Слайд 4

Тема нашего урока: «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Слайд 5

Эпиграфом к нашему уроку взяли слова Георгия Скребицкого

«Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»

Ребята, а как вы понимаете это высказывание?

Запишем число, тему урока.                                                                                                            

Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку Юных натуралистов и доберемся до берега Успеха.

2. Исследовательская работа

Ребята, на дом вы получили задание: прочитать рассказ «Васюткино озеро», сделать рисунки к рассказу »Васюткино озеро»

Слайд 6

Первый этап: Опушка Архивариусов.

Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?

(ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).

Слайд 7,8

  1. Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
  2. Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».
  3. Какое из названий вам понравилось больше?
  4. А теперь, ребята, давайте обратим внимание на ваши рисунки. Кого изобразили на них? Почему вам больше всего понравился этот сюжет? Кто хочет рассказать?

Слайд 9

Второй этап: Поляна Литераторов.

  1. Понравился ли рассказ?
  2. В какое время происходят описанные события?
  3. От какого лица ведется повествование? Значит, это автобиографическое произведение.

Слайд 10

  1. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей)
  2. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 120 учебника).
  3. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Лесовиков

 Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито  рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

Слайд 11

  1. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы. (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов). 

Сценка по тексту рассказа.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.

ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.

МАТЬ  (недовольно) — Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

ВАСЮТКА — Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.

МАТЬ — «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:

МАТЬ — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

ВАСЮТКА — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

МАТЬ — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.

Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.

ВАСЮТКА -  Кедровка! Вот уж нахальные птицы. ….  И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.

ВАСЮТКА — «Кра-кра!» — (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! —

Васютка  пошел дальше, но впереди вдруг что – то захлопало. Мальчик  остановился.

ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)

В рассказе мать Васютке напомнила, чтобы от затесей далеко  не отходил.

- Ребята, а что такое затеси и как они помогают в тайге?

( Затеси – это отметки на сволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)

- Ребята, а вы знаете, что такое тайга? 

Тайга - это хвойные леса. Занимает около 10% суши Земли. В основном там растет ель, пихта, сосна, лиственница. Растет черника, брусника, мох. Из животных встречается медведь, рысь, соболь. Из  птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге находятся значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырь

Найдите описание тайги (стр. 129) по тексту рассказа «Васюткино озеро».

Слайд 12

  • Какую оплошность допустил мальчик в лесу?
  • Кто виноват в том, что он заблудился?
  • Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр.124)
  • Когда Васютка понял, что он заблудился?
  • Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?

Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.

Слайд 13,14

6. Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

  • Лес;
  • Поляна;
  • Тропинка;
  • Озеро;
  • Берег.

Определите, какими казались Васютке эти места?

  • Успеха;
  • Отчаянья;
  • Надежды;
  • Страха;
  • Уверенности.

(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).

  • Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 126).
  • Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?

Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

Слайд 15

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр.128)).

Монолог Васютки

Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я  почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.

Что же это? Я направляет ружье  и крикнул:

— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!

В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:

— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!

Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.

— Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.

Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:

- Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

- Что помогло спастись Васютке в лесу? Какие советы и приметы помогают Васютке?

Слайд 16    Третий этап: Просека юных натуралистов.

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

  • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.
  • На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать (стр.122)
  • Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
  • Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Памятка №2 Если ты заблудился

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Осмотри место, где находишься.
  3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  4. Разожги костер, приготовь пищу.
  5. Подготовь место для ночлега.
  6. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка №1. Советы идущему в лес.

  1. Подумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой теплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Слайд 17,18

1.Ребята, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?

2.Как природа подсказала о близости Енисея? (скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки)

3. Кому благодарен Васютка за свое спасение?

4.Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где еще не ступала нога человека? (непуганые птицы, изобилие ценной рыбы, тишина)

5. Почему озеро назвали Васюткиным?

Слайд 19

Четвертый этап: Берег Успеха.

Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой пологий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красиво, так широка была его родная река! А раньше она казалась обыкновенной. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками.- Енисеюшко! Славный, хороший…- шмыгал Васютка носом и размазывал грязными руками слезы по лицу.

- Сумел он добраться до своего берега Успеха?

- Ребята, чему вы научились у Васютки?

- Смогли ли вы выжить четверо суток в лесу?

- Какие вы читали произведения, где героям приходилось выживать один на один в тяжелых природных условиях? (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,  Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

- Можно ли сравнить Васютку с ним?

Ребята, а вами что-то подобное происходило?

Заключительное слово

Итак, ребята, наша экскурсия по тайге подошла к концу. Из рассказа мы узнали о природе, о человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения

Слайд 20

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф: озеро, Васютка

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола (деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы 

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Слайд 21- Кроссворд

Слайд 22

Шестой этап: Домашнее задание. Написать свой рассказ о приключениях в лесу, в походе

Материалы к уроку.

Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито  рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.

Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.

Предварительная подготовка:

Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».

Предварительное задание группам: 

Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;

«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;

«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример - Маршрутный лист

Архивариусы

Молодец!

Молодец.

Молодец?

1.

 Элина

 

 

 

2.

 Рома

 

 

 

3.

 Даша

 

 

 

4.

Марат

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценка по тексту рассказа.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.

ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.

МАТЬ  (недовольно) — Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

ВАСЮТКА — Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.

МАТЬ — «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:

МАТЬ — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

ВАСЮТКА — Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

МАТЬ — Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.

Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.

ВАСЮТКА -  Кедровка! Вот уж нахальные птицы. ….  И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.

ВАСЮТКА — «Кра-кра!» — (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! —

Васютка  пошел дальше, но впереди вдруг что – то захлопало. Мальчик  остановился.

ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Монолог Васютки

Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я  почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.

Что же это? Я направляет ружье  и крикнул:

— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!

В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:

— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!

Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.

— Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.

Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:

- Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 Загадки о природе

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

 (Дерево)

У нее кусты

Высоки, густы,

Ствол и ветки—трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны,

да не вкусны. (Бузина)

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Ее всегда в лесу найдешь—

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Приложение 5

        

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Разработка урока по бурятской литературе в 5 классе по рассказу А.Г.Лыгденова "Унаган"

Хэшээлэй зорилго: А.Лыгденовэй зохёохы намтар, зохёолнуудтайнь танилсуулан, эпическэ зохёолой байгуулга, уран арганууд тухай мэдэсэ үргэдхэхэ....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"

Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"...

Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная  деталь,...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...