А. И. Куприн «Чудесный доктор»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._i._kuprin_chudesnyy_doktor.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

1) образовательные:

‒ расширение лексикона учащихся;

- закрепить у учащихся представление о «святочном рассказе»

‒ совершенствование навыков анализа литературного произведения;

‒ формирование нормы правильной литературной речи;

2)  развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения применять уже имеющиеся знания;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • развитие навыков анализа художественного произведения
  • развитие умения обобщать и систематизировать материал.

3) воспитательные:

‒ воспитание ответственного отношения к учению;

‒ формирование навыков самоконтроля;

‒ формирование интереса к предмету,

‒ создание положительной культурно-речевой среды, атмосферы комфортного доверительного общения;

‒ воспитание интереса и уважения к родному языку, литературе;

‒ формирование взаимодействия учащихся в групповой работе на основе уважения друг к другу.

 - воспитание нравственных качеств учащихся.

Основные термины и понятия

святочный рассказ, прототип, заглавный образ, сострадание

Образовательные ресурсы

Учебник Литература. 6 класс. Чертов В.Ф., Трубина Л.А. Часть 2

Презентация PowerPoint

Планируемые результаты

Предметные результаты

  •  формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей

  • формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • развитие способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • выявление вневременных ценностей, заложенных в произведении;

  • совершенствование владения навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Личностные результаты

Формирование:

  • умения работать в сотрудничестве;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • стремления к речевому самосовершенствованию;

  • установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • самоопределения;

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные результаты

  • продолжение формирования общеучебных знаний, умений и  навыков; − Р

  • содействие развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач; − Р

  • развитие познавательных способностей учащихся; − П

  • развитие умения связно и грамотно излагать свои мысли; − К

  • развитие умения самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её: − Р

  • развитие коммуникативных навыков; − К

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе; − Р

  • развитие владения основами самоконтроля, самооценки; − Р

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.. − П

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности - 3 мин.

  • умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Презентация PowerPoint.

Вступительное слово учителя

 

Здравствуйте, ребята. Какой чудесный сегодня день! А что еще может быть чудесным? Так какое же значение у этого слова?

Молодцы. А что такое «чудо»? случались ли с вами чудеса?

Конечно, вы догадались, к чему эта беседа. Сегодня мы поговорим о рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Ф

Ученики приветствуют учителя, включаются  в работу на уроке, отвечают на вопросы учителя.


  • формирование эмоционального настроя на урок (Р);

  • умение организовывать собственную деятельность (Р);

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

  • умение аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К);

  • умение самостоятельно определять цели, учебные и познаватель-ные задачи (П).

Этап 2. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка дз. 5 мин

  • формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета;

  • умение синтезировать полученные знания;

Презентация PowerPoint.

Текст произведения

Беседа.

(на слайде портрет Куприна, членов его семьи, места, связанных с писателем)

Но для начала вспомним, что же мы знаем об Александре Ивановиче? Мы назовем самые главные факты из его биографии по цепочке. Я начинаю…

Давайте вспомним, о каком литературном жанре мы узнали? Давайте попробуем вспомнить его особенности.

Молодцы. Теперь мы можем поближе познакомиться с «Чудесным доктором».

Ф

Отвечают на вопросы учителя.

  • умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать  (П);
  • умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания (К);
  • умение высказывать предположения на основе наблюдений (Р);
  • умение учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (К);

Этап 3. Получение новых знаний– 28 мин.

  •         умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать его тему, идею, выявлять нравственный пафос;

        понимание авторской позиции и формирование собственного отношения к произведению;

  •          формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета;
  • Формирование навыка сопоставления литературного героя и его реального прототипа;
  • расширение и систематизация знаний учащихся о произведении.

Презентация PowerPoint.

Текст произведения

Беседа.

Итак, дома вы читали рассказ. Какое впечатление об этом произведении у вас сложилось после прочтения? Понравился ли вам сам доктор? Чем?

Рассказ поистине волшебный. Давайте попробуем доказать, что он является образцом «святочного рассказа». Какую роль играет в рассказе описание места встречи Мерцалова с чудесным доктором в общественном саду, куда герой попал «как бы внезапно для себя»?

Проверка индивидуального задания

На прошлом уроке мы говорили, что у этого героя есть реальный прототип. О нем подготовил сообщение…. Слушаем внимательно.

Похожи ли реальный Н.И.Пирогов и герой рассказа Куприна? Чем? Какие черты характера мы можем отметить у заглавного героя?

(на слайде портрет Пирогова)

Работа с книгой.

Приведите примеры из текста.

Работа с иллюстративным материалом.

Посмотрите на иллюстрации на слайде. Какой из докторов по вашему мнению больше похож на нашего доктора?

Работа с книгой.

 Отлично. Ребята, а какой эпизод рассказа вы бы назвали кульминационным? Почему? Давайте прочитаем его еще раз.

Так какие  же черты личности доктора проявились в этом эпизоде? А почему доктор не назвал своей фамилии Мерцаловым?

(на слайде иллюстрация эпизода)

Постановка проблемного вопроса.

Давайте теперь вспомним финал рассказа. Согласны ли вы со словами одного из персонажа о докторе: «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

Ф

И

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают сообщение одноклассника, сопоставляют героя рассказа и его прототип, доказывают свои ответы на вопросы цитатами из рассказа, выразительно читают кульминационный эпизод, отвечают на проблемный вопрос, дают развернутый ответ.

  • умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать  (П);

  • умение устанавливать причинно-следственные связи (П);

  • умение выстраивать логическую цепь рассуждений, выводить следствия (П);

  • умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П);

  • умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания (К);

  • умение высказывать предположения на основе наблюдений (Р);

  • умение учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (К);

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия.  – 3 мин.

Презентация PowerPoint.

Слово учителя

А наш урок, на котором сегодня побывал доктор, подходит к концу. Давайте подберем к каждой букве черту характера нашего героя.

(Буквы написаны на слайде)

Д

О

К

Т

О

Р

Как вы легко справились с задачей! Значит у нас получилось поближе познакомиться с героем? Я думаю вы без труда справитесь и с заданием, которое я дам вам на дом.

Ф

И

Ученики проводят саморефлексию, отвечают на вопросы,

  • умение рефлексии способов и условий действия (П);

  • умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности (П);

  • умение оценивать себя на основе критерия успешности

(Р);

  • умение адекватного понимания причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Р);

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

  • умение использовать критерии для обоснования своего суждения (Р).

Этап 5. Задание на дом – 2 мин.

Презентация PowerPoint.

Стр 98, задание 7

Вспомните все, о чем мы говорили на последних двух уроках и у вас все получится. Спасибо за урок.

Ф

Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы.

− умение слушать и воспринимать полученную информацию (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа  художественного  произведения;      - закрепить понят...

Урок внеклассного чтения по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках герое...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...