Урок внеклассного чтения по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках героев.

            2. Познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа.

            3. Обратить внимание детей на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей… Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию.

Оборудование: книга «Вокруг тебя мир», портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, плакат с высказываниями, афоризмы, рисунки, эпиграф.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Методы: слово учителя, выступления учащихся, беседа, выборочное чтение, пересказ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»

 Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Автор: Мавлекиева Айслу Зульфаизовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Урок внеклассного чтения

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках героев.

            2. Познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа.

            3. Обратить внимание детей на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей… Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию.

Оборудование: книга «Вокруг тебя мир», портреты А.И.Куприна, Н.И.Пирогова, плакат с высказываниями, афоризмы, рисунки, эпиграф.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Методы: слово учителя, выступления учащихся, беседа, выборочное чтение, пересказ.

Ход урока.

- Организационный момент.

- Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям…

Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая, к сожалению, далеко не всегда приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

- Сегодня мы с вами проанализируем один из таких рассказов. Вы его читали дома.  А называется он «Чудесный доктор», написал его Александр Иванович Куприн в 1897 году.

- Откройте тетради, запишите тему урока: Урок внеклассного чтения. А.И.Куприн «Чудесный доктор» (1897).

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова А.Швейцера: «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их».

- Сейчас … познакомит нас с биографией А.И.Куприна. (Выступление учащегося).

- Итак, переходим к анализу рассказа.

Проблемный вопрос: Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

(Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого. Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

- Как вы думаете, чем  привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?

(Витрина представляла собой эффектную картину, настоящее изобилие разнообразных, диковинных, красиво упакованных и разложенных продуктов; возбуждала «в одинаковой степени их умы и желудки».

- Доводилось ли вам когда-либо останавливаться у витрин магазинов? Опишите устно, как выглядела поразившая вас витрина и что вы чувствовали, разглядывая её.

- Посмотрите на рисунок, который нарисовала …. Она постаралась изобразить витрину магазина. Чего только здесь нет.

- Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина?

(Такая витрина для них – диковина, окно в другую, кажущуюся радостной, чудесной жизнь, где всё необычно, красиво, безмятежно, спокойно, сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину «влюблено-жадный взгляд».

- Куда поспешили мальчики?

(Скорее всего, домой, после безрезультатной попытки выполнить поручения матери; они открыли свою дверь).

- Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?

(Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки»,.. «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядны дам»…)

- Любите ли вы эти праздники?

- Какие чувства испытываете при их приближении?

(радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

(Нет не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут).

=Чтение по ролям отрывка «…Мальчики молчали …» до слов «… разогреть-то нечем»…

- Мог ли швейцар передать письмо по назначению?

(Нет. Швейцар – жестокий и злобный человек; он старается выслужиться перед своим хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден и живёт в постоянной нужде).

- Можно ли согласиться с высказыванием И.Шевелёва: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?

- Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы.

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие-это активная доброта.)

- Расскажите эпизод о том, как в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация?

(пересказ эпизода учащимися)

- Что свидетельствует об их бедственном положении?

(Дети и взрослые плохо одеты: на Грише пальто, переделанное из старого ватного халата. Сам Мерцалов, несмотря на мороз, ходит в летнем пальто и в летней войлочной шляпе, без калош. Дети голодны, в доме нет ничего, кроме пустых щей; нет дров, чтобы протопить печь; нет денег, чтобы купить лекарства для больного ребёнка; нечем кормить малыша, так как у голодной матери пропало молоко.

- Как называется художественный приём, когда диковинному описанию витрины гастрономического магазина противопоставляется убогая жизнь бедняков, жителей грязных. Кривых и узких переулков?

(Контраст)

- Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Каково отношение людей к несчастьям этой бедной семьи?

(Одни злые и жестокие, как господин, отчитавший Мерцалова, когда тот,   потеряв надежду на другой заработок, пробовал просить милостыню, а после этого неприятного разговора уже не решался на такой позор. Да и гордость, видимо, не позволяла. Ведь он привык зарабатывать честным трудом, а хозяин вышвырнул его на улицу, как только Мерцалов заболел. Швейцар же этого господина даже не пустил сыновей бывшего управляющего на порог, когда они хотели передать письмо матери с просьбой о помощи. При такой жизни отец семейства видит один выход – в петлю. Озлобившись, он ненавидит всех благополучных людей, имеющих возможность купить детям подарки к празднику.

- Почему, по-вашему мнению, мы лишь в середине рассказа узнаём о несчастьях семьи Мерцаловых?

(Такое непривычное место для начала истории (середина рассказа) неслучайно: оно позволяет удерживать внимание читателей и в то же время проясняет позицию самого автора рассказа, который, несомненно, сочувствует состраданиям семьи Мерцаловых. Такой приём называется приёмом ретроспекции.

Ретроспекция – обращение к прошлому (запись в тетрадь)

- Что же дальше произошло с Мерцаловым?

(Ушёл из дома)

- Где он очутился?

(В городском саду)

- О чём он подумал, опустившись на садовую скамейку?

(зачитать отрывок)

- И вот происходит встреча с незнакомцем. Кем оказался незнакомец?

(врачом)

- Почему он решил помочь Мерцалову?        

Познакомьтесь с ответами, на которые отвечали ребята (зачитываются ответы, стр. 87)

- Какой из ответов вам ближе?

(Клятва Гиппократа – приписываемый Гиппократу, древнегреческому врачу, текст, содержащий сжатые формулировки моральных норм поведения; эту клятву с давних пор дают будущие медики)

- Что же произошло после разговора в парке?

(пересказ)

- Запомнили ли вы фамилию незнакомца в парке?

- Как Мерцаловы узнали фамилию незнакомца?

- Как вы думаете, почему он не захотел её назвать?

(скромный, бескорыстный человек)

- Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия незнакомца Пирогова?

(рассказ о Пирогове, подготовленный учеником)

- Случайной ли была встреча Мерцалова со знаменитым доктором Пироговым?

Эта встреча спасла от верной смерти целую семью?

(Встреча Мерцалова со знаменитым доктором Пироговым была случайной, но спасение семьи благодаря его действиям – это закономерность, проявление величайшей доброты и милосердия этого гуманного и в то же время скромного, бескорыстного человека. Он даже отказался назвать свою знаменитую фамилию, и Мерцаловы узнали её от аптекаря).

- Как вы думаете, почему Александр Иванович заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?

(Композиция этого произведения, задуманная как «рассказ в рассказе», получает свою завершённость. Тем самым подчёркивается достоверность пересказанной Куприным истории).

- О каком чуде идёт речь в этом рассказе?

(О чуде случайной встречи. О чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращённым на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям. О чудесном умении с толком распорядиться помощью)

-Почему рассказ назван «Чудесный доктор»?

Словарная работа.

Чудесный –

  1. являющийся чудом, сверхъестественным, волшебным
  2. проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный
  3. чудный, замечательный

- Познакомьтесь с афоризмами:

1. Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. И.Шевелёв

2. Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде. Сенека.

3. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И.Гёте.

- Какой из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над рассказом Куприна?

- Вернёмся к эпиграфу урока. Какой можно сделать вывод?

(Никто из нас не должен проходить мимо людей, которые нуждаются в помощи)

Вывод: Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека. Довольно редкие примеры таких «чудес» в нашей реальной жизни хотя и оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих, тем не менее подсказывают, что «главное – никогда не падать духом», бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Д/з: написать сочинение на тему «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...