Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

 

 

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.

    Цели урока:

  1. обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментированное чтение и анализ произведения;
  2. развивающая: развитие умения выделять элементы сюжета, находить изобразительно – выразительные средства, выбирать в тексте главное, давать оценку поступкам и душевным переживаниям героев, развитие речи обучающихся, обогащение их словарного запаса;
  3. воспитательная: воспитание интереса к русской классике, к художественному слову, чувства гуманного взаимоотношения между взрослыми и детьми, внимания к близким людям.

     Оборудование урока:портрет В.В.Набокова, выставка произведений писателя, текст рассказа «Лебеда», иллюстрации, толковый и фразеологический словари, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических разработок уроков русского языка и литературы

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе

Автор: Буракова Юлия Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 49 Октябрьского района г. Уфа.

Уфа, 2012г.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.

    Цели урока:

  1. обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментированное чтение и анализ произведения;
  2. развивающая: развитие умения выделять элементы сюжета, находить изобразительно – выразительные средства, выбирать в тексте главное, давать оценку поступкам и душевным переживаниям героев, развитие речи обучающихся, обогащение их словарного запаса;
  3. воспитательная: воспитание интереса к русской классике, к художественному слову, чувства гуманного взаимоотношения между взрослыми и детьми, внимания к близким людям.

     Оборудование урока: портрет В.В.Набокова, выставка произведений писателя, текст рассказа «Лебеда», иллюстрации, толковый и фразеологический словари, презентация.

 

Ход урока.

     Эпиграф урока: «… мне хочется сказать отцам: знайте и помните – дети переживают ваше падение, как своё личное горе, воспринимают вашу радость, как свою. Берегите же детскую любовь к человеку, укрепляйте веру в человека» (В.Сухомлинский).

     I. Организационный момент.

 Обращение к теме и целям урока. Запись темы и эпиграфа в рабочих тетрадях. Обращение внимания обучающихся к портрету писателя.                          

     II. Слово учителя.

Ребята, на сегодняшнем уроке внеклассного чтения вы познакомитесь с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Владимир Владимирович Набоков.

     Обратитесь, пожалуйста, к выставке его книг и послушайте мини – обзор о них.

     Я хочу начать ваше знакомство с этим писателем с небольшого произведения – рассказа «Лебеда», который вы прочитали самостоятельно. В нём Набоков возвращается в далёкое прошлое, в чистую пору детства. Я надеюсь, мы переживём с вами минуты радости от знакомства с этим автором и его произведением.

     Детство – не только волшебное время грёз и первой любви, первых увлечений и открытий, но порой и трудное, драматичное время первых трагедий.

     Мы на уроках неоднократно обращались к теме детства, становления характера, противопоставляли такие понятия, как благородство и бесчестие, мужество и трусость, добро и зло. Набоков верил, что человеку свойственно желание добра, как способность дышать, а зло – это исключение из правила. Честь, благородство сами по себе не возникают, становление человека происходит в отеческом доме. Таким домом для Владимира Набокова стал трёхэтажный особняк отца в Петербурге, где дружно жила многочисленная и счастливая семья.

     III. Сообщение о биографии В.В.Набокова. Компьютерная презентация (слайды 1 – 14 комментируют два ученика).

     IV. Словарная работа.

     Чтобы глубоко понять рассказ «Лебеда» (открывается слайд 15), нужно знать значения таких слов, как дуэль, боа, будуар, гугнивый, факир, гуттаперча, чахотка, саржа, косоворотка, бельэтаж и фразеологизма «дать под микитки».

     При подготовке к уроку вы должны были поработать с толковым и фразеологическим словарями и выяснить значение этих слов.

     Ученики объясняют значения слов.

 Боа – женский широкий шейный или наплечный шарф из меха или перьев (устар.).

Будуар – гостиная хозяйки в богатом доме для неофициальных приёмов.

Гугнивый – гнусавый, гундосый (прост.).

Факир – волшебник, фокусник (устар.).

Дуэль – 1. Единоборство, поединок. 2. В дворянском обществе: вооружённая борьба двух противников в присутствии секундантов как способ защиты чести; борьба, состязание двух сторон.

(Открывается слайд 16).

Гуттаперча – упругая, похожая на кожу масса из свернувшегося млечного сока некоторых растений, обладающая высоким электрическим сопротивлением и водонепроницаемостью.

Чахотка – болезнь лёгких (устар.).

Саржа – хлопчатобумажная или шёлковая ткань с диагональным переплетением нитей, идущая обычно на подкладку.

Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку.

Бельэтаж – второй этаж в домах – особняках.

Дать под микитки – решительно, силой или властью заставлять, принуждать кого – либо делать что – либо (фразеологизм).

(Открывается слайд 17).

     V. Аналитическая беседа.

     – Итак, перед нами небольшой рассказ, всего 7 страниц. Понравился он вам?

     Поначалу не происходит никаких событий. Много красочных деталей домашнего обихода. Назовите их. (Тут и просторнейшая библиотека, свет электрической лампы, наканифоленный линолеум, полки вдоль стен, книги, подвесная груша.)

     – Назовите главного героя рассказа. Каким мы видим его в начале рассказа?

     Путя Шишков – главный герой рассказа – в боевых рукавицах, развалясь в кресле, ждёт своего учителя бокса. Мы прочитали небольшой эпизод из жизни героя, но какой! В этой истории – весь человек: его страдания, переживания, любовь.

      – Каковы отношения Пути с близкими? (Сестру он не любит, по матери скучает, отца видел редко.)

      – Какие детали говорят о том, что семья обеспеченная? (Гувернёры; «добрая сотня галош», «разбухшие вешалки», дома устраивают приёмы; на машине провожают в гимназию, учится в гимназии; по воскресеньям берёт уроки бокса и гимнастики.)

      – Как вы думаете, ребята, это уже завязка действия или пока только предыстория? (Это предыстория, экспозиция. Мы знакомимся с жизнью Пути в домашней обстановке.)

      – Что мы узнаём об отце Пути? (Был занят в учреждении, называемом Думой. Автор бережно, с мягкой иронической улыбкой описывает своего героя, передавая атмосферу незабываемого детства в восприятии мальчика строчками: Дума ассоциируется у него с домом, «где обвалился потолок». «Были ещё фракции, на которых, вероятно, все были во фраках».)

      – Как относится отец к своему сыну? (Мы ощущаем родительскую ласку. Отец любит сына: ритуал – утром Путя приходит в библиотеку поздороваться с отцом.)

      – Где начинается завязка действия? (В гимназии Путя случайно узнаёт о дуэли отца, предчувствует беду. Это завязка действия.)

      – Когда впервые появляется слово «лебеда»?  

     В первый раз слово появляется во время урока, когда учитель русского языка диктует Путе Шишкову: «…поросший кашкою и цепкой лебедой».

    Инсценировка эпизода от слов: «Это правда?» до слов: « – Какая там беда? Откуда ты взял беду? Лебеда, а не беда… Где твои мысли витают?»

    Путя допускает ошибку в безобидном слове «лебеда». Он записывает под диктовку на доске: «…поросший кашкою и цепкой ли бедой…». Ошибка его не случайна, она говорит о его тревоге.

     – Как автор показывает внутреннее состояние героя в гимназии? (Для него известие о дуэли как катастрофа, как гром среди ясного неба: только что перед отъездом в гимназию всё шло обычной чередой: отец и француз фехтовали.)

      – Какие детали помогают автору показать бурю в душе мальчика?

     Чтение отрывка от слов: «Путя притворился, что не слышит. Его пронизывала дрожь, которую он не мог остановить» до слов: «Выдержка, главное – выдержка». (Меняется поведение мальчика: он начал начинять снежки мёрзлой землёй, чего раньше никогда не делал; отпросился с урока в уборную, чтобы не расплакаться.)

     – А теперь давайте задумаемся, случайно ли за Путей не приехала машина? (Может быть, случайно. Но вдумчивый читатель догадывается, что именно в это время была дуэль. События происходят в ноябре, когда темнеет рано, а Путя возвращается из гимназии, когда уже начало темнеть, то есть в 15 – 16 часов. А из газеты мы узнаём, что дуэль состоялась именно в это время.)

      – Становится ли Путе легче дома? (Он и дома продолжает переживать, так как не знает, что дуэль уже состоялась. Хотел поговорить с мисс Шелдон, но у неё гости. Им овладевает душная, страшная тоска. Переходит в будуар матери. Смотрит в окно и видит чёрных седоков. Ему не сидится на месте. Идёт в библиотеку, пробует читать. Но даже в книгах он находит то, чем заняты его мысли: поединок между двумя итальянскими фехтовальщиками. «Бешеный выпад – пронзил противнику горло». «Страшная была тишина, страшны неподвижные шкафы».)

      – Почему Путя не показывает свои переживания отцу? (Он не хочет свои переживания перекладывать на отца, не хочет расстраивать, понимает, что отцу сейчас тяжело. Поэтому изо всех сил старается сохранить спокойствие, «За обедом заливался краской и, скрывая это, нарочно ронял салфетку». Главное сейчас – молча поддержать отца. Путя не смел на него взглянуть – хлынут постыдные слёзы. Но плакать – стыдно, настоящие мужчины не плачут.)

      – Как проявляется любовь отца к сыну и ответная любовь сына к отцу?

«Когда большая ладонь знакомым теплом коснулась его виска, он покраснел до слёз. Невозможно, нестерпимо думать, что этому человеку, лучше которого нет в мире, предстоит драться с каким – то туманным Туманским». Он даже хочет отца заменить – драться вместо него. «Если бы уже быть в восьмом классе, нет, хотя бы в седьмом… Тогда предложить: я тебя заменю».  

     Мы убеждаемся: Путя уже в таком возрасте отзывчивый, чуткий, сильный духом человек. Отец, наверное, правильно воспитывал своего сына, если он умеет сопереживать.

      – Какие картины видит мальчик, когда ложится спать? (Всё смешалось в его голове: дуэль, мама, гимназия, открытки: «Онегин скидывал плащ, Ленский, как чёрный мешок, падал на подмостки». Светлый цвет – голубой – появляется при воспоминании о маме: «Ментона, голубые виды».)

       – Какой момент в рассказе можно считать кульминацией? (Лишь через сутки мучительных переживаний и опасений за жизнь отца мальчик узнаёт из газетного сообщения о подробностях дуэли.)

       – Почему отец ничего не рассказывает сыну? Ведь мальчику приходится мучиться ещё один день, хотя дуэль уже состоялась? (Отец не подозревал, что сын знает о дуэли. Он не стал рассказывать сыну потому, что бережёт покой сына, любит его, нежно относится к нему, но готовит сына к тому, чтобы тот мог отстоять свою честь – для этого нужны занятия боксом, гимнастикой. В рассказе и отец, и сын защитили свою честь: сын в случае со Щукиным.)

      – Почему отец не убил своего обидчика? (Главное для него – честь свою отстоять.)

      – У рассказа счастливый конец. А почему же Путя плачет? (Переживания нашли выход, он ребёнок, не каменная статуя. Это слёзы радости.). Можно ли назвать это событие развязкой действия? (Да, можно.)

(Открывается слайд 18).

      – Какая роль отводится другим героям? (Географ Березовский уважает Путю, Дима Корф – настоящий друг, Щукин – антипод.)

      Рассказ «Лебеда» опубликован в Париже 31 января 1932 года.

       – Ребята, вы знаете, какое растение называется лебедой? (Открывается слайд 19).

Лебеда – травянистое или кустарниковое растение, засоряющее посевы.

       – Как вы думаете, удачное название у этого рассказа? Вы бы не поменяли его?

    VI. Работа над изобразительно – выразительными средствами в рассказе.

(Открывается слайд 20).

       – Вы заметили, ребята: для Набокова важно не только что писать, но и как писать. Талант писателя заключается не только в содержании, в захватывающем сюжете, но и в умении писать, рисовать словами. Сюжет можно пересказать в двух – трёх словах. Что же держит нас в напряжении? Давайте обратим внимание на язык произведения.

       – Как создаётся портрет учителя русского языка Алексея Мартыновича? (Эпитеты: «с безымянной и неопрятной растительностью над кривою губой и знаменитыми ногами в винтоподобных штанах».)

Согласитесь, получился очень выразительный портрет. А теперь поищите метафоры, сравнения, приёмы использования иронии, цветописи.

Метафоры: «труп полотенца», «ущелья книжных шкапов», «беззащитные спины книг», «чёрная виселица подвесной груши».

Сравнения: «стояли, как планеты, знакомые вещи», «острил кратко, будто колол орехи».

Мягкая ирония: «фракция – где все ходят во фраках».

Цветопись: «чёрные коробки картотеки», «чёрные сани с чёрными седоками».

Эпитеты: «зоологический гомон», «космический порядок», «туманный Туманский», «каменные шкапы», «душная, страшная, ватная тоска».

Мастерство писателя мы видим в умении описать внешность, действия, речь, состояние, передать живое восприятие далёких событий. Нас подкупает искренний и доверительный тон повествования.

     VII. Работа с эпиграфом урока.

      – Как вы думаете, подходят слова В.Сухомлинского для эпиграфа к нашему уроку? Почему?

     VIII. Заключительное слово учителя.

     Рассказ Набокова автобиографичен. В его основе лежат реальные события и невыдуманные переживания тринадцатилетнего Володи Набокова. Отличие лишь в том, что редактор газеты «Новое время» Суворин, вызванный на дуэль В.Д.Набоковым за клевету, принёс извинения и поединок не состоялся. Тем не менее страшная картина, которую вообразил юный гимназист Набоков, когда ехал из Тенишевского училища домой и не знал, застанет отца в живых или нет, оставила чрезвычайно сильное впечатление.

     Я хочу, чтобы вы открыли Набокова и как поэта. Из XX века он обращается к нам.

     Чтение наизусть стихотворения «Будущему читателю»:

     Ты, светлый житель будущих веков,

     ты, старины любитель, в день урочный

     откроешь антологию стихов,

     забытых незаслуженно, но прочно.

     И будешь ты, как шут, одет на вкус

     моей эпохи фрачной и сюртучной.

     Облокотись. Прислушайся. Как звучно

     Былое время – раковина муз.

     Шестнадцать строк, увенчанных овалом

     С неясной фотографией… Посмей

     Побрезговать их слогом обветшалым,

     Опрятностью и бедностью моей.

     Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.

     К тебе на грудь я прянул через мрак.

     Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк

     Из прошлого… Прощай же. Я доволен.

                                  1930

     Как близок нам Набоков, этот взрослый, серьёзный писатель. Он доверяет человеку, убеждён в его порядочности и разумности. Для него «добро в людях…представлялось состоянием нормальным…как способность дышать».

     Просмотр слайда 21: «А когда мы вернёмся в Россию?» «Я вернусь…потому что всё равно когда, через сто, через двести лет, буду жить там в своих книгах…»

     – И то, что мы с вами с интересом читали Набокова, подтверждает его слова.

    IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

    X. Домашнее задание: написать отзыв о рассказе; прочитать рассказ Набокова «Обида».

Использованная литература

  1. Набоков В.В. Собр. Соч.: В 4 т. – М., 1990.
  2. Спивак М. «Колыбель качается над бездной…»: Философия детства В.Набокова// Детская литература. – 1994, № 4.
  3.  Набоков В.В. Голос скрипки в пустоте/ Состав. и предисл. А.В.Лебедев. - М.: Панорама, 1997. – 512 с.- (Библиотека «Русская литература. XX век»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...