Рабочая программа "Развитие умения понимания"
рабочая программа по литературе (5 класс)

Шагдарова Жигзыма Юндуновна

Метапредметный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_kurs.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени И.Г.Жугина поселка Горный

Солнечного муниципального района Хабаровского края

Рабочая программа

метапредметного курса

«Развитие способности понимания»

Для 5 класса

Составитель: Шагдарова Ж.Ю., учитель

 русского языка и литературы, Вкк

2022

Рабочая  программа метапредметного курса «Развитие способности понимания»  разработана для обучающихся 5 класса МБОУ СОШ п.Горный и  составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы ООО,   рабочей  программы метапредметного курса «Развитие способности понимания» (автор Дылгырова Р.Д., к.ф.н), авторской рабочей программы О.И.Глазуновой. Программа включает разделы: «Аннотация», «Планируемые результаты», «Метапредметное содержание образования», «Тематическое планирование», «Диагностика формирования способности понимания», «Список литературы».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.- (ФГОС. Инновационная школа).

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на  0,5 час  в неделю (17 час в год).

Цель курса:  формирование способности понимания и создания оснований для появления собственных смыслов, суждений.

Задачи курса в 5 классе направлены на:

*Развитие умения:

 - различать тему, сюжет и смысл текста;

 - работать с разными видами текстов;

- выделять смысловые части в тексте;

- формулировать собственную версию понимания смысла текста;

- оценивать смысловые версии с точки зрения произвольности;

 - различать позиции автора и героя;

 - анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления;

 * Формирование навыков: - самостоятельной учебной деятельности;

 - смыслового чтения;

 - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Планируемые  результаты

Предметные результаты

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического        и

интеллектуального удовлетворения;

восприятие        литературы как        одной        из                основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества        (содержащей смыслы, важные для человечества вцелом);

  • обеспечение культурной самоидентификации,                        осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе        изучения        выдающихся произведений                        российской культуры,        культуры                своего народа, мировойкультуры;
  • воспитание

квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,                способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые        высказывания аналитического                        и

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,        сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать        литературные художественные произведения, воплощающие                разные этнокультурныетрадиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания        принципиальных отличий                литературного художественного текста от научного,                        делового, публицистического и т. п., формирование                                умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать        художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального

восприятия,        но        и интеллектуального осмысления.

Основные уровни сформированности читательской культуры в 5 классе.

I уровень

Характеристика

Виды

деятельности

Типы

диагностических заданий

определяется                                                                наивно- реалистическим                                                восприятием литературно-художественного произведения                как                        истории                        из реальной                        жизни                                (сферы                так называемой                                                                                «первичной действительности»).                                        Понимание текста                        на                        этом                                        уровне осуществляется                                        на                                основе буквальной                                                        «распаковки» смыслов;                        к                художественному миру        произведения                                читатель подходит с житейских позиций. Такое                                                                        эмоциональное непосредственное                                                восприятие, создает основу для формирования осмысленного                                и                                                глубокого чтения,                но        с                        точки                        зрения эстетической        еще                не                является достаточным.                                                                                                                        Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются;

способность        к        обобщениям проявляетсяслабо.

-акцентно-

смысловое        чтение; воспроизведение

элементов содержания произведения в устной и письменной        форме (изложение,

-действие по действия по заданному алгоритму        с

инструкцией);

-формулировка вопросов;                составление системы        вопросов        и ответы на них (устные, письменные).

выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите,        какие события в произведении являютсяцентральными;
  • определите, где и когда происходят описываемые события;
  • опишите,        каким                вам представляется        герой произведения, прокомментируйте        слова героя;
  • выделите в тексте наиболее        непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для васместа;
  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
  • определите, выделите, найдите,        перечислите

признаки,        черты, повторяющиеся детали и т. п.

  1. Метапредметные результаты .

Метапредметные результаты, включают освоенные  обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные).

8. Смысловое чтение.

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурироватьтекст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать        текст,        «переводя»        его        в        другую

модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и формутекста.

Основные компоненты содержания курса

В основе курса лежат разные способы и техники понимания:

  • Способ выдвижения первичной смысловой версии понимания текста

- устранение произвольности при понимании смысла текста

-Преодоление частичности понимания смысла текста

-Различение смысла текста и его сюжета

-Достижение обобщенности смысловой версии понимания текста

  • Техники понимания в опоре на логическую основу текста

-Понимание основного предмета мысли автора текста

-Умение выделить смысловые части текста

-Различение смысла текста и его сюжета

-Различение смысла текста и его темы

-Достижение обобщенности смысловой версии понимания текста

  • Техники понимания авторской позиции

Различие позиций автора и героя

  • Создание способа выхода из ситуации непонимания
  • Способы углубления первичной смысловой версии за счёт понимания смысловых версий других людей.

Тематическое планирование метапредметного курса по формированию способности понимания

Тема занятия

Название техники понимания

Основные типы заданий

Произведение

Колво часов

1

Вводное занятие. Понятие о тексте. Типы речи.

Понятие о тексте, теме, идее. Типы речи. Стили речи.

1

2-8

Способ выдвижения первичной смысловой версии понимания текста

Устранение произвольности при понимании смысла текста

Входная диагностика Формулировка смысловой версии понимания для текстов, имеющих небольшую сложность. Взаимная оценка уч-ся смысловых версий друг друга с точки зрения их произвольности

Ю.Яковлев «Цветок хлеба»

2

Преодоление частичности понимания смысла текста

Выявление частей текста, не нашедших отражения в смысловых версиях уч-ся

2

Различение смысла текста и его сюжета

Работа с текстами, имеющими сходный сюжет и героев, но разный смысл

2

Различение смысла текста и его темы

Различение темы и смысла текста в работе по пониманию текстов различных видов

2

Достижение обобщенности смысловой версии понимания текста

Сравнение версий понимания учащихся с точки зрения их обобщенности и полноты. Озаглавливание текстов

2

9-11

Техники понимания в опоре на логическую основу текста

Понимание основного предмета мысли автора текста

Вх.диагностика. Определение предмета мысли автора в простом тексте. Определение предмета мысли автора в усложненном тексте

В.Астафьев «Хвостик»

И.Тургенев «Муму»

2

Умение выделить смысловые части текст

Деление текста на части по смыслу относительно основного предмета мысли автора.

2

12

Понимание авторской позиции

Различие позиций автора и героя

Переход от понимания отношения автора к героям конфликта к пониманию отношения автора к смыслу конфликта. Итоговая диагностика

В.Астафьев «Хвостик»

Ю.Яковлев «Цветок хлеба»,

И.Тургенев «Муму»

2

Итого

17

Диагностика

Измерение результатов формирования способности понимания

1.Способность понимания смысла текста

0 уровень – текст понимается буквально, на вопрос «В чём смысл текста?» ученик

начинает пересказывать текст.

1 уровень – выделяется главный действующий персонаж, герой или предмет в тексте.

2 уровень – частичное понимание или обобщённый характер ответа (тема

произведения), который не фиксирует основных связей в тексте.

3 уровень – выделение основной идеи в тексте.

2.Способ понимания логики текста

181

Понимание логики текста предполагает выявление предмета текста, развития

содержания в тексте.

0 уровень – не способен вычленять предмет текста.

1 уровень – Выделяет предмет текста, но нет прироста содержания по данному предмету.

2 уровень – Выделяет прирост содержания текста.

3 уровень – выделяет переходы развития содержания (смысловые части текста).

3.Способ выхода из ситуации непонимания

0 уровень – выполняет задание, несмотря на то, что задание непонятно и содержит разные

подходы к решению.

1 уровень – отказ от выполнения задания, постановка общего вопроса «Я знаю, что надо

делать?»

2 уровень – постановка конкретного вопроса, что непонятно.

3 уровень – выдвижение своих версий понимания «Здесь надо делать…?»

4.Способ углубления понимания

в процессе обмена версиями

0 уровень – пересказ версии другого, чужого текста как своего.

1 уровень – пересказ версии другого, как отличного от своего.

2 уровень – восстановление оснований разных точек зрения в тексте и при

обсуждении текста.

3 уровень – корректировка – расширение или изменение своей версии с учётом других

точек зрения. Углубление своей версии.

Литература:

1. Акопова Э.С.. Развитие способностей учащихся в Школе будущего – нашей новой

школе.http://www.yar-edudep.ru/files/ppt/acopova.ppt

2.Алексеева Л.Н., Ассуирова Л.В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и

интерпретацией: Учебное пособие для педагогов и учащихся старших классов. – М.:

Пушкинский институт, 2007. – 400с.

3.Губанова Т.М.Опыты мыследеятельностной педагогики. Методическое пособие. – М.:

Институт учебника «Пайдейя», 1998. – 296с. ISBN 5-7853-0034-6

4.Половкова М.В..Становление педагогического профессионализма на основе идей

развивающего обучения В.В.Давыдова и мыследеятельностной педагогики.

http://www.psyedu.ru/journal/2010/4/Polovkova.phtml

5.Сценарии занятий для детского сада и средней школы (опыт работы городских

экспериментальных площадок): Сценарное руководство/Сост. О.И.Глазунова, Э.С.Акопова,

Е.Ю.Иванова. – М.: Пушкинский институт, 2010. – 256с. ISBN 978-5-94679-046-8

6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования