Конспект открытого урока в 9 классе "А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предварительно набросана в 1826 году в Михайловском, а завершена 26 октября 1830 года в Болдино. Рукопись трагедии до нас не дошла, но на сохранившейся обложке ее имеется первоначальное заглавие «Зависть». Впервые напечатана пьеса в альманахе «Северные цветы на 1832 год». «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С. Пушкина (дважды шла в 1832 году в петербургском Большом театре)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
«А гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?» Моцарт
«Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда:…» Сальери
Бессильный враг – наш лучший друг,
завистливый друг – злейший из наших врагов
Чаадаев П.Я.
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягла в сфере музыки. ( П. Чайковский)
Антонио Сальери (1750-1825)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
Словарная работа
Реквием–траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.
Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.
Талант – человек, обладающий особыми природными способностями.
План урока |
Ход урока
4. Из истории создания «маленьких трагедий» В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предварительно набросана в 1826 году в Михайловском, а завершена 26 октября 1830 года в Болдино. Рукопись трагедии до нас не дошла, но на сохранившейся обложке ее имеется первоначальное заглавие «Зависть». Впервые напечатана пьеса в альманахе «Северные цветы на 1832 год». «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С. Пушкина (дважды шла в 1832 году в петербургском Большом театре). В 1825 году в печати (Немецкая музыкальная газета) широко распространилось известие, что итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825) на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791). Друзья Сальери выступили против этого сообщения как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. Для Пушкина же эта версия послужила поводом создать трагедию о зависти – страсти, разрушающую человеческую личность. Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери (1833г.) Пушкин пишет: «В первое представление «Дон-Жуана», в то время когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью…Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца. - Какова главная тема трагедии? - Можно ли назвать эту трагедию «маленькой»? - «Маленькая трагедия» у Пушкина – это трагедия мелочного чувства – зависти, перерастающая в большую трагедию – убийство гения. - Кто из двух героев – истинно трагедийный образ. - Трагедийным образом является Сальери, личность раздвоенная, страдающая от собственной раздвоенности. Его беда в том, что он, преданный, по словам Моцарта, «вольному искусству», стал «заботиться о нуждах низкой жизни»: зависти, стремлению к славе,к первенству, которым не должно быть места в творческой душе. Тема трагедии «Моцарт и Сальери» - художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человеческая страсть, приводящая его к злодейству. Первоначальное название трагедии «Зависть» во многом определяют его тему. 5. Блиц-опрос - Какими науками занимался Сальери? (никакими) - Какой композитор явился и открыл новые тайны? (Глюк) - Кого Сальери назвал «гулякой праздной»? (Моцарта) -Какого великого художника и поэта вспоминает Сальери? (Рафаэля, Данте Алигьери) - Как называется трактир, в котором они решили пообедать? («Золотой лев») - Кто дал Сальери яд (Изора) - Сколько лет он его с собой носил? (18) - Какое произведение сочинял Моцарт? (Реквием) - Как долго Моцарт сочинял «Реквием»? (3 недели) - Какого великого писателя и своего друга несколько раз упоминал Сальери, который, по слухам, отравил двух жен? (Бомарше) 6. Работа с текстом трагедии. Прослушивание монолога Сальери.
7. Физкультминутка 8. Чтение наизусть диалога между Моцартом и Сальери 9. Анализ образов, созданных Пушкиным
Самые трудные вопросы! - Зачем Пушкин написал эту пьесу? Что он хотел сказать своим потомкам-читателям? - Его волновали характеры именно этих двух музыкантов? Объясните причину различий в пунктуации и орфографии слов Моцарта и Сальери. Попробуйте интонацией передать интерпретацию этих различий. Восстановите авторские ремарки в отрывке и сделайте вывод об их роли в обрисовке характеров. Идейное содержание трагедии. Гибель выдающейся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагична судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержаться две больших. Составление синквейна Моцарт и Сальери Рефлексия Домашнее задание. Выбери один из вопросов и запиши свои размышления.
| Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приемами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.пользоваться приемами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ, синтез. 8. Осуществлять анализ, синтез. 9. Строить рассуждение. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторий сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: "Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери"
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”»....

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс
Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам...

Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина + "Моцарт и Сальери" для 9 класса, УМК В.Я. Коровиной.
Вопросы по стихотворениям А.С. Пушкина и по "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери" для 9 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Контрольная работа в 3 вариантах....

