"Читательский дневник как выявление трёх функций учителя"
материал по литературе

Магомаева Заира Магомедовна

Опыт работы с читательским дневником на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya_na_temu.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая мастерская на тему: «Читательский дневник как выявление трёх функций учителя».

Читательский дневник…Я предложила своим ученикам вести его, когда они были в 6 классе, потому что стала замечать, что дети не запоминали произведения и героев, не умели анализировать, находить проблему и отстаивать свою позицию. Сейчас мои дети в 10 классе, и мы увидели результат ведения дневника. Сегодня у них не возникает проблем с написанием итогового сочинения, также легко написали и сочинение ОГЭ.

Читательский дневник – это не просто общая тетрадь с информацией о прочитанном произведении, а инструмент, который помогает школьникам анализировать текст, развивать воображение, расширять словарный запас, подготовиться к экзаменам, формировать критическое мышление и способность к самовыражению.

Вместо обычной тетради по литературе или рабочих листочков, мы используем читательский дневник. На уроках литературы дети заполняют такие разделы читательского дневника как:

Дата

Название произведения

ФИО автора

Жанр

История создания

Тема

Краткое содержание

Имена главных героев и их характеристика

Новые слова

Подобрать пословицы

Художественные средства выразительности

Основная мысль произведения

Проблема в произведении

Подобрать другие произведения с подобной проблемой

Нарисовать эпизод, героя

Задания меняются от произведения к произведению, от класса к классу. Чем старше становятся, тем сложнее задания в дневнике. Важно обращать внимание старшеклассников, да и не только, на историю создания произведения и развивать межпредметные связи.

Генри Джеймс говорил: «Нужно очень много истории, чтобы получилось немного литературы.» Например, при изучении произведении «Капитанская дочка», дети узнают о восстании Емельяна Пугачёва 1773-1775 годов, объявившего себя императором Петром 3.

Это восстание яицких казаков, которое переросло в войну казаков, крестьян и народа Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины 2.

При изучении стихотворения «Бородино» дети узнают об Отечественной войне 1812 года между русской армией под командованием генерала Михаила Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона 1 Бонапарта, которое произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино в 120 км к западу от Москвы. Длилось сражение 12 часов.

А при изучении «Героя нашего времени» узнают многое о Кавказской войне 1817-1864 годов, цель которой была присоединение Северного Кавказа к Российской империи.

Чтобы осуществить межпредметную связь, также добавляю задание: выписать географические объекты, которые встретились в произведении: города, реки, моря; названия дополняем описаниями из произведений или картинами художников.

Например, при изучении поэмы «Мцыри» ...

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

…говорим об этих реках, например:

Кура – самая крупная река Закавказья. Её протяжённость 360 км.

Берёт начало в Армянском нагорье на территории Турции, впадает в Каспийское море, протекает по территории трёх государств: Турции, Грузии, Азербайджана и для двух последних является основной рекой

Арагви – река в Грузии, левый приток Куры. Длина реки 112 км.

Слияние рек Арагви и Куры происходит в городе Мцхета в Грузии.

Если есть экранизации произведений, ребята сравнивают текст и кинофильм, находят несоответствия, если они есть. У любого читателя возникает свой образ героев произведения, и дети свои образы сравнивают с актёрами фильма.

Вклеивают в дневник изображения актёров, которые сыграли персонажей в экранизации, если считают, что подошли на эту роль.

Такие задания как: найти несоответствия, нарисовать понравившийся эпизод, положительного героя, придумать фанфик, составить диаграмму Венна активируют творческое мышление, вносят элемент творчества и оживляют учебный процесс.

Чтобы ученики не переписывали с интернета, а выражали собственное отношение к прочитанному в читательский дневник я включаю пункты:

Понравилось или не понравилось произведение? Почему?

Что запомнилось больше всего? Что удивило?

Порекомендуешь ли ты это произведение или эту книгу другу? Почему?

Почему герой поступил так?

Какую идею хотел донести автор?

Согласен ли с позицией персонажа?

Было ли у героя другое решение?

Как бы ты поступил в этой ситуации?

Такие вопросы приглашают учеников к диалогу, обсуждению, анализу прочитанного. У школьников вырабатываются такие навыки, как умение аргументировать свои знания, выражение личной точки зрения, умение обобщить информацию и сделать выводы, что является важным элементом критического мышления.

Читательский дневник становится местом, где школьник может отрабатывать этот навык. Заполняя такие пункты дневника, ребенок учится приводить аргументы из текста, что является ценным опытом для подготовки к итоговому собеседованию, сочинению и подготовки к ЕГЭ. Помимо учебной пользы, навыки, полученные при ведении читательского дневника, имеют практическое значение в жизни, они пригодятся в дальнейшем в любой сфере деятельности.

Человек любой профессии должен уметь отстаивать свою позицию, приводя аргументы, доказать свою точку зрения, чтобы добиться успеха.

Читательский дневник можно вести не только в тетради, но и в электронном виде.

Некоторая часть современных учеников предпочитает электронные книги и не любят писать от руки, поэтому я показала им специальное приложение Live Lib, в котором они могут оставлять отзывы на сайте. Кроме этого они читают отзывы других и могут согласиться или поспорить. Мы создали свою группу в приложении, где обсуждаем прочитанные произведения, бросаем книжный вызов, например, в 2025году у нас челлендж, что прочитаем за этот год 30 книг. Там я могу узнать, какие книги они предпочитают, направляю их, рекомендую, что лучше прочитать. Я считаю, что это повышает мотивацию ребёнка и меняет его отношение к чтению.

Он осознанно и вдумчиво читает произведение и дальше обсуждает прочитанное с друзьями.

В современном мире необходимо научить наших детей работать не только с печатными, но и с электронными книгами. Как говорил Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Для меня читательский дневник стал мощным методическим приёмом, который реализовывает все три функции учителя:

Обучение.

Развитие.

Воспитание.

Он учит осмысленному чтению, развивает творческий потенциал, помогает формировать собственное мнение.

И пусть это требует усилий, но результаты стоят того, чтобы этот инструмент стал неотъемлемой частью образовательного процесса.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Зубутли-Миатлинская гимназия»

Магомаева Заира Магомедовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вести читательский дневник

Данная статья поможет учащимся понять КАК и ЗАЧЕМ? ведётся читательский дневник....

Читательский дневник.

Вашему вниманию представлен эспериментальный вариант страницы "Читательского дневника" по теме: "Тема любви в творчестве А.Куприна. Повесть "Гранатовый браслет"" (Модуль: Литература начала ХХ века)...

Обзор читательских дневников учащихся 5 класса

Опыт работы с читательскими дневниками учащихся, который пригодился и классному руководителю, и администрации, и родителям....

Форма ведения читательского дневника

Читательский дневникЗачем нужен читательский дневник?Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.Зап...

Мастер - класс "Электронный читательский дневник школьника"

Автор рассматривает  возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных се...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...