Урок-игра по басням И.А. Крылова в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок-игра по обобщению пройденного материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 112.16 КБ | |
| 598.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе
Предмет: Литература
Цели урока:
1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Тип урока: комбинированный, обобщающий
Форма урока: игра
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова
Эпиграф:
Люблю, где случай есть пороки пощипать.
И.А.Крылов
Ход урока:
1. Подготовительный этап.
Педагог заранее (за 2 недели) сообщает о проведении урока по басням Крылова и о необходимости прочитать несколько басен по желанию.
Учащиеся читают басни по собственному выбору.
2. Оргмомент. Тема и постановка задач.
Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
-Что такое басня?
- Кто герои басен?
-А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
3. Слово о баснописце И.А.Крылове.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
4.Повторение литературоведческих терминов.
-Что такое басня?
(Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы).
- Можно дать и другое понятие термину «басня».
(Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки).
-А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория)
-Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
-Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня «Лебедь, Рак и Щука»? ( Разобщенность в дружбе).
-Басня «Волк и ягненок?» ( Трусость).
-А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль).
-Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
4.1 Деление на команды.
Каждый по жребию получает листок с названием персонажа или предмета из басни (медведь, лебедь, лисица, сыр и т.п.). В классе оформлены 4 места для работы в команде, на столе лежит название одной из четырех басен («Квартет», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»). Дети должны найти, из какой басни доставшийся им персонаж, и сесть за стол с названием соответствующей команды. В каждой команде педагог назначает капитана (одного из главных персонажей).
5. Конкурс - игра.
1) Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
2)Угадай название басни.
а) Да только воз и ныне там. («Лебедь, щука и рак»)
б) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и Муравей»)
в) «А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)
г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)
д) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем («Волк и Ягнёнок»)
е) «Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!» («Ворона и лисица»)
ж) «Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает да ест.) («Кот и повар»)
з) Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в такие забияки…» («Слон и Моська»)
3) Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
4) Конкурс «Найди пару» (Разрезанные на части картинки)
- Стрекоза и Муравей
- Ворона и Лисица
- Слон и Моська
- Чиж и Голубь
- Демьянова уха
- Квартет
- Лебедь, Щука и Рак
- Мартышка и очки
- Мышь и Крыса
5) Конкурс «Какие герои басен здесь зашифрованы?»
– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза
6)Угадай название басни по иллюстрациям
7) Конкурс «Инсценирование басни»
Каждая команда после 5-ти минут подготовки представляет сценку из басни (той басни, которая является названием их команды).
Сценка может быть статичной или дети могут разыграть диалог между персонажами. Время показа сценки не может превышать одну минуту.
8)Конкурс капитанов». Блиц-опрос.
Капитаны вытаскивают из коробки загадок листок с номером вопроса и по очереди отвечают на 3 вопроса (приложение 1). Каждая команда получает столько баллов, сколько правильных ответов.
Приложение 1.
1. О чем просила лисица ворону?
2. Что мартышка сделала с очками?
3. Что стрекоза делала все лето?
4. На кого лаяла Моська?
5. Кто затеял сыграть квартет (перечисли животных)?
6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?
7. Кто сказал в басне «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?
8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?
10. За что кукушка хвалила петуха?
11. На какое дерево взгромоздилась ворона?
12. Как открывался ларчик?
9) Кроссворд
1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2. Вид литературного произведения. (Басня.)
3. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4.Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
6. Подведение итогов урока.
Объявление результатов соревнования между четырьмя командами.
8.Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
-Чему нас учат басни Крылова?
-Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
-Как вы понимаете строки?
-Согласны ли вы с автором?
-Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Андреевич Крылов 1769 – 1844 Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев А. С. Пушкин
Люблю , где случай есть пороки пощипать . И.А.Крылов Люблю, где случай есть пороки пощипать. И.А.Крылов
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали? - Что такое басня? - Кто герои басен? - А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки
Какие две части включает в себя басня ? 1 . Основное повествование. 2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить. Например , И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы, Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа)
Угадай название басни. а) Да только воз и ныне там. б ) «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей !» в) «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь ». г) Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак.
д) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем е) «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!» ж) «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (А Васька слушает да ест.) з) Вот то-то мне и духу придает, Что я совсем без драки, Могу попасть в такие забияки…»
Продолжите крылатые слова. Ты всё пела? Это дело … А вы, друзья, как ни садитесь … Кукушка хвалит Петуха … Когда в товарищах согласья нет… Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки …
Продолжите крылатые слова. Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши) А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь) Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку) Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет) Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
Конкурс «Найди пару» Стрекоза и Муравей Ворона и Лисица Слон и Моська Чиж и Голубь Демьянова уха Квартет Лебедь, Щука и Рак Мартышка и очки Мышь и Крыса
Конкурс « Какие герои басен здесь зашифрованы?» – и – и – а о – ё – – о – ь – а – о – о – е – в – – – – у – а – е – – т – е – о – а
Угадай название басни по иллюстрациям
1. Человек, пишущий басни. 2. Вид литературного произведения. 3. Известный русский баснописец. 4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. 5. Веселая добродушная насмешка. 6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.) 2. Вид литературного произведения. (Басня.) 3. Известный русский баснописец. (Крылов.) 4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.) 5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.) 6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Петербурга
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П. Вяземский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова 8 класс
Обзор творчества И.А. Крылова, связанного с войной 1812 года...

Презентация к уроку литературы Басни И.А.Крылова 6 класс
Презентация поможет раскрыть, проанализировать содержание басен И.Крылова,...

Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова (5 класс)
Командная игра по литературе (итоговый урок по творчеству И.А. Крылова - 5 класс)...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)
Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс
Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.)...








