Внеклассное мероприятие по литературе. На посиделках 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс)

Внеклассное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, особенность обстановки вызывают положительные эмоции у детей. Повышается уровеньвоспитанности,  мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_posidelkah_._vneklassnoe_meropriyatie3.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема.    Открытое внеклассное мероприятие «На посиделках»  

       Цели: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта  через фольклор.

Познавательная цель: Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.

Образовательные задачи:

- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков;

- познакомить детей с русским фольклором – пословицами, закличками, поговорками, небылицами, играми, частушками, загадками, потешками;

- научить понимать русские традиции гостеприимства;

- дать детям представление о жизни и быте своего народа в старину;

- создать доброжелательную, веселую атмосферу.

Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма;

- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к традициям русского народа;

- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции;

- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм    русского фольклора;

- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение.

Планируемые результаты

Личностные:

- учиться  определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и  уметь их излагать;

- учиться  наблюдать за происходящим;  

- развитие и формирование личностных деловых  качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений.

Регулятивные:

- принятие установленных правил;

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение применять свои знания на практике;

   - адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета.

Коммуникативные:

- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;

  - использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач.

Форма проведения: Праздник

Педагогические технологии:

- коллективное творческое дело;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровая технология;

- личностно-ориентированная технология.

Методы и приёмы:

- чтение и анализ русских народных небылиц, русских народных пословиц и поговорок;

- отгадывание загадок;

- наблюдение;

- элементы театрализации;

- поисковый метод.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап:

- определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия;

- определение формы, методов и приёмов мероприятия;

- разработка  сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей;

- разучивание русских народных песен, частушек,  пословиц,  поговорок, небылиц, сюжетно-ролевых игр,

- оформление сцены к мероприятию;

- репетиции праздника.

Основной этап – праздник «На посиделки».

Заключительный этап.

Вывод: Внеклассное мероприятие  «На посиделках» соответствовало возрастным особенностям детей  и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие костюмы и особенность обстановки вызывают  положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми. Учитель как классный руководитель и как руководитель кружка должен  уметь заинтересовать, мотивировать детей, только тогда будет положительный результат как в духовно-нравственном направлении, так и в других воспитательных направлениях.

Сценарий праздника «На посиделки»

Оформление: класс украшен элементами русской избы: декорации русской печи, ставни, столы накрытые угощением, коврики, кухонная утварь. Русские народные костюмы.

                                                                  « На посиделках».

Ведущие:

  1. Здесь и добрые девицы…
  2. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

  1. Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

  1. Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься,

1. Пирогов отведать вкусных,

2. И чайку напиться всласть.

Оба. Все мы рады видеть вас!

  1. А где же пироги? Ведь изба красна углами, а человек пирогами.
  2. Будут вам и пироги.

А сейчас посидим рядком

 Да поговорим ладком.

Учитель…

Ведущие.

2.Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой - нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…

1. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.

( Девушки поют, имитируя, что прядут):

 Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,

 Нам работа наша нравится…

( Хоровод под русскую народную песню « А я по лугу…» В круг входит добрый молодец, а девушки поют:

 Я за то люблю Ивана,                                                                                                                                                   Что головушка кудрява,                                                                                                                                                                     А бородушка кучерява,                                                                                                                                                                      Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.

 Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:

 Ох и звонки планочки                                                                                                                                                                             У твоей тальяночки.                                                                                                                                                           Ты играй, играй звончей,                                                                                                                                                     Чтобы стало веселей.

Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.                                                                                                                                             Вот и пляска, вот и я,                                                                                                                                                  Вот и выходка моя.

На гулянку собиралась,
Маменька ругалася,                                                                                                                                                Папенька сидел, как пень,                                                                                                                                 Ему ругаться было лень.

Девушки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица».

Ведущие:

2   Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…                Остановились руки, замерли все… Что же произошло?

   Оба.  А вот что…

Дети слушают сказки. 1 – волшебная, 2 – бытовая.

      2.   Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

  1. Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков?
  2. А кто авторы этих сказок?

Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста.  Никто не  знал имен создателей. Поэтому мы  и говорим, что творцом их был народ.

  1. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

( Инсценируется сказка о животных).

  1. А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения.

- Какие?

(Пословицы,…)

  1. А какие посиделки без прибаутки, небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые.
  2. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами  и неряхами.  И звучат они красиво, и запоминаются легко.

(Звучат прибаутки и небылицы).

1 ученик.

Сидит ворон на сосне,
А сова на другой.

Гой- гой- гой на другой (2 раза).

У совы ворон пытает:

Кто в лесу гуляет?

Гу – гу - гу гуляет (2 раза).

Дровосеки гуляют –

Секут лес и валят,

Чах-чах-чах валят.(2 раза)

И секут, и кричат,

Испугать зверей хотят,
Тух-тух-тух хотят. (2 раза)

2 ученик.

- Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить!

-Да иглы нет.

- А велика ли дыра-то?

--Один ворот остался.

3 ученик.
Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Что сегодня делал?                                                                                                                                        -Рукавицы искал.                                                                                                                                                              -Нашел?                                                                                                                                                                                   - Нашел.                                                                                                                                                                                  - Где же они были?                                                                                                                                                                   - Да за поясом. А ты куда шагаешь?                                                                                                                                 -За семь верст.                                                                                                                                                                                              - Киселя хлебать?

- Нет, комара искать.                                                                                                                                                          - Это которого же комара?                                                                                                                                               - Да того, который за нос укусить меня хочет.                                                                                                           - Да он же при тебе.                                                                                                                                                      -  Где это при мне?                                                                                                                                                           - Да на носу у тебя.

Ведущие.

  1. Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
  2. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и чисто, и красиво. Ведь недаром народ  дал  скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.

Итак, состязание начинается: кто первый?

 Первый ученик:

Ты худ, я худ,

Сядь худ на худ.

С худа не свались,

Худом подопрись.

Второй ученик:

Говорит попугай попугаю:

Я тебя попугаю.

Третий ученик:                                                                                                                                                   Носит Сеня   в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Ведущие:

  1. Долог зимний вечер. Горит – потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…

 Раздается стук в дверь.

- Кто  же это? Входите!  (Входит Лесовик).

Лесовик:
_ Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:

     Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких  только подарков нет.

   Там, где в травах ветер сладкий,

  Где за полем бор стеной,

   Собираю я загадки

  В кузовок берестяной.

 Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
  В лесу под елкой крошка –

  Только шапка да ножка.

Достает из кузовка крохотный грибок.

  В моем лесу растет кустарник, а в нем:

  Мальчик – крошка в костяной одежке.

  У этого мальчика

  Шапочка зеленая

  До ушей надвинута.

  Что это за мальчик?

 Дети отгадывают, а он достает и называет лесные орехи.

  В моем лесу под деревом

  Андрейки

  Все в тюбетейках.

 Что это такое? ( Достает желуди).

   Вот какой мой лес,
 Полон загадок и чудес!

А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто  сумеет загадать самую сложную, а кто окажется  самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком заканчивается считалка, тот и загадывает. Кто начнет считать?

 Считалки:

  На мосту сидит кукушка,
 Скуковала раза три.

  Кто вышел?

  Это верно, ты.

Под горою у реки

Живут гномы – старики.

У них колокол висит.

Рассеребряный звонит:

Диги – диги – диги - дон,

 Выходи из круга вон!

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот вон пойдет.

После каждой считалки дети загадывают загадки.

 Вдруг девушка – березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет, не может найти.

Девушка – березка:

- Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?

 Один из учеников:
- Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: нак  воре шапка горит.

 ОДИН МАЛЬЧИК ХВАТАЕТСЯ ЗА ГОЛОВУ, ЧЕМ И ВЫДАЕТ СЕБЯ. Кокошник возвращают хозяйке.

Девушка - березка:

- А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? ( Пословица).

А что это такое?

Отгадайте пословицу по одному слову:

…не воин. (Один в поле не воин)

Закончите пословицу:

На Москву идти… (головы не снести).

ПУСТО,,, ( словно Мамай прошел).

За правое дело … (стой смело).

А теперь посоревнуемся. Разделимся на 2 команды, сначала одна команда нвзывает пословицу, а другая объясняет ее прямой и переносный смысл и придумывает ситуацию, в которой ее уместно употребить. Затем то же делает другая команда.

Если команда неправильно избрала ситуацию, то выигрывает другая команда.

Идет соревнование команд.

Ведущие:

  1. Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку. Согласны?

Жил – был царь, у царя был двор… (Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?

Что за удивление?  Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца…  А не сказать ли с конца? Сказать?

  1. Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую..

Слушайте! В одном болоте жила – была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и  завязила  в тину хвост. Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да и завязила нос….

  1. Ну  уж хватит! Я расскажу настоящую  сказку. Хотите?                                                                                                                      Слушайте! Жил – был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан – море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…
  2. Что же молчишь? Что же дальше?
  1. Так ведь кости еще не размокли.

Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель  сказок не догадывался, что его разыгрывают..

Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

……

  1. И как в добрых сказках, мы  приглашаем вас на пир…
  2. Вам сказка, а нам – бубликов связка.

1. Вам – сказки, а нам пироги да сласти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе

Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....

Литературная игра "Пример героя зовет на подвиг" (внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе 7-го вида)

Разработка игры по литературе. В нее включены произведения, изучавшиеся в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной: былины, повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", рассказ М. Горького "Старуха Изергиль"....

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса. "Что? Где? Когда?"

Игра  "Что? Где? Когда?" для 7 класса по литературе.1. Вопрос:Мы к букве восемнадцатой по счёту Прибавим для начала третью ноту. И, с этажа шагая на этаж, «Всё та же красота, - добавим, - та ж!» ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию».

Данный методический материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.Задачи: повы...