Внеклассное мероприятие по литературе. На посиделках 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс)
Внеклассное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, особенность обстановки вызывают положительные эмоции у детей. Повышается уровеньвоспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Открытое внеклассное мероприятие «На посиделках»
Цели: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта через фольклор.
Познавательная цель: Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.
Образовательные задачи:
- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков;
- познакомить детей с русским фольклором – пословицами, закличками, поговорками, небылицами, играми, частушками, загадками, потешками;
- научить понимать русские традиции гостеприимства;
- дать детям представление о жизни и быте своего народа в старину;
- создать доброжелательную, веселую атмосферу.
Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма;
- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе.
Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к традициям русского народа;
- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции;
- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора;
- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение.
Планируемые результаты
Личностные:
- учиться определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и уметь их излагать;
- учиться наблюдать за происходящим;
- развитие и формирование личностных деловых качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений.
Регулятивные:
- принятие установленных правил;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение применять свои знания на практике;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета.
Коммуникативные:
- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;
- использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач.
Форма проведения: Праздник
Педагогические технологии:
- коллективное творческое дело;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровая технология;
- личностно-ориентированная технология.
Методы и приёмы:
- чтение и анализ русских народных небылиц, русских народных пословиц и поговорок;
- отгадывание загадок;
- наблюдение;
- элементы театрализации;
- поисковый метод.
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
Подготовительный этап:
- определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия;
- определение формы, методов и приёмов мероприятия;
- разработка сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей;
- разучивание русских народных песен, частушек, пословиц, поговорок, небылиц, сюжетно-ролевых игр,
- оформление сцены к мероприятию;
- репетиции праздника.
Основной этап – праздник «На посиделки».
Заключительный этап.
Вывод: Внеклассное мероприятие «На посиделках» соответствовало возрастным особенностям детей и уровню их развития. Применение игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие костюмы и особенность обстановки вызывают положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми. Учитель как классный руководитель и как руководитель кружка должен уметь заинтересовать, мотивировать детей, только тогда будет положительный результат как в духовно-нравственном направлении, так и в других воспитательных направлениях.
Сценарий праздника «На посиделки»
Оформление: класс украшен элементами русской избы: декорации русской печи, ставни, столы накрытые угощением, коврики, кухонная утварь. Русские народные костюмы.
« На посиделках».
Ведущие:
- Здесь и добрые девицы…
- Добры молодцы кругом.
Оба. Все уселись за столом.
- Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
- Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
1. Пирогов отведать вкусных,
2. И чайку напиться всласть.
Оба. Все мы рады видеть вас!
- А где же пироги? Ведь изба красна углами, а человек пирогами.
- Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Учитель…
Ведущие.
2.Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой - нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…
1. Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.
( Девушки поют, имитируя, что прядут):
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
( Хоровод под русскую народную песню « А я по лугу…» В круг входит добрый молодец, а девушки поют:
Я за то люблю Ивана, Что головушка кудрява, А бородушка кучерява, Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:
Ох и звонки планочки У твоей тальяночки. Ты играй, играй звончей, Чтобы стало веселей.
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать. Вот и пляска, вот и я, Вот и выходка моя.
На гулянку собиралась,
Маменька ругалася, Папенька сидел, как пень, Ему ругаться было лень.
Девушки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица».
Ведущие:
2 Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг… Остановились руки, замерли все… Что же произошло?
Оба. А вот что…
Дети слушают сказки. 1 – волшебная, 2 – бытовая.
2. Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
- Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков?
- А кто авторы этих сказок?
Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
- Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
( Инсценируется сказка о животных).
- А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения.
- Какие?
(Пословицы,…)
- А какие посиделки без прибаутки, небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые.
- И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
(Звучат прибаутки и небылицы).
1 ученик.
Сидит ворон на сосне,
А сова на другой.
Гой- гой- гой на другой (2 раза).
У совы ворон пытает:
Кто в лесу гуляет?
Гу – гу - гу гуляет (2 раза).
Дровосеки гуляют –
Секут лес и валят,
Чах-чах-чах валят.(2 раза)
И секут, и кричат,
Испугать зверей хотят,
Тух-тух-тух хотят. (2 раза)
2 ученик.
- Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить!
-Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
--Один ворот остался.
3 ученик.
Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
-Что сегодня делал? -Рукавицы искал. -Нашел? - Нашел. - Где же они были? - Да за поясом. А ты куда шагаешь? -За семь верст. - Киселя хлебать?
- Нет, комара искать. - Это которого же комара? - Да того, который за нос укусить меня хочет. - Да он же при тебе. - Где это при мне? - Да на носу у тебя.
Ведущие.
- Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
- Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и чисто, и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.
Итак, состязание начинается: кто первый?
Первый ученик:
Ты худ, я худ,
Сядь худ на худ.
С худа не свались,
Худом подопрись.
Второй ученик:
Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугаю.
Третий ученик: Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Ведущие:
- Долог зимний вечер. Горит – потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
Раздается стук в дверь.
- Кто же это? Входите! (Входит Лесовик).
Лесовик:
_ Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка –
Только шапка да ножка.
Достает из кузовка крохотный грибок.
В моем лесу растет кустарник, а в нем:
Мальчик – крошка в костяной одежке.
У этого мальчика
Шапочка зеленая
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
Дети отгадывают, а он достает и называет лесные орехи.
В моем лесу под деревом
Андрейки
Все в тюбетейках.
Что это такое? ( Достает желуди).
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком заканчивается считалка, тот и загадывает. Кто начнет считать?
Считалки:
На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это верно, ты.
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
У них колокол висит.
Рассеребряный звонит:
Диги – диги – диги - дон,
Выходи из круга вон!
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот вон пойдет.
После каждой считалки дети загадывают загадки.
Вдруг девушка – березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет, не может найти.
Девушка – березка:
- Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Один из учеников:
- Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: нак воре шапка горит.
ОДИН МАЛЬЧИК ХВАТАЕТСЯ ЗА ГОЛОВУ, ЧЕМ И ВЫДАЕТ СЕБЯ. Кокошник возвращают хозяйке.
Девушка - березка:
- А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? ( Пословица).
А что это такое?
Отгадайте пословицу по одному слову:
…не воин. (Один в поле не воин)
Закончите пословицу:
На Москву идти… (головы не снести).
ПУСТО,,, ( словно Мамай прошел).
За правое дело … (стой смело).
А теперь посоревнуемся. Разделимся на 2 команды, сначала одна команда нвзывает пословицу, а другая объясняет ее прямой и переносный смысл и придумывает ситуацию, в которой ее уместно употребить. Затем то же делает другая команда.
Если команда неправильно избрала ситуацию, то выигрывает другая команда.
Идет соревнование команд.
Ведущие:
- Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку. Согласны?
Жил – был царь, у царя был двор… (Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?
Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать?
- Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую..
Слушайте! В одном болоте жила – была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост. Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да и завязила нос….
- Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил – был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан – море. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…
- Что же молчишь? Что же дальше?
- Так ведь кости еще не размокли.
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают..
Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.
……
- И как в добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…
- Вам сказка, а нам – бубликов связка.
1. Вам – сказки, а нам пироги да сласти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе
Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....

Литературная игра "Пример героя зовет на подвиг" (внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе 7-го вида)
Разработка игры по литературе. В нее включены произведения, изучавшиеся в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной: былины, повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", рассказ М. Горького "Старуха Изергиль"....

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса. "Что? Где? Когда?"
Игра "Что? Где? Когда?" для 7 класса по литературе.1. Вопрос:Мы к букве восемнадцатой по счёту Прибавим для начала третью ноту. И, с этажа шагая на этаж, «Всё та же красота, - добавим, - та ж!» ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию».
Данный методический материал может быть использован учителями русского языка и литературы....
Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»
Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.Задачи: повы...
