Урок по литературе в 10 классе по роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Шептякова Лаура Александровна

Целью данного конспекта урока является помощь в понимании главной темы, идейного стержня романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотрение противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; демонстрация этапов «восхождения к дивану» героя романа; подведение к осмыслению понятия «обломовщина».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

                  по роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов»

                                    «Восхождение к дивану»

Шептякова Л.А., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Загатуйская СОШ»

ЦЕЛЬ: помочь понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; показать этапы «восхождения к дивану» героя романа; подвести к осмыслению понятия «обломовщина».

Задачи:

Обучающие:

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.  Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Развивающие:

Формирование УУД (познавательных, личностных, регулятивных). Развитие критического мышления, внимания обучающихся. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на уже известное, на свой субъективный опыт, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания. Развитие творческих, речевых способностей учащихся, умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском  контексте. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа, прийти к пониманию актуальности «обломовщины в наши дни.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

 научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать личность человека как результат воздействия внешней среды и воспитания; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: обобщение.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы, самоконтроль и самопроверка.

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!  

-  Добрый день, всем!

 Желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Целеполагание . Определение темы и целей занятия

  Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезли ключевые   слова. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!    

                                       …..    кормит, а …..  портит

  -Молодцы, правильно!   Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень  (Антонимы!)  

   Как называются художественные приемы, основанные на противопоставлениях?  (антитеза, герои- антиподы).

 Почему мы вспомнили об  этих приемах? ( В романе много линий построенных на антитезе, есть  герои-антиподы)

Какой художественный приём использован в названии нашего урока «Восхождение к дивану»? (Оксюморон)

     - Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

 Вспомните, как  прозвали  Гончарова между собой его друзья? Почему? (за его медлительность и малоподвижность- Господин де Лень)

  Ребята, мы с вами прожили вместе с главным героем всю его жизнь. Как думаете, о чём  сегодня мы будем говорить?

(Обсуждение и ответы обучающихся).

Хорошо.

Итак, тема и эпиграф нашего урока  

  Слайд № 1 (Тема)

Тема:  «Восхождение к дивану»

Слайд № 2   (Эпиграф)

Эпиграф: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить».     Николай Александрович Добролюбов

Эпиграф: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова» Иван Сергеевич Тургенев.

   Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова «Обломов».  «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго. 

 

     Какие цели мы поставим перед собой на заключительном уроке по роману Гончарова «Обломов»? ( Понять замысел, идею романа. И разобраться почему и как Обломов стал заложником своего дивана. Как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.  Что способствовало этому)

   - Верно.  

Слайд № 3 (Цель)  

 Цели нашего урока:

  •  понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»;
  • рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла;
  • показать этапы «восхождения к дивану» героя романа;
  • определить и осмыслить общефилософское  понятие  «обломовщина».

II  Актуализация знаний:

Слад № 4 (Портрет писателя)

     Но перед тем, как приступить к обсуждению идеи романа давайте проведем викторину по биографии самого автора Гончарова Ивана Александровича.

 Вопросы викторины:

- Происхождение писателя? (купеческого рода)

- Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

- Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов Н.Н)

- Его профессия? (морской офицер)

- Какую роль сыграл Трегубов в жизни Гончарова?

- Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

- С кем встретился в 1832 г. в  Московском университете  И. А.? (Пушкиным)

- В каком городе  провёл служебную часть своей жизни  И. А.? (Петербурге)

-  Кем служил 16 лет? (переводчиком)  Кем ещё он служил? (Цензором)

- Назовите романы, написанные Гончаровым.

-  Сколько времени они писались?

 - Кто положительно отозвался о романах?

- Какое   путешествие совершил И. А. на фрегате «Паллада»?  

  Хорошо, помним биографию писателя.

 В каком из его литературных героев мы узнаем некоторые черты характера автора. (Обломова), («хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать»). Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца.

 III. Работа по теме урока:

Итак, работа по теме урока.

  1. Выявление замысла,  главной темы, идейного смысла романа.               Слайд №5

В чем заключается замысел романа?

    Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

 Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни

Идейный стержень романа-  «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

  1. Композиция романа. Слайд №6

Современному читателю, наверно, сложно где-то дается чтение романа, где главный герой первые почти 100 страниц лежит на диване, и событий не так много.  

Скажите, ребята,  какова композиция романа? 

Ответ:

Композиция романа как отражение замысла писателя

Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Матвеевной.
  • 4 часть — конец Обломова.

( Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя.

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой.)

  1. Этапы «восхождения Обломова к дивану»

Слайд № 7  «Отчего я такой?»

Итак, проследим путь главного героя- этапы «восхождения к дивану»

Индивидуальные задания.

Для того, чтобы ответить на вопрос Обломова: «Отчего я такой?»,  мы должны  проследить жизненный путь героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Вам были даны индивидуальные задания на дом- подготовить характеристики героев романа.

Как мы говорили уже, в романе есть герои-антиподы и герои-двойники.

Это- гости Обломова, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна.

Задание: Заполняем таблицу с сравнительной характеристикой персонажей.  Рассказать об  Обломове, дать его характеристику, рассказать о каждом персонаже, и  отношении Обломова к ним.

Таблицы:

  1. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  2. Парад гостей  (Вывод- резюме Обломова)
  3. Захар               (Кто от кого зависит?)
  4. Ольга Ильинская - Агафья Матвеевна
  5. Описание Обломовки

Выступление учащихся.  Слайд №8  Система персонажей

 1.Вывод. Слайд № 9  Обломов – три проблемы. Предметы быта, от которых зависит Обломов. Обломов и Штольц- герои-антиподы. Слайд № 10.Штольц- человек разума, действия. Обломов- человек души, но живущий в мире снов и мечтаний.Антитеза.

2.  Парад гостей.  Слайд № 11.  Вывод: каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Они «лжеактивны», ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом  Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столичный лад.

3. Вывод.  Слайд № 12.  Захар- верный спутник Обломова, хранитель традиций Обломовки, двойник хозяина, пародия на Обломова.

4. Вывод. Слайд №13  Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Агафья Матвеевна  обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду.  Избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой.  Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем человеческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке.
   
Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его.

5. Вывод. Слайд № 14.  Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.

4.  Понятие «обломовщина».

   В последних строчках романа задаётся вопрос: «Отчего? Какая причина того, что Обломов погиб, пропал ни за что? Хотя был не глупее других, душа чиста, был благороден.»

Из уст Штольца мы слышим: «Причина- обломовщина!»

 -Что такое обломовщина? Слайд № 15

Понятие обломовщины стало нарицательным.

5.Итак, давайте подытожим. Назовем этапы «восхождения» Обломова на диван. ( Ученики перечисляют, вывод)

Слайд № 16

    Воспитанный Обломовкой в духе дворянского романтизма, Обломов имел высокие  мечты о службе. Ему представлялась служба как удовольствие.

Но Обломов сразу был разочарован службой….

Увлечение светом вначале было интересным, но потом стало тяготить. Надо было одеваться, бриться….

В отставку ушел сам……. Ёще верил, мечтал о высоком предназначении.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее – дружбы, любви. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед.

  1. Рефлексия.  Составление синквейна
  2. Домашнее задание написать сочинение.

    Мой личный Обломов.

    Мой личный Штольц.

   Зачем в романе Захар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...