Урок по литературе в 10 классе по роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Целью данного конспекта урока является помощь в понимании главной темы, идейного стержня романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотрение противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; демонстрация этапов «восхождения к дивану» героя романа; подведение к осмыслению понятия «обломовщина».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
по роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов»
«Восхождение к дивану»
Шептякова Л.А., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Загатуйская СОШ»
ЦЕЛЬ: помочь понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; показать этапы «восхождения к дивану» героя романа; подвести к осмыслению понятия «обломовщина».
Задачи:
Обучающие:
Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Развивающие:
Формирование УУД (познавательных, личностных, регулятивных). Развитие критического мышления, внимания обучающихся. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на уже известное, на свой субъективный опыт, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания. Развитие творческих, речевых способностей учащихся, умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа, прийти к пониманию актуальности «обломовщины в наши дни.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать личность человека как результат воздействия внешней среды и воспитания; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Тип урока: обобщение.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы, самоконтроль и самопроверка.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие!
- Добрый день, всем!
Желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».
2.Целеполагание . Определение темы и целей занятия
Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезли ключевые слова. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!
….. кормит, а ….. портит
-Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень (Антонимы!)
Как называются художественные приемы, основанные на противопоставлениях? (антитеза, герои- антиподы).
Почему мы вспомнили об этих приемах? ( В романе много линий построенных на антитезе, есть герои-антиподы)
Какой художественный приём использован в названии нашего урока «Восхождение к дивану»? (Оксюморон)
- Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?
(потому что лень – главный порок Обломова)
Вспомните, как прозвали Гончарова между собой его друзья? Почему? (за его медлительность и малоподвижность- Господин де Лень)
Ребята, мы с вами прожили вместе с главным героем всю его жизнь. Как думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
(Обсуждение и ответы обучающихся).
Хорошо.
Итак, тема и эпиграф нашего урока
Слайд № 1 (Тема)
Тема: «Восхождение к дивану»
Слайд № 2 (Эпиграф)
Эпиграф: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить». Николай Александрович Добролюбов
Эпиграф: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова» Иван Сергеевич Тургенев.
Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова «Обломов». «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.
Какие цели мы поставим перед собой на заключительном уроке по роману Гончарова «Обломов»? ( Понять замысел, идею романа. И разобраться почему и как Обломов стал заложником своего дивана. Как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Что способствовало этому)
- Верно.
Слайд № 3 (Цель)
Цели нашего урока:
- понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»;
- рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла;
- показать этапы «восхождения к дивану» героя романа;
- определить и осмыслить общефилософское понятие «обломовщина».
II Актуализация знаний:
Слад № 4 (Портрет писателя)
Но перед тем, как приступить к обсуждению идеи романа давайте проведем викторину по биографии самого автора Гончарова Ивана Александровича.
Вопросы викторины:
- Происхождение писателя? (купеческого рода)
- Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)
- Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов Н.Н)
- Его профессия? (морской офицер)
- Какую роль сыграл Трегубов в жизни Гончарова?
- Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)
- С кем встретился в 1832 г. в Московском университете И. А.? (Пушкиным)
- В каком городе провёл служебную часть своей жизни И. А.? (Петербурге)
- Кем служил 16 лет? (переводчиком) Кем ещё он служил? (Цензором)
- Назовите романы, написанные Гончаровым.
- Сколько времени они писались?
- Кто положительно отозвался о романах?
- Какое путешествие совершил И. А. на фрегате «Паллада»?
Хорошо, помним биографию писателя.
В каком из его литературных героев мы узнаем некоторые черты характера автора. (Обломова), («хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать»). Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца.
III. Работа по теме урока:
Итак, работа по теме урока.
- Выявление замысла, главной темы, идейного смысла романа. Слайд №5
В чем заключается замысел романа?
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни
Идейный стержень романа- «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».
Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
- Композиция романа. Слайд №6
Современному читателю, наверно, сложно где-то дается чтение романа, где главный герой первые почти 100 страниц лежит на диване, и событий не так много.
Скажите, ребята, какова композиция романа?
Ответ:
Композиция романа как отражение замысла писателя
Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.
- 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
- 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
- 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Матвеевной.
- 4 часть — конец Обломова.
( Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя.
Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой.)
- Этапы «восхождения Обломова к дивану»
Слайд № 7 «Отчего я такой?»
Итак, проследим путь главного героя- этапы «восхождения к дивану»
Индивидуальные задания.
Для того, чтобы ответить на вопрос Обломова: «Отчего я такой?», мы должны проследить жизненный путь героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Вам были даны индивидуальные задания на дом- подготовить характеристики героев романа.
Как мы говорили уже, в романе есть герои-антиподы и герои-двойники.
Это- гости Обломова, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна.
Задание: Заполняем таблицу с сравнительной характеристикой персонажей. Рассказать об Обломове, дать его характеристику, рассказать о каждом персонаже, и отношении Обломова к ним.
Таблицы:
- Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
- Парад гостей (Вывод- резюме Обломова)
- Захар (Кто от кого зависит?)
- Ольга Ильинская - Агафья Матвеевна
- Описание Обломовки
Выступление учащихся. Слайд №8 Система персонажей
1.Вывод. Слайд № 9 Обломов – три проблемы. Предметы быта, от которых зависит Обломов. Обломов и Штольц- герои-антиподы. Слайд № 10.Штольц- человек разума, действия. Обломов- человек души, но живущий в мире снов и мечтаний.Антитеза.
2. Парад гостей. Слайд № 11. Вывод: каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Они «лжеактивны», ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столичный лад.
3. Вывод. Слайд № 12. Захар- верный спутник Обломова, хранитель традиций Обломовки, двойник хозяина, пародия на Обломова.
4. Вывод. Слайд №13 Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Агафья Матвеевна обеспечила Обломову все необходимые условия — тишину, покой, вкусную еду. Избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем человеческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке.
Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его.
5. Вывод. Слайд № 14. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
4. Понятие «обломовщина».
В последних строчках романа задаётся вопрос: «Отчего? Какая причина того, что Обломов погиб, пропал ни за что? Хотя был не глупее других, душа чиста, был благороден.»
Из уст Штольца мы слышим: «Причина- обломовщина!»
-Что такое обломовщина? Слайд № 15
Понятие обломовщины стало нарицательным.
5.Итак, давайте подытожим. Назовем этапы «восхождения» Обломова на диван. ( Ученики перечисляют, вывод)
Слайд № 16
Воспитанный Обломовкой в духе дворянского романтизма, Обломов имел высокие мечты о службе. Ему представлялась служба как удовольствие.
Но Обломов сразу был разочарован службой….
Увлечение светом вначале было интересным, но потом стало тяготить. Надо было одеваться, бриться….
В отставку ушел сам……. Ёще верил, мечтал о высоком предназначении.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее – дружбы, любви. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед.
- Рефлексия. Составление синквейна
- Домашнее задание написать сочинение.
Мой личный Обломов.
Мой личный Штольц.
Зачем в романе Захар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"
Разарботка урока по литературе в 9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый языковой анализ оп...
Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"
Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)
Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....
тематическое планирование пообразного пути анализа романа И. А. Гончарова «Обломов» (используя материалы статьи Н. Л. Ермолаевой «Роман И. А. Гончарова "Обломов" на уроках литературы в Х классе»).
Тематическое планирование...
Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".
Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

