Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роман И.А.Гончарова "Обломов".444.61 КБ

Подписи к слайдам:

Роман И. А. ГОНЧАРОВА «Обломов»
Замысел романаРоман появился накануне отмены крепостного права в России.Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется,- при виде всех этих фигур, -у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье « Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
2. Жанр, сюжет и композиция
«Обломов»-реалистический социально-бытовой и в тоже время общественно-психологический роман.Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает её от апоплексического удара еще сравнительно старым человеком.Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени -около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге -Пшеницына, Захару- Анисья .
3.Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Илья Ильича.
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
Любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование создания героя
Легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя
Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам
Служба, лишенная человеческого взаимодействия. Друзья, мечтающие только о карьере. Женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие Люди, хуже меня, эти члены света и общества!»-так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
Гравюра К. Ольшевского с рисунка К. Тихомирова “Обломов”. 1883
Ю. Гершкович “Обломов”
Обломовка.«…благословенный уголок земли…»«…что за чудесный край!»«…чудесная страна…»
4. Обломов и Штольц
Обломов
Штольц
Социальное положение
Барин
Представитель нового класса буржуазии
Отличительная черта
Паралич воли и беспробудная лень
Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Чем живет
Воображением
Практическим делом, опытом, фактами
Идеалы жизни
Безмятежный покой
Культ труда и предприимчивости
Жизненная позиция
Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету
Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается
5. Женские образы в романе
Ольга Ильинская
Агафья Матвеевна Пшеницына
По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века.
Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он -существо высшего порядка, идеал барина для Обломова-идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.
В сравнении этих женских типом в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, сущность Обломова.
Т. В. Шишмарева “Обломов и Ольга в парке”
М. П. Клячко “Обломов и Ольга”. 1951
Н. В. Щеглов “Обломов и Агафья Матвеевна”
6. Обломовщина как ведущая тема романа
Что такое обломовщина?
Драма умственного развития героя, изображение того, как «никнут увядают» его лучшие задатки, через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ним.
Истоки обломовщины
Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства.
Обломовщина как способ типизации
Автор создаёт типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определённой социальной среды. Раздвигают узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Обломовщина как знамение времени, её основные признаки
«Обломовщина»-проблема не одного человека, а знамение времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:апатия и лень, малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, закрытость от не реальной жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем.
Т. В. Шишмарева “Обломов и Захар”. 1955
К. Н. Чичагов “Обломов и Захар”. 1885
Т. В. Шишмарева “Обломов”
Штольц- друг Обломова с детства. Жизнь Штольца, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «Хрустальной», чистой душой.
Вина Илья Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион»,- скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?
Что же победит в Обломове – жизненные деятельные начала или сонная «обломовщина»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Поэзия "чистого" искусства".

Особенности поэзии Тютчева и Фета(презентация).Вопросы к анализу стихов....

"Живите за нас..." Цикл уроков в 11 классе по роману А.Фадеева "Молодая гвардия"

Разработка к проведению цикла уроков по роману А.Фадеева "Молодая гвардия". Содержит материал по истории создания произведения, данные о деятельности молодогвардейцев, их судьбах. Также...