Мультимедийное сопровождение к урокам литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiz_romana_ottsy_i_deti.zip329.93 КБ

Подписи к слайдам:

Роман И. С. Тургенева«Отцы и дети»
Замысел романа.

Записки в Англии 1860 год: Базаров – «… не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ ( смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе презирает его. Художественного элемента не имеет и не признает…Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».

И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 года : « Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей.»
Сюжет и композиция.
В центре повествования – фигура Базарова.Все сюжетные линии тянуться к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова.

Базаров и
Аркадий КирсановПавел Петрович КирсановАнна Сергеевна ОдинцоваРодители БазароваСитников и Кукшина
Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получиться следующая закономерность.
М О Р О М О РГде М – Марьино О – Одинцова Р – родители Базарова
Два круга, по которым автор проводит Базарова. Первый круг.
Приезд в Марьино
Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма» : « ..мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнем время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.»
Первая встреча с Одинцовой
А. С. Одинцова встречается на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и не может быть любви. « Посмотрим ,к какому виду млекопитающих относиться сия особа», « этакое богатое тело, хоть сейчас в ботанический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.
Приезд в имение родителей
«..Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается «нечего сказать» отцу и матери…» (М.Горький)

« Водоразделом» межу первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой. ( Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находиться Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще проходят их встречи, тем сильнее оказываются его чувства. Получается, что человек ,уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений ,«ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становиться после этого более понятным и человечным.
Второй круг.
Приезд в Марьино
Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократий оказались лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
Базаров заезжает к Одинцовой
Любовь героя отвергнута Анной Сергеевной, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен : «..Вы меня не поняли» - говорит Одинцова.
Базаров у родите-лей
Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть свою привязанность и нежность к своим старикам перед смертью он не может.

Если первый круг помогает понять нам положение нигилизма, то второй круг становиться кругом « развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самого Базарова наносит любовь и сама жизнь.
Теория Базарова
Базаров – нигилист,он сам так себя называет.Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства.Базаров подвергает отрицанию всё:
ИСКУССТВО
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.»«Рафаэль гроша ломаного не стоит.»
ПРИРОДУ как предмет для восхищения
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.»
ЛЮБОВЬ
«белиберда»
и даже…
Павел Петрович пытается уточнить,насколько далеко господин нигилист зашёл в своих отрицаниях.И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих Кирса-новых:-Мы отрицаем.-Всё?-Всё.-Как?Не только искусство,по-эзию…но и …страшно вы-молвить…-Всё,-с невыразимым спокой-ствием повторил Базаров.
Читатель лишь может догадываться,что стоит за этим категоричным «всё»:
религиявераи даже смерть…
Основные конфликты в романе:
ОТЦЫ и ДЕТИ -Наиболее острое столкновение происходит между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым
Основные конфликты в романе:
Главный конфликт в романе-это конфликт героя с самим собой.1.Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма.а). Он уверен,что жизнь можно подчинить придуманной, «головной»теории.б).Можно прожить без чувств,переживаний,любви,то есть всего того,что Базаров пренебрежительно называет «белибердой».
Теория и жизнь
«Автор проводит своего героя по книге,последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни-дружбе,вражде,любви, семейных узах.И Базаров последовательно проваливается всюду.» «Формула жука» П.Вайль,А.Генис.
Из письма И.С.Тургенева к А.А.Фету:«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю,ибо я не знаю,люблю ли я его или ненавижу!Вот тебе и тенденция».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Использование мультимедийного сопровождения на уроках в классах для детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Это и понятно, когда р...

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Поэзия "чистого" искусства".

Особенности поэзии Тютчева и Фета(презентация).Вопросы к анализу стихов....