Урок-размышление литературы в 6 классе по феерии А. Грина «Алые паруса» на тему: «Чудеса надо делать своими руками».
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Шептякова Лаура Александровна

Целью данного урока-размышления являются:

  1.  показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», победу романтической мечты над реальностью жизни. 
  2. « Чудеса надо делать своими руками», символом чего являются алые паруса?

Понять эту нехитрую истину - значит определить главную мысль произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Загатуйская СОШ» Урок- размышление по феерии А. Грина «Алые паруса »: «Чудеса надо делать своими руками ». Шептякова Л.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Александр Грин- Александр Степанович Гриневский

Слайд 3

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Д. Гранин

Слайд 4

…поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни… и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. К.Паустовский «Алые паруса»

Слайд 5

Чудеса надо делать своими руками

Слайд 6

Лонгрен , Ассоль и жители посёлка 1 группа

Слайд 7

2 группа Сказка, рассказанная Эглем

Слайд 9

1 группа Артур Грей

Слайд 11

2 группа Встреча и тайна «Алых парусов»

Слайд 15

Сравнительная характеристика героев. Ассоль Грэй Родство душ

Слайд 17

Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

Слайд 18

«…Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…»

Слайд 20

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по феерии А. Грина «Алые паруса»

на тему: «Чудеса надо делать своими руками».

Шептякова Л.А., учитель

русского языка и литературы

Тип урока: урок - размышление, обобщающий урок

Цель урока: показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», победу романтической мечты над реальностью жизни.

Задачи урока

Образовательные:

1. Обучать элементам анализа текста художественного произведения.

2. Обучать умению работать с ключевыми эпизодами.

3. Обучать умению выделять идею произведения.

Развивающие:

1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.

2. Совершенствовать навык выразительного чтения художественного текста.

3. Развивать живой интерес к чтению художественной литературы.

Воспитательные:

1. Развивать культуру устной и письменной речи.

2. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.

3. Содействовать воспитанию чистоты чувств и отношений.

Планируемые результаты

Предметные:
1. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений.
2. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений.

3. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:
1. Уметь выбирать смысловые единицы текста.  
2. Выделять и формулировать познавательную цель.
3. Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:
1. Организовывать свое рабочее место.
2. Оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные:
1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого (адекватное межличностное восприятие).
2. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:
1. Формировать собственное отношение к феерии А. Грина «Алые паруса» и её героям.
2. Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование: Портрет Александра Грина.

Макет парусника, ракушки, выставка рисунков учащихся, картина корабля с алыми парусами, проектор, экран, компьютер,  бланки для работы

Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в группах

Ход урока:

 1.Оргмомент.

 Целеполагание.

-Сегодня мы будем говорить о людях, верящих в мечту, и продолжать открывать для себя писателя, умеющего мечтать.

На мультимедийной доске слайды с портретом писателя

- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек?

 ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский) - Портрет писателя перед вами. Вглядитесь в его лицо. Невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик.)

- Ребята, какую особенность вы можете отметить, если посмотрите на  фотографии писателя? ( Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается.)

- Почему, как вы думаете? 

 1) Может быть это связано с его жизнью.. 2 Он прожил очень трудную жизнь, ему многое пришлось пережить.

Да, вы правы. Нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости, веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.

 «Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии», - А. Грин

Учитель: Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения его так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости, но больше всего - его феерия «Алые паруса».

  Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

Сегодня мы будем работать  по произведению А. Грина «Алые паруса».       Подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения…

      Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, на которые нам предстоит ответить.

( Ребята самостоятельно определяют тему урока, работая в группах.)

Задания в группах:

На столе у ребят лежат карточки со словами. Из этих слов нужно составить фразу (тему). 

    Формулировка темы урока

Учитель: Найдите в тексте слова Грэя, где он говорит, что понял нехитрую истину…

« Чудеса надо делать своими руками».

Понять эту нехитрую истину - значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

II. Творческая беседа с классом.

 Учитель: «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия?

( Волшебная сказка,  похожая на быль. Феерия– театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.)

Вопрос: Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

- все, что произошло с героями похоже на сказку:

- чудесная встреча с Эглем;

-необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло;

    В книге перед нами открылся мир, который учит верить, надеяться и ждать.

  Ассоль и Грэй сами творят чудо. Какие же они, наши герои?

       Ракушка. Приложите к уху морскую ракушку. Что вы слышите?

(Шум моря, песни волн, набегающих на берег).

  И вот мы уже видим небольшой поселок Каперна, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

  А где-то далеко – далеко в огромном замке живет благородный, смелый мальчик, который мечтает стать капитаном.

 

Итак, для дальнейшей беседы по обобщению образов героев мы разделимся на группы.

III.  Работа в группах.

Работа над вопросами. Работа с текстом.

1 группа.  

Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?  

3. Расскажите о детстве девочки.

4. Расскажите о людях и нравах приморской деревни  Каперна.

5. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

 6. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

2 группа

 Сказка, рассказанная  Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

2.  Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3.  Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

4.  Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

5.  Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

6. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

1 группа Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4.  Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5.  Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

2 группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она?

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

4. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

5.  Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

IV. Дополнительные вопросы группам:

1) Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными? (Жители Каперны не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

2) Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? ( Дети с ней не играли, гнали, дразнили, швыряли грязью.)

3) Как успокаивал Лонгрен свою дочь? Умеет ли любить Ассоль?

( «_ Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого – то они не могут», - говорит Лонгрен, успокаиавя Ассоль, которую обидели дети. Ассоль умела любить. Она жалеет людей, любит все живое на земле.)

4) Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой?

( Предсказание Эгля и вера в то, что это сбудется.)

5) Какое значение в жизни Грэя имеют эпизоды с картинами?

( Картина с распятьем. « Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук  гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Эта история отображает главное в характере Грэя - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.

Картина с кораблем. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину»…  Вторая история указывает на богатое воображение мальчика, на способность к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

6)Что общего у Грэя и Ассоль? 

7)Как прошли они свой путь к мечте?

8)Что значит море для Ассоль и Грэя?

( Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками. Они понимают, любят все живое, близки к природе. Добры, трудолюбивы. Они верят в мечту. Море для Ассоль и Грэя - это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни, это мир, доступный только умеющим мечтать. )

9) Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Что герои говорят о чудесах?

10) Что поняли люди Каперны? Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

V. Просмотр фрагмента из фильма «Встреча Грэя и Ассоль»

Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям.

Вопрос всем: Что же в повести является чудом? ( Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово).

Вывод: Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.

Вопрос: Ребята, подумайте, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, несмотря ни на что идти к ней навстречу?

VI.Задание: На столе разложены карточки с названиями качеств характера.  Ребята,   качества характера   Грэй и Ассоль помогли им в осуществлении мечты? Напишите на листочках (Выходят по одному, прикрепляют на доску).

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство - все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

Вопрос: Чему учит книга? 

Ответ: Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.

Вопрос: Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ учащихся).

Учитель: Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись

 А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, Модогоев А.У.,  и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

VII.Викторина.

1.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери)

2.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорит Меннерсу )

3.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? (О жителях Каперны.)

4.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

5.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

6. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

7. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

8. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…») 

9. Как назывался новый корабль Грея? ( «Секрет»)

10. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

11. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров.)

12. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

13. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина .( «…о счастье.») 

VIII.Составление синквейна: 1 группа- Секрет, Грей, Лонгрен, феерия.

2 группа- Алые паруса, Ассоль, Эгль,

IX. Рефлексия. Как вы поняли, в чем смысл названия романа?

Символом чего являются алые паруса? (Символом мечты, любви и исполнения желаний.)

  Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами – это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди – романтики, умеющие так любить и мечтать, все это может осуществиться. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

 - Ребята Вам понравился  урок?

Перед вами сигнальные карточки. Оцените себя, как вы работали на уроке- красный- отлично, синий- хорошо, желтый удовлетворительно.

- Ребята, споем песню «Алые паруса»,  пусть эта песня вселяет в наши сердца надежду в лучшее!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».

Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...

интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Тема интегрированного урока "Портрет как средство характеристики героя". Средствами двух учебных дисциплин были достигнуты результаты:- учащиеся осознали важность портретных характеристик пр...

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...

Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")

Урок с использованием инновационных технологий...

"Необходимо верить в чудеса…" (по феерии А.Грина "Алые паруса").

Конспект урока по книге А. Грина "Алые паруса". Удивительная книга, герои, мысли и вера в прекрасное!...

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...

Презентация. Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс

Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...