интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема интегрированного урока "Портрет как средство характеристики героя". Средствами двух учебных дисциплин были достигнуты результаты:

- учащиеся осознали важность портретных характеристик при анализе произведения

- учащиеся смогли найти соответствие между средствами создания портрета в живописи и в художественно мпроизведении (краски художника соотнесли с изобразительно-выразительными средствами языка)

Учитель литературы - Романова В.Н.

Учитель изобразительного искусства - Гаврилова Т.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.

Тема урока. Портрет как средство характеристики героя

Тип урока: Закрепление знаний

 Форма урока: урок-мастерская

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно-иллюстративный, практический, выставка;  индивидуальная, фронтальная, групповая.

Класс: 6-а

Продолжительность : 45 минут

Дата: 5 апреля 2019 г.

Цель: дать представление о роли и месте портрета в истории искусства; закрепить  умение анализа портрета человека в живописных и литературных  произведениях, способствовать развитию ценностно-смысловой сферы личности.

Задачи:

-формировать умение выражать свою эстетическую позицию;

- развивать творческую активность, воображение и навыки анализа живописных и литературных портретов человека.

- воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства.

Планируемые результаты:

предметные: научатся обобщать образ человека в портретах в литературе и живописи, определять роль и место портрета в искусстве, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; принимать позицию одноклассников.

личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Образовательные ресурсы:

1.Феерия А.Грина « Алые паруса»

2.Презентация «"Портрет Ассоль и капитана Грея в искусстве"»

Основные понятия и термины: Портрет, изобразительное искусство, скульптура, литературный герой

Оборудование: Проектор, компьютер, экран.

Сценарий урока

1. Приветствие

Учитель русского языка и литературы. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель ИЗО. Здравствуйте. Признаком хорошего настроения является улыбка.

Учитель русского языка и литературы.  Мы вам желаем, чтобы настроение отличное  сохранилось до конца урока, вы узнали много нового и трудились на должном уровне.

2. Актуализация знаний

Учитель ИЗО. Что мы изучали на предыдущих уроках?

                         Что такое портрет?

                         Что вкладывает художник в изображение человека? 

Предполагаемые ответы учеников:

-Жанр портрета появился еще в Древнем Египте и является, одним из самых древних жанров  в искусстве. Люди всегда стремились изобразить себя , и в каждый исторический период на это были разные причины.

- Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека.

 - Жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже.

Учитель русского языка и литературы.  Ребята, чей портрет представлен в словах:

«За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний…»

(Портрет героини феерии А.Грина «Алые паруса» Ассоль)

Какие детали внешности героини особенно обращают на себя внимание? Что можно сказать о человеке с такой внешностью?

тоненькая невысокая, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками, полудетское лицо, неправильное личико» – мы понимаем, что перед нами юная героиня, наивная, искренняя, робкая, противостоящая черствому и жестокому миру реальности)

 3. Формулирование задач урока.

Учитель ИЗО. Как вы думаете, почему сегодня мы обращаем внимание на портрет героев? (наверное, мы будем определять, какую роль играет портрет в раскрытии характера героев, можно ли понять, какой перед нами человек, лишь взглянув на него.)

Портрет можно написать красками, карандашом…

Учитель русского языка и литературы В чём своеобразие портрета в художественном произведении? (Не стоит забывать и о том, что при чтении художественного произведения портрет рисуется особым образом: автор может использовать различные средства выразительности, чтобы в воображении читателя родился нужный образ)

Именно поэтому сегодня нам предстоит кропотливая исследовательская работа. И вы сами окажетесь художниками

4. Учитель ИЗО (Представление презентации "Портрет Ассоль и капитана Грея в изобразительном искусстве", а на доске информация-таблички – Фамилии, Имена  и названия работ)

 Ребята, мы познакомились с творчеством художников-портретистов и иллюстраторов выполненным по мотивам повести Александра Грина "Алые паруса".

В презентации представлены  и ряд работ учеников нашей школы.

Учитель русского языка и литературы. Скажите, такими ли вы представляли героев? Портрет, каких героев мы видим при чтении феерии? (Ассоль, Грэй, Эгль, Лонгрен, жители Каперны)

Учитель русского языка и литературы. Найдите в тексте феерии соответствующие представленным иллюстрациям описания внешности героев. Соблюдают ли иллюстраторы точность?

Исследовательская работа

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

№1. нервное, доброе личико…грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.

…темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

(Ассоль. Эпитеты помогают автору …Контраст в изображении белизны кожи героини и её тёмных глаз заставляют нас заглянуть ей в глаза, погрузиться в глубину ее  души…)

№2. …юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки.

…он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь… шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом.

… глаза …начали принимать несвойственное им странное выражение, а губы под усами складываться в слабую, кроткую улыбку.

(Грэй. Эпитеты подчеркивают превращение мальчика в мужчину, его взросление. Сравнение помогает автору отметить целеустремленность героя, загоревшегося целью покорять неизведанное. Эпитет «кроткая улыбка» звучит в описании Грэя, повторяя описание Ассоль – повтор усиливает впечатление родства душ героев, предопределенность судьбы)

№3….его длинную бороду…стал крутить ус…

…стал всё мягче и мягче улыбаться, посматривая на её доброе личико…

 …разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые … уши своими маленькими тоненькими пальцами…

(Лонгрен. Автор подчёркивает с помощью повтора любовь и нежность, которые помогают отцу найти радость в жизни после смерти жены. Эпитет не только подчёркивает возраст героя, но и сообщает о страданиях, которые пришлось вынести Лонгрену.)

№4. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника…

Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным

(Эгль. Доброта, простота, проницательность – в облике героя. Сравнения подчеркивают родство героя с природой, а также умение видеть истинную суть окружающих людей. Эпитеты убеждают нас в том, что волшебник готов помогать только сильным людям, способным  справляться с любыми трудностями – именно поэтому он встретился Ассоль)

№5. Они гримасничали, высовывая языки…

Рослые … с густыми бровями и руками круглыми, как булыжник

… длинный молодой парень, с веснушчатым скучным лицом и тем особенным выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, какое присуще торгашам вообще, перетирал за стойкой посуду. …рыжие глаза

(жители Каперны: мальчишки, женщины, Хин Меннерс. Глагол характеризует действия детей, которые способны только на кривляния, у них отсутствует собственное видение мира, они повторяют то, что делают взрослые. Сравнение в описании женщин подчеркивает отсутствие жизни, настоящей, полной гармонии и любви. В портрете Хина Меннерса неприятные черты лица отражают его неумение видать красоту в окружающем мире, эпитет наводит на мысль о душевной слепоте героя, эпитеты «бойкой» и» рыжие» отмечают неискренность героя, склонность к зависти)

Ассоль

Грэй

Лонгрен

Эгль

Жители Каперны

доброе личико

грустные глаза, темные густые волосы

темные, с оттенком грустного вопроса глаза; неправильный мягкий овал прелестным загаром, белизне кожи маленький рот кроткой улыбкой

юнгу с маленькими руками …потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, темным загаром,

думающих глазах

глаза

губы под усами кроткую улыбку

разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые отцовские уши своими маленькими тоненькими пальцами

седые кудри

его лицо казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.

бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов

 ребята гримасничали, рослые женщины с густыми бровями и руками круглыми, как булыжник…

Меннерс с скучным лицом хитрой бойкости подслеповатых глазах

…рыжие глаза Хина

Портрет героя отражает черты характера, поэтому служит яркой характеристикой героя.

5. Физкультминутка.

6.Практическая работа по изобразительному искусству:

Учитель ИЗО:

Группе даны листы тонированной бумаги различного цвета.  Выполните портреты героев произведения А.Грина «Алые паруса», выберите  цвет бумаги для изображения того или иного героя произведения  (можно выполнить групповые работы и работы с несколькими персонажами)

7.Анализ и оценка работ учащихся.

Учитель ИЗО : - Ребята, что мы изучали на уроке?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Назовите скульпторов, художников портретистов и иллюстраторов  ставшими соавторами Александра Грина к повести "Алые паруса".

Учитель русского языка и литературы: 

-Важно ли обращать внимание на портрет героя при чтении произведения?

8.Д.З. Учитель ИЗО. К следующему уроку подготовьте небольшой устный ответ на вопрос

 «Как ты объяснишь разницу между тем, что и как изображено или нами или профессиональными художниками, и содержанием произведения А. Грина «Алые паруса».

Исследовательская работа

№1

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

нервное, доброе личико…грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.

…темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Заполните при выполнении исследовательской работы

таблицу «Портрет в феерии А.Грина

Герой, портрет которого мы исследуем

Основные портретные характеристики (средства выразительности, которые использовал писатель для создания образа)

Исследовательская работа

№2.

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

…юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки.

…он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь… шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом.

… глаза …начали принимать несвойственное им странное выражение, а губы под усами складываться в слабую, кроткую улыбку.

Заполните при выполнении исследовательской работы

таблицу «Портрет в феерии А.Грина

Герой, портрет которого мы исследуем

Основные портретные характеристики (средства выразительности, которые использовал писатель для создания образа)

Исследовательская работа

№3

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

….его длинную бороду…стал крутить ус…

…стал всё мягче и мягче улыбаться, посматривая на её доброе личико…

 …разгладила его спутанные седые волосы, поцеловала в усы и, заткнув мохнатые … уши своими маленькими тоненькими пальцами…

Заполните при выполнении исследовательской работы

таблицу «Портрет в феерии А.Грина

Герой, портрет которого мы исследуем

Основные портретные характеристики (средства выразительности, которые использовал писатель для создания образа)

Исследовательская работа

№4

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника…

Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным

Заполните при выполнении исследовательской работы

таблицу «Портрет в феерии А.Грина

Герой, портрет которого мы исследуем

Основные портретные характеристики (средства выразительности, которые использовал писатель для создания образа)

Исследовательская работа

№5.

Прочтите описание героя. Определите, чей портрет представлен. Найдите средства выразительности, которые помогают автору ярко «нарисовать» образ в вашем воображении, а иллюстраторам воплотить авторское видение героя на полотне

 Они гримасничали, высовывая языки…

Рослые … с густыми бровями и руками круглыми, как булыжник…

… длинный молодой парень, с веснушчатым скучным лицом и тем особенным выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, какое присуще торгашам вообще, перетирал за стойкой посуду.…рыжие глаза

Заполните при выполнении исследовательской работы

таблицу «Портрет в феерии А.Грина

Герой, портрет которого мы исследуем

Основные портретные характеристики (средства выразительности, которые использовал писатель для создания образа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства «С. Черный «На дворе», 2 класс.

Развивать навыки выразительного чтения, умения учащихся передавать состояние зимнего леса; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь к родной природе, родине, гордость з...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...