Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме " Басни И.А. Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatury_i_izo_4_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бушмелева Н.П., учитель русского языка и литературы

Тема: Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства

«Басни И.А. Крылова»  5 класс

Цели и задачи:

  1. Формировать умение определять басню как литературное произведение по характерным признакам.          
  2. Развить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, формировать навыки самостоятельного мышления.
  3. Развивать изобразительные навыки и умения находить оптимальные средства выразительности для передачи  характера образа.
  4. Показать роль басен великого мастера слова для России и для каждого человека.
  5. Воспитывать положительное отношение к честным, благородным,  добрым поступкам.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, мультимедийная  презентация  «Басни И.А. Крылова», аудиозаписи басен И.А. Крылова в исполнении разных актеров.

2. «Планета знаний»  Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений»./ Н.М. Сокольникова - М.: Астрель, 2012 г. с.

3.  Выставка детских книг с иллюстрациями И.А. Крылова.

4.  Акварель, гуашь, цветные ручки, кисти, банка под воду, палитра (для учащихся).

План  урока.

  1. Организационный момент
  2. Работа на уроке строится на основе презентации «Басни И.А. Крылова».

№ п/п

Содержание

Слайд № 1

Тема интегрированного урока литературы и изобразительного искусства: «Басни И.А. Крылова»

Слайд № 2

Цели и задачи:

1. Создать условия для актуализации знаний обучающихся басен И.А. Крылова;

2. Продолжить работу в книжной графике, проиллюстрировав одно из произведений И.А. Крылова («Стрекоза и Муравей»).

3. Осмыслить роль басен великого мастера слова  для России, для каждого человека.

Слайд № 3

Кто такой Иван Андреевич Крылов, какое литературное  наследие он после себя оставил.

Слайд № 4

В 1809 году опубликована первая книга  басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И.А.Крылов написал более 200 басен. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и  даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

Проблемный вопрос урока:

(поставить цель перед ребятами, ответить необходимо в конце урока)

- Почему до сих пор нам интересно  творчество И.А. Крылова?

Слайд № 5

Изданные произведения великого баснописца.

Слайд № 6

Цель: «Давайте, вспомним, что такое Басня? Назовите особенности этого жанра.

  1. Литературное произведение, небольшое по объему;
  2. в басне герои – звери, диалог животных;
  3. мораль;
  4. под личиной животного можно разглядеть человека, его характер;
  5. автор высмеивает пороки общества: жадность, хвастовство, глупость, лень и др.

БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Слайд № 7

Викторина
1.  Конкурс «Назовите героя басни»
- Кто сказал эти слова?

Слайд № 8

2.   Конкурс «Чьи это слова?»
-
К кому обращены эти слова?

Слайд № 9

3.  Конкурс «Мораль сей басни такова…» 
- В какой басне была такая мораль?

Слайд № 10

4.  Конкурс «Крылатые слова»
- Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки:

Слайд № 11

5.Конкурс «Узнай басню по рисунку»

На слайде 4  рисунка по басням: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука, «Мартышка и очки», «Квартет».

Слайд № 12

Ты уже знаешь, что графика – это искусство рисунка.

Продолжим знакомиться с книжной графикой.

Основа книжной графики – иллюстрации. Они поясняют, дополняют текст, иногда раскрывают его смысл. Иллюстрации помогают раскрыть характер героев.

Слайд № 13

Работа над  содержанием басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1. Прослушаем басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (аудиозапись)

2. Беседа по содержанию басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»:

- Какие по характеру герои басни? (Стрекоза - вольная ветреная попрыгунья, все лето проплясала, пропела, не подготовилась к зиме; муравей – великий труженик, основательно  все лето строил себе жилище из веток, травинок и палочек).

- Какой эпизод басни можно изобразить? (Стрекоза пришла к Муравью проситься на постой).  

- В чем мораль этой басни?

Автор обличает лень Стрекозы, беспечность, неумение думать о завтрашнем дне; приветствует  трудолюбие Муравья.


3. Последовательность иллюстрирования басни  «Стрекоза и Муравей» (акварель, гуашь)

  • Выбор сюжета. Начало работы карандашом. Композиционное размещение объектов. Прорисовка деталей.

Слайд № 14

Возможные композиционные ошибки:

- изображение уходит вглубь листа;

- объекты изображения упираются в край картины.

Слайд № 15

Начало работы цветом.

Слайд № 16

Завершение работы над иллюстрацией.

Слайд № 17

Обобщение (вывод по уроку)

- Почему же не гаснет интерес к творчеству И.А. Крылова?

-Что дает нам новое знание?

 * В  жизни мы постоянно сталкиваемся с персонажами И.А. Крылова.. По-прежнему, среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты: Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

 *Нравоучения Крылова помогут нам стать лучше.

Слайд № 18

Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге (Петр Карлович Клодт).

Памятник полностью покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других.

После смерти И. А. Крылова поэт П. Вяземский написал: «Россия радовалась и гордилась им,  и будет радоваться, и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

Слайд № 19

Источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....

Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства «С. Черный «На дворе», 2 класс.

Развивать навыки выразительного чтения, умения учащихся передавать состояние зимнего леса; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь к родной природе, родине, гордость з...

интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Тема интегрированного урока "Портрет как средство характеристики героя". Средствами двух учебных дисциплин были достигнуты результаты:- учащиеся осознали важность портретных характеристик пр...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...