Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 10 класс) по теме
Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.pptx | 2.35 МБ |
za_chto_nakazan_demon.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа над инсталляцией Ученики 10-го класса
Инсталляции, выполненные учениками
Демон и Т амара
«Люби меня…»
Ангел и Демон
Предварительный просмотр:
План - конспект
Открытого интегрированного урока
литературы и изобразительного искусства
в 10 классе МОУ
«СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
по теме «За что наказан Демон?»
Учитель русского языка и литературы Спивак Е.П.
Учитель изобразительного искусства Шахбазова Е.П.
2010 – 2011 учебный год
Тема: ЗА ЧТО НАКАЗАН ДЕМОН?
(Аналитическое чтение поэмы М. Ю. Лермонтова)
И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Цель:
Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
Задачи:
обучение интерпретации поэтического текста;
развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
воспитание нравственно- духовных ценностей.
Оборудование:
портреты М.Ю Лермонтова и М.А.Врубеля;
иллюстрации картин М.А. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»;
текст поэмы «Демон»;
аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий».
I. Слово учителя литературы.
Образ Демона, отвергнувшего из гордости власть Бога, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. В 1829 году поэт пишет стихотворение «Мой Демон», в котором восхищается всеобщим бунтом и одновременно осознает трагизм своего героя. Пятнадцатилетним юношей Лермонтов задумывает поэму, начинавшуюся так:
Печальный демон, дух изгнанья, ^
Блуждал под сводом голубым,
И лучших дней воспоминанья
Чредой теснились перед ним.
Работая над этой поэмой всю жизнь, поэт только в шестой редакции переводит действие на Кавказ. Здесь Лермонтов слышал старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем пре красную грузинку Нино, жившую в бедной сакле на берегу Арагви у подножья отвесных гор. Хотела ли девушка подняться на гору - тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой. Искала ли она цветы - Гуда приберегал для нее самые лучшие. Когда в 15 лет Нино стала необыкновенной красавицей, Гуда захотел ради нее сделаться с м е р т н ы м. Но девушка полюбила не его, древнего духа, а юного соседа Сосико. Этот юноша славился в ауле силой, ловкостью. Не в силах терпеть муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных снежной лавиной и навсегда разлучил их.
В демона Лермонтов вкладывал большую часть самого себя и своей биографии. Лучший биограф Лермонтова П. Висковатый пишет: «Поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся проникнута изображеньем душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке Лопухиной ясное, без-, грешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, 'то есть к правде и добру». Это подтверждает сохранившийся до наших дней портрет Вареньки в образе испанской монахини, который Лермонтов создал в карандаше к испанскому варианту «Демона».
Слово учителя ИЗО
Перед вами произведение Врубеля «Демон». Опишите Демона посредством эпитетов, которые вам встретились в тексте.
Демон — сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный.
Все эти определения передают свойства натуры Демона, но не его внешние черты. Как выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? — поэма не даёт ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: “Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!”
Нелегко придётся тому художнику, кто задумает сделать образ Демона зримым! За решение этой трудной задачи взялся художник, по странному стечению обстоятельств родившийся в один год с первым изданием поэмы «Демон» — в 1856 году. Этого художника звали Михаил Александрович Врубель.
Сегодня мы поговорим о двух Демонах: «Демоне» Лермонтова и «Демоне» Врубеля. Постараемся ответить на вопросы: Что связывает Демонов Лермонтова и Врубеля? Чем они отличаются друг от друга?
Слово учителя литературы.
Поскольку наш разговор будет идти о романтических героях, давайте создадим сами таинственную, романтическую атмосферу нашего занятия.
(Зажигается свеча.)
Слово учителя ИЗО
Лермонтов был любимым поэтом Врубеля с детства. Он мог цитировать наизусть многие его произведения.
В 1891 году Врубель был приглашён в числе других художников иллюстрировать юбилейное издание сочинений Лермонтова. В коллекции Врубеля есть рисунки к разным произведениям Лермонтова («Герою нашего времени», стихотворениям «Русалка» и «Еврейская мелодия»), но только цикл работ к поэме «Демон» оказался в судьбе художника больше, чем иллюстрациями. Демон стал образом-символом страдающей души художника.
-Что нового открылось нам в облике Демона?
- Каков возраст героя? Какого цвета глаза? Как выглядят его губы, брови, волосы?
Вместе с ребятами выясняем, что у Демона Врубеля нет крыльев, что его возраст, возможно, 16–20 лет, у него красивые чувственные губы, вьющиеся волосы, его глаза или карие, или чёрные, у него атлетическая (кто-то иронизирует — “накачанная”) фигура.)
-Одежду для своего героя Врубель выбирает синего цвета. Как вы думаете, почему?
(Синий цвет может символизировать принадлежность Демона к небесному миру.)
Слово учителя литературы.
П. Аналитическое чтение поэмы.
Вопросы к I части «Демона».
1. Почему «дух изгнанья» тоскует о временах, когда он «не
знал ни злобы, ни сомненья»?
- Отчего «зло наскучило ему»?
- Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа?
4. Чем пленила, кроме исключительной красоты, Тамара Демона?
5.Зачем подчеркнута опасность караванного пути Синодала?
Почему «презрел удалой жених обычай прадедов своих»?
6.Виновен ли Демон в смерти Синодала?
7.Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?
8.Как отозвались в Тамаре песни Демона? Почему ее «душа рвала свои оковы»? Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?
Материал к анализу I части поэмы. Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел - и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали...
И дик, и чуден был вокруг
Весь Божий мир...
Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:
В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.
Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».
Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...
Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:
...И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..
Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:
Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.
Вопросы ко II части поэмы.
1. Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой еще не стала.
2.Почему даже в келье образ Демона «сиял ... тихо, как звезда»?
3. Что поразило Тамару в Демоне?
- Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?
- Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?
- Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?
- Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?
- Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару? v
9. Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?
Материал к анализу II части поэмы.
Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:
Меня терзает дух лукавый
Неотразимою мечтой...
Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:
Пусть примет сумрачная келья,
Как гроб, заранее меня...
Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя...
В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:
Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...
В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!..
Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты...
И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»
Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
шевелится».
И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что в жизни новой
Пришла желанная пора.
Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел, явившийся защитить Тамару от посещений Демона:
Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме ночной?
Твоих поклонников здесь нет...
Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:
Она моя! - сказал он грозно, -
Оставь ее, она моя!
Явился ты защитник поздно,
И ей, как мне, ты не судья.
На сердце, полное гордыни,
Я наложил печать мою;
Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои...
Она страдала и любила -
И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:
...И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.
Слово учителя ИЗО
Поэт и художник используют разные изобразительные средства, создавая образ Демона. В живописи есть свои изобразительные средства.
Почему нам представляется, что Демон Врубеля печален и задумчив? Что в фигуре Демона говорит об этом?
(Он сидит устало. Его плечи опущены, бессильно сложены руки... Делаем вывод, что “печаль и задумчивость” выражены в позе персонажа.)
Выбор позы персонажа является композиционным приёмом в живописи. Оказывается, “позу Демона” использовали и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, грусти, скорби.
(Ребята вспоминают, что Демон уже в начале поэмы был печален, потому что он уже не ангел, он печалится о прошедших счастливых днях, когда он блистал, как “чистый херувим”.
. Сложной натурой представлял своего героя Врубель. Художник говорил, что Демона не понимают: “«Демона» путают с чёртом или дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа...”
Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон — сложная, противоречивая натура.
- Какие средства использовал поэт, чтобы показать противоречие в натуре своего героя?
Оказывается, антитезой пользовался и художник, только в живописи этот приём называется иначе — приём контраста. Попробуйте найти в картине противоречия.
(Вместе с ребятами выясняем, что у Демона тёмное лицо и светлое тело, Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве. У него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... “Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует” (Н.Петрова). Противоречие обнаруживается между мёртвыми каменными цветами и живым телом героя.)
-Какие чувства может вызвать этот печальный красивый юноша на фоне мёртвого пейзажа?
(Жалость, сострадание.)
Другая знаменитая иллюстрация Врубеля к поэме называется «Демон поверженный». (Показ слайда «Демон поверженный».)
Мы видим, какие страшные перемены произошли с нашим героем: фигура Демона уменьшилась, плетьми стали некогда могучие руки. Всю маленькую фигуру, кажется, вот-вот поглотит тьма. На картине «Демон сидящий» у Демона не было крыльев, а теперь о них напоминают сказочные перья, окружающие фигуру.
У Демона другое выражение лица — страшное, гневное. Его взгляд устремлён в небеса и выражает боль, отчаяние, обречённость.
-Вызывает ли чувство сострадания этот Демон?
(Он наказан, но его жалко.)
Сегодня на уроке мы узнали много нового. Мы познакомились с образом Демона, созданным художником М.Врубелем. Этот образ делает Демона Лермонтова для нас более зримым.
(Знакомство с понятием инсталляция. Выполнение практической работы.)
Представление работ.
Ответим на вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока: чем отличаются и чем похожи между собой два Демона?
(Лермонтов называет своего Демона “мрачным и немым”, у Врубеля он кажется задумчивым и печальным. Демон Врубеля кажется более человечным, “живым”, чем у Лермонтова. У него даже нет крыльев.
И Лермонтов, и Врубель пользуются общим приёмом (антитезой, или контрастом), создавая своих героев. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре героев.)
Слово учителя литературы.
Демон, как дух зла, должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает почему-то чувство сострадания. И Лермонтов, и Врубель наделили своих героев человеческими чертами. Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Этими чертами Демон нам близок и понятен.
Настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара. Но на это не способен Демон.
III. Эпилог.
А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?
Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:
... И не напомнит ничего
О славном имени Гудала,
О милой дочери его!
Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:
И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.
«Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека. И не об этом ли «Кавказское» А. А. Ахматовой:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье.
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час –
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"
Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».
Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»
Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 6 классе коррекционной школы VIII вида «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»...
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства 5 класс
Урок в 5 классе по теме " Басни И.А. Крылова"...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"
Тема интегрированного урока "Портрет как средство характеристики героя". Средствами двух учебных дисциплин были достигнуты результаты:- учащиеся осознали важность портретных характеристик пр...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...