Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок проводят:

-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна

-     учитель музыки   Стаценко Татьяна Ивановна

Цель:

-показать, как  музыка и живопись разными методами идут к созданию  образа матери.

Задачи:

-  воспитание  всесторонне - развитой личности. интереса к музыке , изобразительному искусству, литературе;

-  развить чувство прекрасного, пространственное воображение, рисование по памяти и по представлению, развитие нравственного воспитания;

-  организовать творческий процесс:

а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил

б)  услышал - почувствовал - увидел - нарисовал

Материал к уроку

  • музыка: Ф. Шуберт «Аве Мария»

Презентация:

  • Репродукции:

С.Рафаэль «Сикстинская мадонна»

В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»

К. Петров – Водкин «1918 год в Петрограде»

О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»

А. Дейнека «Мать»

 

Оборудование: проектор, компьютер, доска


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образ матери в музыке и ИЗО25.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

" Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:

-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна

-     учитель музыки   Стаценко Татьяна Ивановна

Цель:

-показать, как  музыка и живопись разными методами идут к созданию  образа матери.

Задачи:

-  воспитание  всесторонне - развитой личности. интереса к музыке , изобразительному искусству, литературе;

-  развить чувство прекрасного, пространственное воображение, рисование по памяти и по представлению, развитие нравственного воспитания;

-  организовать творческий процесс:

а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил

б)  услышал - почувствовал - увидел - нарисовал

Материал к уроку

  • музыка: Ф. Шуберт «Аве Мария»

Презентация:

  • Репродукции:

С.Рафаэль «Сикстинская мадонна»

В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»

К. Петров – Водкин «1918 год в Петрограде»

О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»

А. Дейнека «Мать»

Оборудование: проектор, компьютер, доска

План урока:

1.Организационный момент

2.Введение в тему урока.  Целеполагание

3.Работа по теме урока.

4. музыкальная разминка " Делай как я"

5. Викторина  

6.Загадки

7.Практическая работа

8.Анализ работ ( взаимооценка, самооценка)

9.Итог урока

10.исполнение песни о маме "Самая лучшая мама»

1. Организационный момент

     Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.

Муз. Приветствие «Добрый день, вокруг светло»

Т.И.У нас на уроке присутствуют гости. и мы проводим интегрированный урок  музыки и изобразительного искусства.                                                                                                                         2. Введение в тему урока.

    Ребята, мы с вами знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, ровно так же,  как музыка  будит  фантазию художников и скульпторов . В искусстве есть великие и вечные темы: добро и зло, свобода, достоинство человека.

 Сейчас  вы послушаете  одно стихотворение, которое напрямую связано с темой нашего урока .

 Ваша задача : после его прослушивания, рассказать о ком или о чем идет  речь.

Видеоролик: стихи о матери   (слайд)

      А сердце матери оно одно

      С тобою вместе плачет и рыдает

       И нам того понятья не  дано,

        Как  матери  за  нас порой  страдают...

             

 А сердце матери, когда ты вдалеке

 Оно как компас, правильный  и  точный

  И  ты  шагаешь бодро, налегке

  Оно  укажет  путь  твой  непорочный

          А  сердце  матери  хранит от  всех  скорбей

          Всегда  с  тобой  идет  и  неделимо

          Смотри  его  небрежно  не  разбей,

           Оно  на  век  одно,  неповторимо ...

   А  сердце матери  честнейшее из всех,

    Оно  всегда  желает нам удачи

     С его любовью ждет во  всем  успех,

     Спеши  утешить, когда  мама  плачет...

                  Но  ты  порой  пройдешь  и  с  холодком,

                  Сердечных  мук  совсем  не  замечаешь,

                  Запомни, сердце  матери  одно,

                   Ты  за  него  пред  Богом  отвечаешь...

                              БЕРЕГИТЕ  МАМУ!!!

Дети:   Сегодня мы будем говорить о маме!

Л.М.  Правильно, а точнее сказать – об образах матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве.

Тема материнства от века  к веку волновала художников всех народов. она близка каждому человеку и является темой нашего урока "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

(Дети записывают тему урока)

3. Работа  по теме урока.

Эпиграфом к уроку звучат такие слова:

" Я верю, что женщина - чудо такое,

Кого на млечном пути не сыскать.

И если "любимая" - слово святое.

То трижды  священное - " женщина - мать! "

                                                                                     Л. Рогожников

Т.И.Хранительницей  семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты и музыканты. Она была мечтой , улыбкой. радостью. Слово "мама"для всех людей на земле, независимо от того, в какой стране они живут имеет большое значение, глубокий смысл,  и звучит это слово на разных языках почти одинаково нежно.  Сегодня на уроке мы обратимся к высоким творениям созданным в разные времена художниками, поэтами, композиторами.

         Первый образ матери- связан с рождением Иисуса Христа, имя её - Мария , Мадонна. все латинские мотивы, обращенные к матери Христа начинаются словами  " Аве Мария"  - что означает  " Славься Мария".

Сейчас прозвучит произведение австрийского композитора  Франца  Шуберта " Аве  Мария"  и  ваша задача  вслушаться,  прочувствовать и  передать словами ваше  впечатление  об этом  произведении.

           Прослушивание произведения  " Аве Мария"

- Какие впечатления? Понравилось? Что именно?

(спокойная, красивая, одухотворенная, возвышенная мелодия)

- Молодцы, вы это смогли  прочувствовать  и понять.

- Образ  кого вы увидели в этой музыке?

( образ Марии - возвышенный , одухотворенный)

Аве Мария  - славься  Мария - это обращение к Деве  Марии.

- А  где  обращаются к деве Марии?

( в храме)

-  То есть это молитва, которую исполняют в храме.

(Дети записывают в тетрадях название и автора музыки)

Л.М.    Прошу вас посмотреть на  изображение (учитель показывает изображение «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти ). 

Это картина Рафаэля Санти – известного итальянского живописца и архитектора , художника, которая называется «Сикстинская мадонна» . Находится эта картина в Дрезденской галерее, она имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену . Что на ней изображено?

Учитель:    Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом , папа Сикст и святая Варвара . Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, легко ступает навстречу своей трагической судьбе : чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Иисуса на страдания и муку. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына , предчувствуя его горестную судьбу . Эта картина самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства . Мы также видим спокойные тона красок , нет сильного контраста . Картина дарит спокойствие , умиротворение , на нее хочется не просто смотреть , но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку…

(Дети записывают в тетрадях название и автора картины)

Т.И.    Дети, скажите, созвучна ли эта картина прослушанной нами Аве Марии Шуберта?    Тем самым, я хочу вам сказать, что художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты- поэтическим словом , а композиторы – музыкой.

(Ответы детей)

 Образ матери мы видим во многих произведениях великих художников…

(презентация репродукций) слайды

СЛ   Л.М. Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи посвященные матери….

(слайд, опросить несколько человек)

Учитель:      Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи посвященные матери у нас возникают чувства радости, спокойствия, красоты мира, любви.

4.  Музыкальная  физминутка:

Т.И.  Как хорошо, что на свете есть такой замечательный человек, как мама!  Мама - это добро и преданность, любовь и нежность, душевность и сердечность.

Во многих странах мира отмечается День матери.

5.   Викторина: «День матери»

1.  .В каких странах, кроме России, празднуется День матери?

 Ответ: в Индии, Мексике, Пакистане, Эстонии, США, Великобритании, Белоруссии, на Украине и др
2. У какой матери из известной сказки голосок слишком тонок?

Ответ: у матери-мышки из сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

3. Какие пословицы о матери вы знаете?

Ответ: «При солнышке тепло, а при матери добро»
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
«Птица радуется весне, а младенец — матери»

4.   Как давно в России начали отмечать День матери?

Ответ: День матери в России впервые отметили в 1998 году.

5. Как звали маму…?
Николая Некрасова…
(Елена)
Антона Чехова… (
Евгения)
Михаила Ломоносова  (Елена)

6. Какой цветок принято носить на одежде в День матери в США и в Австралии?

Ответ: в День матери принято носить гвоздику

7. Всем известно, что мать — хозяйка в доме. Ниже приведены загадки, их может отгадать тот, кто помогает маме и знает хозяйственные предметы в доме.

«Новая посудина, а вся в дырках?»
«Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает»
«В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок, одна рука – и та на спине?»

Ответы: решето, игла, чайник

8. Какая мама из стихотворения В.Орлова отправляла в класс сыночка, призывая его не петушиться, и желая ему ни пуха, ни пера?

Ответ: мама-квочка

9. Что за растение, в названии которого присутствует слово мать?

Ответ: мать-и-мачеха

10. Кого называют "маменькиным сынком"?

Ответ: избалованный, изнеженный человек

11.  Кто из художников писал портреты матерей? Назовите эти картины.

Ответ: Михаил Врубель «Мать художника», Петров-Водкин «Мать», Репин «Портрет матери художника Т.С.Репиной»

12.  Назовите стихотворения Елены Благининой о маме, строки из которых приведены ниже:
«Я, как мама, не люблю в доме беспорядка…»
«Мама спит, она устала..»
«Вот какая мама – золотая прямо!»

Ответ: «Полюбуйтесь-ка, игрушки!», «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

13.  . Из какого произведения эти строки?
«Прибежала мышка-мать, стала утку в няньки звать…»
Ответ: «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака
14.  Какие песни о маме вы знаете?

Ответ: «Пусть всегда будет мама», «Мамочка милая, мама моя», «Песенка мамонтёнка»

15.  . «Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пройдёт…» А что ещё делает мама в знаменитом стихотворении Агнии Барто?
Ответ: мама поёт

6. Самооценка викторины:

1. Четыре правильных ответа  - оценка "4"

2.Пять и более правильных ответа - оценка "5"

7.   Анализ рисунков ко Дню матери.

      Критерии оценивания:

1.Быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;

2. Быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

3. Быть конкретными - без абстрактных формулировок. Например "работа нормальная, хорошая"

4. Дать однозначную оценку  одноклассника.

Анализ:

1. Эта работа отвечает теме урока "День матери" ( работа не соответствует теме урока)

2.Правильно выполнена по композиции (  есть ошибки в композиции)

3.Работа яркая, красочная. что соответствует празднику Дню матери. ( работа не яркая, не выразительная)

4.Мне работа понравилась  ( я предлагаю эту работу доработать)

5. За эту работу я поставлю оценку "5"   (я поставлю за эту работу "4")

8. Заключительная песня о маме .  «Самая лучшая мама на свете»

(слайды)

9. Рефлексия .

  Метод «Неоконченных предложений»:

1.Было интересно…

2. Меня удивило…

3. Своей работой сегодня я…, потому что...

4. Сегодня я узнал…

10. Прослушай песню и отгадай название мультфильма.

Всем спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок по теме "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Данный урок проводится в 5 классе по программе Сергеевой, Критской в разделе программы  " музыка и изобразительное искусство " На уроке учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального и худо...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»

Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.-  Выявить интонационное сходство через характер звучания,...

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...

Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...

Литературно-музыкальна гостиная"Образ матери в музыке изобразительном искусстве"

Музыкальный материал к досуговой деятельности детей дошкольного возраста...