Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс
план-конспект урока по музыке

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinka_angela_.docx44.58 КБ
Файл konspekt_.docx64.24 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pdf597.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg




Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе

Тема урока: «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»

Цели урока:

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику

ЗАДАЧИ:  

 1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

МЕТОДЫ: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Углубления в тему.

Вид урока: урок – исследование.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина

Дополнительный материал к уроку:  Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина,  достоинство).

                       Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2004

2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2005

3. Фонохрестоматия  / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)

I Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный – 2 раза

Нам дарит музыка.

Учитель. Здравствуйте, девочки!

Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, мальчики!

Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!

Ученики. Здравствуйте!

Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!\

У.:- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить,  вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

  Введение в тему урока

(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)

У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Ответы детей:…

У.: Почему?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

Д.:  (выводы детей)

У.: Есть особые произведения в искусстве раскрывающие  великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.

 Слайд 1

Актуализация темы урока

«Древнейшая песнь материнству. Образ матери в музыке, поэзии  и изобразительном искусстве»  вот тема нашего урока сегодня.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:  

 Я верю, что женщина – чудо такое,

            Какого на Млечном пути не сыскать,

            И если «любимая» - слово святое,

           То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)

Прослушайте произведение.

(Звучит Молитва Богородице)

У.: - Ребята, дайте название этой музыке одним словом

У - А где обычно звучат молитвы?

У  - Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то,  которое больше подходит  к молитве:

 Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства

Сл. 2. 1). Унылая пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

Сл. 3.2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!

(Владимир Бенедиктов)

Сл. 4. 3).          «Ave Maria – лампада тиха,

               В сердце готовы четыре стиха:

               Чистая дева, скорбящая мать,

               Душу проникла твоя благодать.

               Неба царица, не в блеске лучей,

               В тихом предстань сновидении ей!

               Ave Maria – лампада тиха,

               Я прошептал все четыре стиха

                                                                  ( Афанасий Фет)

 Слайд 5.

У.: -   “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам  на несколько минут стать «композиторами» и  подобрать музыку для этого стихотворения. Можно воспользоваться словарем.

Д.: -  (  выбирают характер,  темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

Просмотр и  слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти

У.: -  Давайте послушаем молитву  “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта  в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку,  всмотритесь в картину - репродукция картины «Сикстинская Мадонна » Рафаэля Санти)  (Слайд 6 )

У.: - Слушая молитву, перед глазами у вас была  картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Сл. 7. Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

У.: -  Это  икона русского  художника  В.Васнецова  «Богоматерь  с младенцем»  

IV Беседа по картинам

Сл. 8. Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

У.: Кто изображен на картинах?

У - Откуда явилась Мария?

У: - Куда направляет стопы?

У.: - Куда устремила взгляд?

У.:- Какие краски на холстах художников?

У.: - Какого цвета больше?

У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

У.:  Где происходит действие?

У.: - Перед кем стоит Дева Мария?

У.: - Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?

Д.: - …

У.: - Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери. (Слайд 9  изображение из Библии)

Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует   праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,  в основе которого лежит евангельская история

 (Читаю текст из библии)  

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели  Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

 Однажды, читая священное писание перед  Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

 — Он сказал ей:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

 Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу?   Дева Мария молчала и ждала...

«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна   Ты   между  жёнами»,   -  этот же,   только   несколько   измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.

Слушание «Богородице, Дево,  радуйся»

- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова,

У.: - Что вы почувствовали?

У.: -  Опишите эту музыку? Какая она?

У.: - Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

У.: - Чем?

Д.: - (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание,  красота)

У.: - Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.

Д.: -  У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

У.: Кто-нибудь знает почему?    

Д.: - …

У.: - Это    из-за    веры.    В    православных    церквях    нет    музыкальных инструментов, а в католических - есть.

 Динамическая пауза.

У.: - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали»,  «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.

Сл. 10. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы

(В руках учителя   маленькая  копия иконы  из церкви)

Посмотрите видео «Владимирская» об этой иконе и скажите, почему же она так близка нашему народу, обратите внимание на музыкальное сопровождение.

 Беседа

У.: О чем молятся этой иконе?

Д.: …

Эта икона - Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:

«Странная история России

 Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)

У.: - Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению  автора?

Д.: - …

У.: - Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.

У.: Что вы можете сказать о музыке, которая звучала?

Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)

У.: Кто-то заметил название этой молитвы?

Сл. 11. Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.

Запишем новое слово в музыкальные словарики.

Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и  иконы Богоматерь Владимирская. 

Слайд 12

             Не на троне – на Её руке, Левой

 Ручкой, обнимая шею, -

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует…Немею –

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит…

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

                                 Максим Волошин

У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?

Сл. 13. По выражению художника  И.  Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».

Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы.

 Сл. 14. А вот неизменная заступница куртамышан  Абалацкая  Божия Матерь («Знамение»).

(Показать маленькую копию из церкви)

В книге  «Земная жизнь Пресвятой Богородицы …»  есть чудесное предание о том, что эта икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году. В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное, Мария уже не могла более скрывать.

   И в 1637 году со слов Марии протодьякон кафедрального Тобольского Софийского собора Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. Икона, по преданию, давно принесена в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. Избавление от болезней - это не единственное благодеяние святыни. Внизу иконы есть надпись о том что, празднование совершается  8 июля по случаю избавления посёлка Куртамыш от пожаров с выносом иконы в 1864, 1868 и 1869 годах. В память избавления от пожаров и в настоящее время  ежегодно совершаются  крестные ходы с иконой только вокруг храма 2 августа, в Ильин день. Невозможно записать все сведения знамений Матери Божией для каждого человека.

Если вы с родителями будете в нашем храме, обратите внимание на эту икону, ее легко узнать по количеству золотых украшений, принесенных иконе  людьми в благодарность за помощь.

 Развитие вокально-хоровых навыков.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

Работа над песней «Мамина улыбка»

Мамина улыбка

1.Мамочка родная я тебя люблю

Все цветы весенние тебе я подарю

Пусть солнце улыбается глядя с высоты

Как же это здорово, что у меня есть ты.

ПВ.

Мамина улыбка вносит счастье в дом

Мамина улыбка мне нужна во всем

Мамину улыбку всем я подарю

Мамочка родная я тебя люблю - 2 раза.

Нет на свете лучше и милее глаз

Мама всех красивее,скажу я без прекрас.

Без тебя мне мамочка ни прожить ни дня,

Как же это здорово,что ты есть у меня!

У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

Д.: - …

У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.

 Итог урока

Каке слова можноподобрать, характеризуя образ Матери?

Мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина. достоинство

У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в   любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.  Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  

Домашнее задание. У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания  музыки на уроке,  остались свои впечатления   найдите   стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и  Абалацкой)

У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?

Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

У.: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.  Возьмитесь за ниточку и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).

Давайте улыбнёмся друг другу.

Сл. 15. Спасибо за урок!

C:\Users\Наталья\Downloads\9290-raskraska-malenkiy-angel-kontur.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе, 2 четверть, тема "Древнейшая песнь материнства"

Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери. Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве, с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве, с образом матери в иску...

Образ матери в музыке и живописи

Конспект урока музыки в 3 (4 коррекционном) классе поможет раскрыть тему "Образ матери в музыке"...

Конспект урока музыки в 3 классе "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама "

Тип урока: углубление знаний.Вид урока: урок – исследование.Формируемые УУД Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Разработка урока по музыке 3 Класс "Древнейшая песнь Материнства"

3 Класс  "Древнейшая песнь Материнства" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Технологическая карта урока музыки «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»...