Образ матери в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке по теме

Тесленко Наталия Викторовна

Конспект урока музыки в 3 (4 коррекционном) классе поможет раскрыть тему "Образ матери в музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ школа-интернат I-II вида

КОНСПЕКТ  УРОКА  МУЗЫКИ

В 4 КЛАССЕ

г.Задонск

2013г.

Тема урока: «Образ матери в музыке и живописи»

Цель: формировать коммуникативную компетенцию учащихся с нарушениями слуха.

Задачи:

  • показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери, учить устанавливать ассоциативные связи между различными видами искусства;
  • развивать творческий потенциал учеников средствами музыки;
  • воспитывать осознанное чувство уважения к матери;
  • развивать речь учащихся с нарушением слуха, обогащать их словарный запас.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедиа, презентация «Образ матери», учебник Е.Д. Критской «Музыка» 3 класс.

                                                  ХОД   УРОКА

Организационный момент

Заходят дети в класс под марш.

- Здравствуйте  (приветствие с различной интонацией)

- Какой сейчас урок?

- Что будем делать на уроке? /слушать музыку, петь, танцевать, говорить/

Фонетическая ритмика

- Станьте в круг. Будем говорить.

1. Работа над ритмом и темпом речи.

Шаги с хлопками в круг и из круга, проговаривание слога  па, воспроизводя 2-, 3х-, 4х-сложный ритм.

Проговаривание текста с движением по кругу: Побежали, побежали,

                                                                               Шагом, шагом.

                                                                               Побежали, побежали,

                                                                               Шагом, шагом.

                                                                               Побежали – стоп! (в разном темпе)

2. Работа над речевым дыханием и слитностью речи.

    ма _______мо_______му_________ми_________мэ_________

    ам_______ом_______ум_________им_________эм

    ама______омо______уму________ими________эмэ________

     ма  м_____а______    папапапапа

    мо  м_____о______   попопопопо

   му  м_____у______   пупупупупу

  ми  м_____и______  пипипипипи

3. Работа над силой голоса.

Выполнение упражнений с движениями рук.

1)ПА по пу пи пэ                         2)  ма  ма ма ма ма

   Па ПО пу пи пэ                             мо мо мо мо мо

   Па по ПУ пи пэ                             му му му му му                      

   Па по пу ПИ пэ                             ми ми ми ми ми

   Па по пу пи ПЭ                             мэ мэ мэ мэ мэ

4. Работа над высотой голоса.

Пропевание слогов  ми_____

                                                 ма______

                                                                  му_______  в разной тесситуре под музыкальное сопровождение.

3. Музыкальная разминка  - объявление темы урока.

Исполнение припева песни «Мама» современного композитора В.Гаврилина:

- Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!

- Мы не случайно пропели такие слова. Ребята, скажите, какой замечательный праздник  мы скоро будем отмечать?  /День матери/.

- И сегодня мы с вами поговорим об отношении человечества к материнству, переданное через музыку и живопись. Почему именно так, да потому что еще великий художник Леонардо да Винчи сказал: «Музыка и живопись –это как сестры».

4. Эвристическая беседа.

- Великая и вечная тема в искусстве – образ матери. Какие образы вызывает у вас слово «Мама»? / Символ жизни, доброта, тепло, вечная любовь, домашний очаг и т.п. /

- Самое дорогое, родное связано с этим образом: Матушка-земля, Родина-мать, Природа-матушка, Мама. Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках были найдены на раскопках в Древнем Египте.

                   ( слайд, обсуждение)

- Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). В первую очередь – это главная святыня земли русской – «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века.

                   (слайд)

Икону называли «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

          ( аудиозапись «Тропарь Владимирской иконе Божией Матери»)

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что существует множество изображений Богородицы. Так что поражает нас на этих иконах? / Это как будто портрет матери /.

- Известные и неизвестные художники старались передать на своих картинах образ матери, нежно хранимый в сердце.

Посмотрите на картину Кузьмы Петрова-Водкина «Петроградская мадонна». Ребенку спокойно на руках, мать закрывает как бы своим телом от революционной смуты, происходящей на улице. В  глазах мадонны величие и тревога. Что вы еще можете сказать о картине?

                  (слайд, обсуждение)

Такую же нежную и в тоже время тревожную музыку беспокойного сердца матери написал русский современный композитор Алексей Рыбников. Называется тема «Мама», давайте послушаем.

                 (аудиозапись темы, обсуждение характера музыки)

- А теперь посмотрите на картину Ореста Кипренского «Мать с ребенком». Опишите эту картину.

                  (слайд, обсуждение)

 Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие.

- А теперь послушайте, какое музыкальное произведение написал великий русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Мама».

                  (исполнение  учителем на ф-но)

Расскажите об этой музыке. /Музыка спокойная, негромкая, нежная, радостная, представляется ласковая мама/

- На предыдущих картинах были изображены простые женщины. Давайте посмотрим портреты придворных особ с детьми, которые написал Карл Брюллов.

                    (слайды, обсуждение)

- Стремление человека прославить образ матери дало миру огромное количество музыкальных шедевров. Например, знаменитая Прелюдия №1 D dur , которая названа «Аве Мария».

                     (исполнение учителем на ф-но, обсуждение)

- Посмотрите картину французского художника Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Картина исполнена спокойствия и веселья.

                    (слайд, обсуждение)

И, на мой взгляд, лейтмотивом к этой картине служит «Аве Мария», исполненная современной канадской певицей Селин Дион.

                    (аудиозапись музыки)

- Как интересно получается! Произведения созданы в разные эпохи, разными авторами, но как удивительно похожи! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись, воспевающая женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линий и звука.

5. Музыкальное движение.

- Давайте и мы попробуем выразить характер музыки с помощью танцевальных движений.

6. Мелодекламация песни «Мама».

- Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Тогда вы были маленькими. Но и сейчас, и потом, когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете. И только мама искренне разделит с вами и радость, и беду, поможет советом. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

- Как называется песня? /Мама/

- Кто авторы песни? /поэт Юрий Энтин, композитор Жерар Буржоа/

           (Исполнение декламации  песни «Мама» под музыку из одноименного  

            мюзикла)

7. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какое изображение матери вам понравилось больше других?

- А о какой музыке можно сказать, что она напоминает вам вашу маму?

8. Оценка работы на уроке.

- Вы все хорошо работали на уроке…Молодцы!

Уходят дети из класса под музыку.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Родины в музыке и живописи

Дано представление о многообразии искусств, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении при отражении художественной и педагогической идеи "С чего начинается Родина"....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

Конспект урока "Образ природы в музыке и живописи"

Интегрированный урок музыки и ИЗО для учащихся 6 класса....

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...

Исследовательская работа "Образ матери в литературе и живописи 20 века"

Методическая разработка для среднего звена общеобразовательной школы....

Внеклассное мероприятие "Образ матери в мордовской литературе, живописи, скульптуре и в произведениях мордовских композиторов"

Образ матери становится одним из вечных тем в искусстве. Многие писатели и поэты, художники и композиторы черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.&bull...

Образ богатыря в музыке и живописи 19 века

Конспект открытого урока по музыке и изо для 5-го класса на тему "Образ богатыря в музыке и живописи 19 века". Сопостовление творчевтва известных авторов живописи и композиторов и возможност...