Конспект урока "Образ природы в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Пестрякова Надежда Ивановна

Интегрированный урок музыки и ИЗО для учащихся 6 класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства.

Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс.

Цель:

  • Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

познавательные: 

  • показать учащимся на примере произведений П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, И.И. Левитана взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  • дать представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

развивающие: 

  • развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.

воспитательные:

  • воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности
  • сравнение, анализ, обобщение
  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

  • Портреты художника И. Левитана, композиторов П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова;
  • Репродукции картин И.Левитана  «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Музыкальный ряд:

  • Г.В.Свиридов «Весна.  Осень»;
  • П.И.Чайковский. Пьесы «Осенняя песня» и «Подснежник» из цикла «Времена года»;
  • Песня «Вечерний звон».  Музыка А.Алябьева, стихи И.Козлова;

План урока.

Введение.

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе такие близкие, родственные чувства.

Музыка очень тесно связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины.

Слайд №1. Тема урока.

Слайд №2. Г.В.Свиридов.

Музыка. Г.Свиридов «Весна. Осень». Анализ.

 Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви  сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в сердце!

Слайд №3. Средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, гармония, темп, ритм,

                    регистр, динамические оттенки.

Музыка. П.И.Чайковский «Осенняя песня».

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” - это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой “morendo”, что означает, “замирая”, как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

"Осенняя песнь" П.Чайковского - слушание

- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?

- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

- Стонущие, поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи.

Слайд №4. П.И.Чайковский «Подснежник». Слушание пьесы. Анализ.

Эпиграф из А. Н. Майкова:

"Голубенький, чистый

Подснежник - цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином..."

"Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

Слайд №5. Понятия «Программная музыка» и «Транскрипция».

Музыка. Слушание пьесы «Подснежник» в джазовой аранжировке.

Слайд №6. Художник И.И.Левитан.

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана (Слайд 6) называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Слайды 7-11)

(Обзор и анализ картин «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон»)

  • Что видите в картинах?
  • Какие краски использовал художник?
  • Характер, настроение картин?
  • Какую музыку вы слышите в них?

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: ) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон, колорит, оттенки.

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом  выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.

Слайды 12-13. Викторина. Творческое задание.

1. Мы познакомились с произведением русского композитора, который написал цикл «Времена года»… (П.И.Чайковский).

2. Мы слушали пьесы из цикла «Времена года» под названием … («Осенняя песня», «Подснежник»).

3. Русский композитор, автор музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» …(Г.В.Свиридов).

4. Мы слушали пьесу под названием…(«Весна. Осень»).

5. Как называется музыка, не имеющая программного названия? (Непрограммная).

6. Как в музыке называется переложение произведения для другого инструмента или голоса? (Транскрипция).

7. Мы познакомились с творчеством русского художника, который является мастером

      пейзажа-настроения…(И.И.Левитан).

8. Творческое задание. Какая из картин И.Левитана созвучна настроению песни                      А.Алябьева «Вечерний звон»?  

Заключение:

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.

Учитель музыки Пестрякова Н.И.

Учитель изобразительного искусства Воронина А.Н.

МАОУ СОШ №1, г.Покачи.

06.02.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор да...

«Природа в музыке, поэзии, живописи»

Автор- Карпова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы.Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе«Природа в музыке, поэзии, живописи» в 5,6 классах.Цель...