Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

 

Цели урока:

- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

- Осознать единство темы.

-  Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

 

Задачи: 

 1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_a_klass.docx25.81 КБ
Файл prezentatsiya_uroka_sayt.pptx2.77 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»

Цели урока:

- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

- Осознать единство темы.

-  Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи: 

 1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Методы: словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Углубления в тему. Комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные УУД

- формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов,

- пробуждать интерес к церковной музыке,

- выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, интонацию.

познавательные УУД: восприятие музыки, размышление о ней;

оценка музыкального произведения;

регулятивные УУД: 

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

информационные УУД: различать картины Рафаэля, В. Васнецова, музыку Ф.Шуберта и С.Рахманинова, Дж. Каччини, современных композиторов.

коммуникативные УУД: проявлять внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье.

понимать важность проявления музыкально-эстетических чувств, их функций в жизни человека.

Ресурсы  урока:

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria», Дж.Каччини, С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», «Моя мама» татарская песня,  «Мама» английская песенка, «Ты мой парус».

На доске:

1. Нотная запись;

Дидактический материал.

2. Карточки со словами- терминами.

 

Ход урока.

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности учащихся.

Музыкальное приветствие: (Слайд 1)

Здравствуйте  те, кто родился зимой, здравствуйте!

Здравствуйте  те, кто родился весной, здравствуйте!

Здравствуйте  те, кто рожден в летний зной, здравствуйте!

Те, кто родился осенней порой, здравствуйте!

Учащиеся вместе с учителем исполняют приветствие.

- Я очень рада вас видеть сегодня!

Сейчас я попрошу всех сесть прямо, положить руки на колени, выпрямить спину, взять глубокий вдох через носик, и выдох через рот.  Поём звукоряд.

- Назовите главное свойство музыки, которое передает  характер, настроение любого произведения.  (Интонация).

- Назовите 7 её основных выразительных средств.  

Мелодия, тембр, регистр, динамика, темп, лад, ритм.

Какие бывают интонации?

- Строгие, добрые, торжественные, нежные, радостные, игривые…

Продолжаем, урок и  слушаем  отрывок из стихотворения, а затем  песню, и определяем какой, образ раскрывают эти  два произведения искусств.

 Стихотворение  Ивана  Бунина русского поэта и писателя:

 «Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку,
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла,
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?»

(Звучит татарская песня «Моя мама»)

-  Какой образ рисуют эта песня и стихотворение?  (Образ матери)

В искусстве есть великие и вечные темы.

-Эта тема, тема материнства от века к веку волновала  музыкантов, писателей, художников всех народов. Потому-то она  и близка каждому человеку. Тема нашего урока - «Образ матери – великая и вечная тема  искусства». (Слайд 2).  Сегодня мы  проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, познакомимся с некоторыми шедеврами  мирового искусства, с чувствами их авторов, и постараемся определить свое отношение к этому образу. Для каждой мамы приятны не только подарки, но самое главное – это любовь её детей и добрые слова. Вам было  дано задание, подготовить коллективный проект поздравление мам  ко Дню матери, и я предлагаю посмотреть его.

-Какое слово звучало чаще всего, когда вы обращались  к мамам?

- Да, дорогая, добрая, нежная, любимая….

А  сейчас послушайте, знакома ли вам  эта интонация?

- Да, это  английская песенка про маму, которую мы разучили на прошлых уроках.

(Исполнение  английской песни). Видео.

- Первые изображения матери находили в раскопках времен древнего мира. Воспевая образ мамы, мастера искусства желали выразить почет и уважение всем мамам на Земле. Для этого нужен был идеальный образ.

-   С появлением христианства прообразом идеальной матери является образ, о котором мы говорили с вами неоднократно. 

 (Слайд 4)

И поможет нам ответить на этот вопрос, очень известный коллектив, Челябинской области  города  Магнитогорск.  Город этот известен сегодня не только как крупный промышленный центр, а город,  в  котором живет и творит один из лучших творческих коллективов страны - Магнитогорская государственная хоровая капелла имени  Семёна Георгиевича  Эйдинова,  художественным руководителем, которой является заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова.  

(Звучит «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова С.В.)

-Знакомо вам это произведение?

-Да!

-Как оно называется?

-«Богородице Дево, радуйся»

-Кто является композитором? Рахманинов  ( Слайд 5)

-Какой образ раскрывает это произведение?

- Образ Богородицы.

-Какие интонации передает это произведение?

-Звучали интонации строго, сдержанно, проникновенно, печально…

-В каком исполнении прозвучало произведение?

- В исполнении Магнитогорской хоровой капеллы.

Каким видом хора исполнялось это произведение?

- Смешанным хором.

- В каком сопровождении  оно звучало?

- Сопровождения не было.

-Верно, и такое исполнение называется - а капелла.

(Повторяем вслух это слово).

-А сейчас я хочу  обратить ваше внимание.  На доске записаны две мелодии и  вы, должны определить, под каким номером записана  мелодия  Рахманинова С.В.

- Молодцы! Теперь читаем и поем по нотам, а затем со словами «Богородице Дево, радуйся»

(Поем по нотам).

- Давайте прохлопаем  ритмический рисунок  второй  мелодии.

- Какую песню вам напоминает этот рисунок? Давайте пропоём по нотам

 -Узнали песню?

- Да! Это песня «Мама первое слово»

- Очень  хорошо!  Давайте споём первый куплет.

- Молодцы!

-Дети, а кто такая Богородица?

- Матерь Божия,  Богородительница …

-Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. 

  (Слайд 6).  Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме – материнства был итальянец Рафаэль Санти, живший на рубеже 15 - 16 веков  - один из самых великих художников во всей мировой истории. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин, но  особенно Рафаэля Санти привлекал образ Богоматери и поэтому его заслуженно именовали "Мастером Мадонн". Сегодня мы познакомимся с его произведением "Сикстинская Мадонна". В основу её содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла  великую силу материнства. Он говорил: - "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".

-Откройте учебники на стр. 86 и посмотрите на картину, как художник изобразил Богородицу и её младенца Иисуса Христа?

- На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Прекрасные глаза матери печальны.

-Да, но мы видим и других персонажей это рядом  с Марией папа Сикст II и святая Варвара. (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву.

-И сейчас Женя  прочтет нам  фрагмент стихотворения Льва Николаевича Толстого русского писателя, мыслителя 19 века на странице 86 учебника.

- Что хотел нам передать Толстой?  (Слайд 7)

- Свое понимание и отношение к жизни  Христа, к Марии, её большой любви и тревоги.

- Верно!

- Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами  «Ave Maria», что значит «Славься, Мария!». А можно ли глядя  на картину,  прислушаться, и  услышать музыку?

- Да.

-Какой она была бы  по характеру, по динамике, темпу? Как вы думаете?

- Напевная, нежная, красивая…

- Верно, и ваше мнение совпадает с мнением гениального австрийского композитора, пианиста рубежа XVIII-XIX веков  Франца Петера Шуберта.  (Слайд  8,9, 10).  И сейчас  мы услышим, известную во всем мире, его песню. ( Звучит «Ave Maria» в исполнении итальянца Робертино Лоретти).  Созвучна  ли песня с картиной  Рафаэля Санти?  

- Она была очень нежной певучей…

-Да, она полна какой-то неземной красоты, нежности, взволнованности и теплоты. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители.  В каком исполнении мы услышали песню?

- В исполнении детского голоса и симфонического оркестра.

- Это был  итальянский  певец –  (Слайд 11)  Робертино Лоретти, в подростковом возрасте в первой половине 1960-х годов  он завоевал мировую известность и благодаря уникальному голосу,  а также прекрасной игре симфонического оркестра, интонация двух видов искусств (музыка и живопись),  оказалась  созвучны.

В начале XXI  века известный всему миру итальянский певец Робертино Лоретти, гастролировал по России, а также  был с  концертом в  городе Челябинске, который прошел с большим успехом.

- А теперь я предлагаю вам вместе вспомнить песню-танец на музыку Раймонда  Паулса, известного  латвийского композитора, творчество которого полюбилось советским и российским слушателям. Автор текста  песни стала звезда эстрады – Лайма Вайкуле. (Слайд12) 

(Исполнение песни- танца «Что манит птицу»)

-Картину Рафаэля от картины Виктора Васнецова русского художника 19 века, отделяет почти 350 лет.  (Слайд 13)

- Вглядитесь, можно  ли сказать, что они похожи?

- Да.

- Откройте 43 страницу учебника  за 3 класс.

- Рассмотрите, вам знакома эта картина?

- Да!

- Кто прочтет знакомые строки стихотворения Пушкина А.С.

-Когда Виктор Михайлович Васнецов пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. Что мы видим над головой у Богородицы?

- Круг.

-Это нимб символ святости Марии.

-Что выражают глаза Богородицы?

- Грусть, тревогу и печаль.

- Правой рукой, прикрывая ребенка, как бы защищая его от опасного влияния окружающего мира.  Богородица здесь такая же мать, как и все остальные земные женщины – зная о божественности и предназначении своего дитя, она по мере своих сил старается оградить его от зла.  (Слайд 14)  И если вглядеться в обе картины, то можно сказать, какое состояние сближает эти изображения? 

-Тревога, печаль, любовь, нежность.

- А сейчас мы услышим еще  одно гениальное произведение итальянского композитора Джулио Каччини,  который показал всю красоту и божественность Богородицы, в прекрасной мелодии  известной песни.

(Звучит песня «Ave Maria» Дж. Каччини  и  идут Слайды с 15-24)

- Скажите, какие слова вам были понятны?

- «Ave Maria!».

- Что означают эти слова?

- «Славься, Мария!»

- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей  и для нас с вами?

- Потому что она передает отношение всего человечества к образу матери, женщины.

-Да, у  нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле. И поэтому мы будем воспевать её вечно!!!  

- Сейчас мы с вами все повторим. Я даю каждой команде (по 4 человека  5 команд) ключевое слово и вы очень быстро исходя из этого слова, находите остальные слова связанные с этим ключевым словом.

Ключевые слова:

1.Магнитогорская хоровая капелла:

2 Аве, Мария:

3 Мастер Мадонн;

 4.Богоматерь с младенцем;

5. Писатель поэт; Писатель мыслитель;

-У вас накопилось много интересной, познавательной информации, ведь мы сегодня не просто поговорили о Богоматери, Мадонне, но и об образе мамы вообще. «Можно ли сказать – что  музыка - это сама жизнь!

Да, она раскрывает все наши чувства, воспоминания…

- А такие виды искусства как музыка, литература и живопись могут быть взаимосвязаны?

- Они очень хорошо дополняют друг друга и взаимодействуют.

- Верно!  

-И мы понимаем с вами, что тема материнства вечна и велика в искусстве?

- Да, она велика и вечна!

- Я думаю, что песню о маме, которую мы с вами учили, споете сегодня более осмысленно, с чувствами любви, благодарности. (Слайд 25)

Дети исполняют песню - «Ты мой парус, я кораблик твой» на сл. и муз. Т. Музыкантовой.

В образе увиденных сегодня картин, музыки,  песен  и стихов, вам дома нужно выбрать одно из трёх заданий: сочинить небольшую песенку о маме, нарисовать портрет мамы, сочинить стихотворение.

  Спасибо вам всем за хорошую работу! До новых встреч!

Поём!

«Мир вашему дому, ангела вам хранителя!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приветствие «Здравствуйте, те кто родился зимой! Здравствуйте! Здравствуйте, те кто родился весной! Здравствуйте! Здравствуйте, те кто рождён в летний зной! Здравствуйте! Те, кто рождён осенней порой! Здравствуйте!»

Слайд 2

Тема урока: « Образ матери – великая и вечная тема искусства » «Я верю, что женщина чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать. И если «любимая» - слово святое, То трижды священное – женщина - мать!»

Слайд 3

Магнитогорская хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова .

Слайд 4

Основателем Магнитогорской хоровой капеллы является Семен Григорьевич Эйдинов . Художественный руководитель Надежда Сергеевна Иванова Г.С. Эйдинов .

Слайд 6

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – великий австрийский композитор , автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыки для фортепиано. В детстве он обладал очень красивым голосом. Он был смелым и оригинальным музыкантом. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня.

Слайд 7

Робертино Лоретти в 1960 –е годы Робертино Лоретти в 2000-е годы

Слайд 8

Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926, русский художник, живописец и архитектор.

Слайд 9

ДЖУЛИО КАЧЧИНИ ( 1551 —1618 ) — итальянский композитор , певец. музыкант, педагог. родился в Риме. Каччини считается одним из основателей сольного пения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 4 класс Биболетова М.В.Тема цикла: Home sweet home (Дом, милый дом)

Тема урока: Моя комнатаТип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)...

Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.

          Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....