Разработка интегрированного урока музыки и изобразительного искусства для учащихся 3 класса
методическая разработка по музыке на тему

Лукьянова Елена Евгеньевна

Тема урока: "Музыкальная история Былины о Вольге и Микуле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc113 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по модулю вариативной части

курсов повышения квалификации ИОЧ

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

по теме:

«Разработка интегрированного урока музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса».

Сроки обучения: с 25.11 по 5.12 2015 года

Выполнила:
учитель музыки ГБОУ СОШ №1

«Образовательный центр» с. Сергиевск

Лукьянова Елена Евгеньевна

Сергиевск 2015 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть:

  1. Понятие интегрированного урока……………………………………..4
  2. Психолого-педагогические особенности……………………………...5
  3. Разработка интегрированного урока…………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………13

Введение.

Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста. Часто предметы школьного цикла направлены на изучение отдельных явлений этого единства. Они не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Чтобы представления детей о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры были яркими и широкими необходимо интегрировать уроки музыки с другими предметами. Именно такие уроки будут особенно эффективны при раскрытии темы «Музыка как вид искусства» в учебном предмете «Музыка». Эта область программы учебного предмета направлена на выявление «взаимодействия и взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство)», поэтому нужны интегрированные уроки.

Цель итоговой работы: разработать интегрированный урок музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса.

Задачи:

  1. охарактеризовать понятие «интегрированный урок»;
  2. рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста при проведении интегрированного урока;
  3. привести пример интегрированного урока.

Основная часть

  1. Понятие интегрированного урока.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогающие, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка.

2. Психолого-педагогичнские особенности учащихся младшего школьного возраста при проведении интегрированного урока.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности (согласно периодизации Д.Б. Эльконина). Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.

        Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Постоянная смена произведений различных видов искусства на интегрированном уроке позволяет активнее работать этим психическим процессам.

Особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

        Для учащихся младших классов характерно слабое произвольное внимание. Но частая смена деятельности на интегрированном уроке позволяет удерживать внимание детей. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Обращения к различным предметам на интегрированном уроке позволяют развивать разные виды внимания.

3. Разработка интегрированного урока музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса.

Тема урока: «Музыкальная история Былины о Вольге и Микуле».

Цель урока: раскрыть своеобразие музыкальной истории в жанре былина через музыку и живопись.

Задачи:

• сформировать представление о специфике былины как развертывающейся во времени музыкальной истории на примере картины В. Васнецова «Баян» и музыке «Былина о Вольге и Микуле».

• выявлять жизненное содержание былины, анализировать ее тему в развитии;

• целостно воспринимать музыкальную историю произведения, выявлять этапы её развития;

• анализировать особенности развертывания музыкальной истории на основе принципов повтора и контраста (сходства и различия);

• воспроизводить музыкальную историю былины в разных видах исполнительской деятельности; моделировать музыкальную историю по картине В. Васнецова «Баян».

Тип урока: получение новых знаний.

Структура урока:

  1. Определение цели урока.
  2.  Изучение нового материала.
  3. Закрепление нового материала проводится в виде повторного звучания
  4. Вывод.

Ход урока:

1. Определение цели урока (постановка проблемного вопроса, мотивирование детей на решение проблемы)

- Может ли картина передать музыкальную историю? (Ответы детей будут разные. Размышления, рассуждения детей)

2. Изучение нового материала

        2.1. Знакомство с картиной В. Васнецова «Баян». Выявление общего настроения картины и переложение его на музыку.

- Давайте услышим музыкальную историю по живописной картине.

Слайд 1.

- Что вы видите на этой картине? (Ответы детей: на холме сидят воины, они трапезничают, отдыхают после битвы, слушают старика и т.д.)

- Это русские воины или зарубежные? (Русские) 

- Воины современной армии или из истории? (Исторические)

- Музыка должна звучать русская или зарубежная? (Русская)

- А что еще в этой картине говорит, что музыка этой картины русская? (У старика гусли – русский народный инструмент).

- Обратите внимание на пейзаж. Что вы видите? (Широкие просторы, холмы, русские поля, грозное небо).

- На этой картине Васнецов изобразил холм, позади которого видны родные русские просторы: обширные луга, леса, река. Это то, что нужно защитить, чтобы грядущие поколения могли жить в мире, радоваться всему этому. Большинство собравшихся на холме – воины. Мальчик, сидящий возле князя, скорее всего, является его сыном, которому в будущем предстоит взять на себя правление. Он должен быть готов защищать и вести за собой свой народ. Лица слушателей, серьезные и напряженные. Многие богатыри не смотрят на старца с гуслями, а погружены в свои мысли.

- Какая музыка по характеру может звучать? (Широкая, величавая, гордая и т.д.. Выявляют темповую, динамическую, тембровую, жанровую, ритмическую особенности музыки, движение мелодии, опираясь на особенности картины. (небыстрый темп - нет движущихся предметов на картине; меццо пиано – богатыри отдыхают; мужской голос – поет старик; песенная основа – характерно для русской музыки плавность, певучесть, широта; ровный ритм – характерно для русской музыки; поступенное движение мелодии, нет скачков, музыкальные фразы длинные – связано с просторным пейзажем).

        2.2. Знакомство с Былиной о Вольге и Микуле.

                2.2.1. Знакомство со вступлением. Выявление общих черт между картиной и былиной.

- А кто этот старик? (Ответы детей)

- На Руси странствующих сказителей называли Баян. Виктор Васнецов также назвал свою картину.

- О чем Баян поет воинам? (О подвигах богатырей, о победе, о битвах, воспевает смелость и мужество русских воинов).

- Как называется народный жанр, рассказывающий о подвигах богатырей? (Былина).

- Баян поет былину воинам. Послушайте начало былины. Может так звучать картина В.Васнецова «Баян»?

(Слушают вступление)Ответы детей. Да.

- Как звучит  былина? (спокойно, достойно, широко, величаво, в умеренном темпе, похожа на разговорную речь).

Те же самые слова вы мне говорили, характеризуя мелодию картины «Баян» (Да)

- Ответьте на вопрос. на который в начале урока мы с вами не нашли ответ: может ли картина раскрыть музыкальную историю? (Да).

2.2.2. Творческое задание. (Импровизация).

Слайд 2.

- Сочините первую строчку былины. (Дети поют свои варианты первой строчки. Учитель обращает внимание на то, чтобы у учащихся было спокойное неторопливое пение повествовательного характера).

Делают вывод: особенности былинного напева: спокойный, умеренный темп, небольшой диапазон мелодии (она похожа на распевную разговорную речь).

Слайд 3.

Разучивают по графической записи напев былины. .

2.2.3. Творческое задание. (Анализ соотношения слов и напева в былинах).

- Прочитайте слова продолжения былины и попробовать напеть их на мелодию былины. (Дети столкнуться с трудностью – им необходимо менять напев былины, чтобы все слова были распеты: менять количество звуков во фразах, их длительность, количество фраз в мелодии).

- Как вы думаете что в былине важнее слова или мелодия? (Основу былины составляют слова, а напев следует за словами, каждый раз изменяясь, варьируясь).

3. Закрепление знаний.. Домашнее задание.

                3.1. Слушание фрагмента былины. Выводы.

- Давайте послушаем эту часть былины.(Слушание фрагмента былины).

Вывод: Скажите, какую музыкальную историю вам рассказала картина Виктора Васнецова «Баян». (Ответы детей. Она нас познакомила с Баяном и богатырями, которые слушают его неторопливую былину).

Что вы теперь знаете о былине? (Это спокойный неторопливый напев повествовательного характера, в котором поется о подвиге русских богатырей. В былине слова важнее, чем мелодия. Былина относится к народному песенному жанру).

3.2. Домашнее задание: Прочитать былину до конца или послушать до конца и на уроке рассказать о её героях.

4. Рефлексия с использованием приема «Выявление чувственно-эмоционального настроя».

Заключение.

Таким образом, исследования показали, что нтегрированные уроки имеют определённые преимущества:

  1. Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  2. Способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  3. Способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
  4. Позволяют систематизировать знания;
  5. Способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  6. Обладая большой информативной ёмкостью, способствует увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого ребёнка в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  7. Способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Надо отметить, что каждый учитель волен выбирать форму урока, но самым коротким путём к высокому уровню обученности, к результативности обучения предметам искусств я считаю интеграцию, которая поможет глубоко и всесторонне изучит предмет, явление, познать окружающую действительность.

И в наше время, когда мы страдаем от потери интереса к учению, я считаю, что интегрированные уроки – лучший выход из создавшегося положения, так как интеграция способствует развитию детей, расширяет их жизненный кругозор, а педагогу даёт возможность работать творчески, свободно.

Список литературы и источников.

1. Чикишев О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Пермь: Меркурий, 2012.

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/16/integrirovannye-uroki-kak-sredstvo-obucheniya-mladshego

3. Красильникова М.С. «Музыка: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

4. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/

5. Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» Издательство АПН РСФСР Москва 1962 год.

6. Эльконин Д.Б. «Детская психология» Издательский центр «Академия» Москва 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

"Зимние зарисовки" (интегрированный коррекционный урок музыки и изобразительного искусства) в 1 классе

Урок музыки и изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Зимние зарисовки" составлен для учащихся коррекционных школ для развития творческого воображения, образного мышления, эстетического воспри...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...