Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Жданова Татьяна Владимировна

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.docx518.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж»

Интегрированный урок музыки и ИЗО

(6 класс)

Тема урока

Космический пейзаж

Цель урока

Способствовать формированию представления у учащихся

о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов природы.

Задачи урока

1. Образовательная - углубить знания о выразительных и изобразительных возможностях музыки, обучить элементам анализа художественного произведения, художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и различной технике мазка, для передачи настроения моря; научить объединять различные виды художественной деятельности – изобразительное искусство, музыку, движение.

2. Развивающая -совершенствовать музыкальное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, тембровый слух, музыкальную память, расширять музыкальный и художественный кругозор, эстетическое восприятие действительности.

3.  Воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства и жизни, интерес к предметам музыке и изобразительному искусству (литература, МХК), способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Формы, методы обучения

Фронтальная, индивидуальное обучение.

Методы: лекционный, беседа, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока

интегрированный урок

Планируемый результат обучения

Личностные УУД: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные УУД: музыка, искусство, литература.

Познавательные УУД: знакомство с новыми терминами, отрабатывать навык работы в разных художественных техниках.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, музыкальный материал:

Наглядные пособия (авторская мультимедийная презентация, схемы в виде цветка «Средства музыкальной выразительности и средства художественной выразительности».

слайды картин художника И.К.Айвазовского).

Музыкальный проигрыватель, аудио-запись Н.А.Римского-Корсакова «Океан- море синее», симфоническая поэма "Море" М.Чюрлёниса.

Для учащихся: учебник музыки, Художественные материалы (гуашь, акварель, простой карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, кисти, альбом, баночка с водой).

Ресурсы

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы: программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2015.

2. Шпикалова, Т. Я.Изобразительное искусство: учебник для 6кл. общеобразоват. Учреждений.Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2015.

3. http://wikipedia.org/wiki-свободная энциклопедия «Википедия»;

4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/  Сергеева Г.П., Критская Е.Д – М.:Просвещение, 2016.

Структура урока

1. Организационный момент. Приветствие (1 мин).

2. Актуализация знаний (5 мин).

3. Усвоение новых знаний (15 мин).

4.Практическая работа (15 мин).

5. Рефлексия (подведение итогов занятия) просмотр

(8 мин).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).

Содержание этапов урока

На доске записана тема урока с пропущенными словами:

«   ……..живопись и ………музыка»

"Мои помыслы - краски

Мои краски - напевы..."

В.Борисов-Мусатов

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня в мир прекрасного вас поведут два вида искусства: музыка и живопись.

На доске записана тема урока, в которой не случайно пропущены слова.

«   ……..живопись и ………музыка»

  1. Актуализация знаний

Учитель музыки

- Здесь пропущены прилагательные, которые вам предстоит подобрать в процессе урока и вставить по смыслу, чтобы раскрыть содержание темы.

А начнем мы наш урок с эпиграфа:

"Мои помыслы – краски. Мои краски- напевы..."

-  Как вы, ребята, понимаете эти слова?

Учащиеся (мир вокруг прекрасен, он раскрашен яркими красками…)

Учитель ИЗО

- Как вы думаете, что может побудить, вдохновить человека творческой профессии (композитора, художника, поэта) на создание произведения искусства (картины, музыкального произведения, поэтических строк)?

Учащиеся (Любимый уголок природы…).

Учитель музыки

- Предлагаю вам закрыть глаза и перенестись в своём воображении в красивый уголок природы. А помогут вам в этом звуки природы.

Звучит шум моря в записи.

Учитель музыки

- Расскажете, какие звуки вы услышали?

Учитель ИЗО

- Какую картину вы увидели в вашем воображении?

Учащиеся (звуки шума моря, крики чаек… мы оказались на берегу моря).

Учитель музыки

- Хорошо. Давайте вспомним, какое бывает море, и какое оно навевает настроение.

Учащиеся (спокойное, кроткое, сонное, бушующее, приветливое…)

Учитель музыки

-Я предлагаю послушать отрывок текста и назвать имя композитора, который не понаслышке знал о море.

 «…В его семье была традиция - все мужчины должны были служить на флоте. И молодой юноша поступает в морское училище. Учась в училище, он продолжает заниматься музыкой, благодаря заботам старшего брата. Когда ему исполнилось 18 лет, он отправляется в кругосветное путешествие на корабле.

 Художественность его натуры сказывалась в том, что ещё мальчиком он любил природу, любил рассматривать звездное небо. В своё свободное время он занимается музыкой, играет на фортепиано, сочиняет. Его музыка необыкновенно ярко описывает природу».

Учащиеся (Николай Андреевич Римский-Корсаков).

Учитель музыки. Молодцы.

  1. Усвоение новых знаний

Учитель музыки

- Н. А. Римский-Корсаков был профессором петербуржской консерватории, и по сей день она носит его имя.

- На уроке мы познакомимся с произведением Н. А. Римского-Корсакова "Океан-море синее", композитор написал его для симфонического оркестра. Внимательно послушайте музыку, и ответьте на вопросы: какой характер у музыки и какое море вы себе представляете?

Учащиеся (характер музыки менялся: от спокойного до волнующегося. И море тоже было разное: вначале море спокойное, затем поднялись волны, разыгралась буря, и в конце опять море успокоилось).

Учитель музыки

- Можно ли увидеть музыку? И какими выразительными средствами пользуется композитор, чтобы создать такой яркий и живой образ моря?  Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся за помощью к учителю изобразительного искусства.

Учитель ИЗО

-Рассмотрим 2 слайд (на экране работы художника Айвазовского с изображением видов моря).

- Ребята, что изображено на картинах?

Учащиеся (Море…)

Ребята, вы видите репродукции картин известного русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, выпускника Петербургской Академии художеств.

- За свою жизнь И.К.Айвазовский написал более 6 тысяч картин с изображением моря.  Иван Константинович является автором грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии, художник изображал движение живых стихий – молнию, порыв ветра, всплеск волны. Также посвящал свои полотна героическим делам русского флота.

Задание: Посмотрите, одинаковое ли море на этих картинах?

Учащиеся (на одной картине море спокойное, а на второй - море живое, бушующее).

Учитель ИЗО

-Подберите картину, которая более соответствует тому настроению, которое прозвучало в музыке.

Учащиеся (вторая картина).

Учитель музыки

-Проведем сравнительный анализ выразительных средств в музыке и ИЗО, на примере образа морской стихии.

Учитель музыки прикрепляет на доску схему «Цветок», начиная с одного лепестка (на каждом лепестке написано название средств выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, тембр).

- Перед вами волшебный цветок, который будет помогать нам.8bQNO8T0RMA

Учащиеся (мелодия вступления состоит всего из 3-х звуков, исполняется плавно, изображая волны; мотив повторяетсянесколько раз, изображая мерное покачивание морских волн).

Учитель ИЗО

- Подумайте, ребята, какими линиями художник изобразил волны?

Учащиеся (волнистыми, отрывистыми, плавными линиями…).

Учитель ИЗО составляет второй цветок с обозначениями средств выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, цвет, мазок, колорит, статика, динамика…

Учитель музыки

-Следующее средство музыкальной выразительности - Динамика.

Учащиеся (вначале музыка звучит не громко, а затем она меняется от тихой звучности к громкой и снова затихает).

Учитель музыки

-Благодаря меняющейся динамике происходит развитие музыкальной ткани.

Учитель ИЗО

- А на картине художника изменения природной стихии выражены светом, яркими или приглушенным цветом.

Учитель музыки

Ритм в музыкальном произведении равномерный или прерывистый?

Учащиеся (равномерный).

Учитель ИЗО

- На картине мы видим повторяющиеся линии, узоры.

Учитель музыки

- Такое понятие как Штрихи встречается и в музыке, и в изобразительном искусстве.  Представьте, что вы музыканты- скрипачи. Покажите движением смычка на воображаемой скрипке, как музыкант исполняет плавное движение морских волн.

Дети изображают плавное ведение смычком по воображаемой скрипке.

Учитель ИЗО

- В своей работе художник использует технику мазка.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bc2/000d3ea9-1d339ed4/2/img5.jpg

Учитель музыки

- Темп в музыке вначале спокойный, сдержанный, музыка передаёт величие, могущество морской стихии. Затем появляются нотки взволнованности, поднимается буря. Перечислите средства музыкальной выразительности, которые использует композитор, чтобы передать неспокойное состояние моря?

Учащиеся (яркая динамика, быстрый темп в музыке, звучание медных духовых инструментов).

Учитель музыки

- Тембр духовых инструментов придают музыке элементы сказочности.

Учитель ИЗО

- А в картине эмоциональный тон передает цветовая гамма.

Учитель музыки

- Два цветка – два вида искусства. Что роднит музыку и изобразительное искусство? Какой вы можете сделать вывод из всего сказанного?

Учащиеся (у художников и композиторов средства выразительности перекликаются, с помощью этих средств они передают слушателю или зрителю настроение, эмоции).

Физкультминутка

Поиграем в «Дирижёров». Звучит произведение Римского-Корсакова «Океан- море синее», а дети дирижируют музыкой. Задача детей - передать с помощью жестов эмоциональное состояние меняющегося моря.

Учитель ИЗО

- Ребята, к какому жанру изобразительного искусства относятся эти изображения?

Учащиеся(пейзаж).

Учитель ИЗО

- В нашем случае, какой это вид пейзажа?

Учащиеся(морской).

Учитель ИЗО

- Море всегда имело огромную, притягательную силу для художников. В разное время многие живописцы обращались к изображению морских пейзажей. Художника, который пишет море, называют маринистом.

Учитель музыки

- Симфоническая картина, с которой мы сегодня познакомились, является вступлением к опере-былине «Садко» Римского-Корсакова. Мы с вами увидели образ моря глазами художника и услышали настроение морской стихии с помощью звуков музыки.

Можно ли увидеть музыку?

Учащиеся (да).

Учитель ИЗО

- Можем ли мы услышать картину?

Учащиеся (да).

Учитель музыки

- Вернемся к теме урока и вставим пропущенные слова. Каким прилагательным можно охарактеризовать слово «живопись» в теме урока и, каким прилагательным можно охарактеризовать «музыку»?

Учащиеся («Живописная» музыка и «музыкальная» живопись).

Учитель ИЗО

- Ребята, Настя Ф. к теме урока выучила стихотворение про море.  Давайте послушаем.

Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму,
А волны в злобе постоянной
Бегут к прибрежью моему.

Плеснула в каменную стену,
Вот звонко грянет на плиту —
А уж подкинутую пену
Разбрызнул ветер на лету.

А. Фет

Учитель музыки

-Сегодня на уроке мы соприкоснулись с разными видами искусства (музыка, ИЗО, литература) и увидели, как можно передать неповторимость каждого мгновения природы с помощью музыки, красок и слов.

  1. Практическая работа

Учитель ИЗО

- Ребята, сейчас мы будем художниками-пейзажистами, и каждый из вас нарисует своё море, море с «настроением».

- Всё, что делает художник, обращено к душе человека, всё говорит о человеческих чувствах. Не только люди, но и сама природа имеет свой характер и своё настроение, которое художник стремится увидеть, понять, выразить. У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.

- Для создания моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зелёный, жёлтый. Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую краску. Чтобы изобразить шторм, добавьте в палитру холодные цвета и чёрный цвет.

- Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладёте краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю, которые вы вкладываете в изображение.

- Чтобы по-разному показать многогранность моря будем работать на уроке в разных художественных техниках, разными художественными материалами (живопись, графика, монотипия, акварель гуашь, карандаши, мелки…)

- А сейчас вы превратитесь в художников-маринистов, и под звучащую музыку создаём образ моря.

Звучит симфоническая поэма "Море" литовского композитора Микалоюса Чюрлёниса.

По мере выполнения работы, на доску вывешиваются рисунки учащихся. Учитель может давать советы по выполнению работы.

- Ребята, посмотрите, «наше море» создаёт настроение нашего класса!

- Море у вас получилось разное, как и мы с вами все разные, но по-своему хороши.

        5. Рефлексия

На доску вывешиваются рисунки детей.

Учитель ИЗО

- Ребята, выберите рисунки с одинаковым настроением. Найдите в ваших работах картину, созвучную с прослушанным музыкальным фрагментом.

Учитель музыки

-В завершении урока, мы исполним песню о море. Это жанр, в котором соединяются музыка со словом.

Песня "Ты слышишь море", муз. А. Зацепин, сл. М. Пляцковского.

6. Информация о домашнем задании.

Д/З: Учитель ИЗО

-Посмотреть репродукции картин И.К.Айвазовского, узнать о фактах его биографии и творческой деятельности.

Д/З: Учитель музыки

-Познакомиться с биографией и творчеством Н. А. Римского-Корсакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок  интегрированный  и рассматривает средства выразительности в изобразительном  искусстве и  музыке....

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Презентация по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данная презентация подготовлена к року музыки в 5 классе по УМК: Г. Сергеева, Е. Критская, Т. Шмагина.  Цель данного урока: осмысление связи музыки и изобразительного искусства на примерах музыка...

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...