Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Томилина Елена Степановна

Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок  интегрированный  и рассматривает средства выразительности в изобразительном  искусстве и  музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._zhivopis_i_zhivopisnaya_muz._5_klass.docx20.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

                          Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Класс: 5

Цель урока: развитие музыкального, образно – ассоциативного мышления учащихся через выявление общности и живописи в образном выражении состояний души человека.

Образовательная задача: показать учащимся на примере произведения русской народной песни «Вечерний звон» взаимосвязь музыки с изобразительным искусством. На художественном материале показать, что одним из стыкующих звеньев разных видов искусств,  становится жанр  - пейзаж.

Развивающая задача: развивать у детей эстетическое восприятие через представление о том, что русская народная песня «Вечерний звон» может передать определённые настроения и чувства человека.

Воспитательная задача: воспитывать чувство красоты – природы, музыки, живописи, поэтического слова.

Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

И. Левитан-русский художник-пейзажист.

Слайдовый показ полотен художника.

Картины: «Вечерний звон», «Владимирка», «Весна.Большая вода», «Над вечным покоем».

Детям предлагается следующий диалог:

У.: Какой жанр узнаёте в этих картинах?

Д.: Пейзаж.

У.: Что знакомое угадывается в них?

Д.: Река. Монастырь. Небо, сливающееся горизонтом. Дорога уходит в бескрайнюю даль. Лес, роща…Поле…

У.: Как одним словом это можно назвать?

Д.: Родные просторы. Родная земля.

У.: Действительно, в них всё близкое, родное, приятное глазу; неброская, но щемящая душу красота.

Задержать внимание учащихся на картине «Вечерний звон» и, не указывать автора и название.

У.: Как на ваш взгляд, картина безмолвна?

Д.: Нет, в ней звучат голоса природы: мы слышим плеск воды, крики чаек, шелест дубравы; звонят колокола в монастыре…Просто здесь всё тихо, приглушенно, как бы в полголоса.

У.: Вы прислушались к тишине этой картине. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию этой тишины. Как вы думаете, есть разница в словах: «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ?

Д.: С мелодией как-то поэтичнее. Мелодия-это всегда музыка. В этой картине чувствуется задушевная мелодия. Она звучит тихо, задумчиво, нежно.

У.: Благодаря каким выразительным свойствам художник передал линии, краски, композицию полотна, ощущения ритма, темпа?

Какие линии использовал художник в изображении неба, реки и дубравы?

Д.: Протяжные, широкие линии горизонтали картины.

У.: Эти линии в переносе на музыкальный язык могут иметь какой характер?

Д.: Напевный, песенный.

У.: Какие краски и какое движение вы видите в картине, и какой ритм будет соответствовать музыкальному звучанию.

Д.: Спокойные краски картины, размеренность, замершее и неторопливое движение. В музыке спокойное движение и спокойный ритм.

У.: Какого настроение картины, каков «голос» картины?

Д.: Настроение светлое, с оттенком задумчивой печали, «голос» картины негромок.

У.: Где сосредотачивается  взгляд в картине?

Д.: На куполах монастыря, в лучах заходящего солнца.

У.: Композиционно картина построена так, что, несмотря на широкие, растекающиеся линии полотна, взгляд зрителя сосредотачивается в центре. Розовато-золотистые отблески играют в облаках и на верхушках деревьев; река и берег уже поглощены пеленой сумерек. Цветовая  гамма картины благородна, тепла, лирична.

У.: Интересно, получается, поговорим о пейзаже, а произносим слова «мелодия», « душа», «родина». Какая же мелодия Вам слышится?

Д.: Русская песня лирическая протяжная.

У.: Чем хотел поделиться с нами художник? Каков его замысел? Небо,  лес, река, холмы…

У.: Чем наполнена картина? О чем она говорит?

Д.: О родной земле, о своей любви к ней...Левитан выражает душу свою. Ближе, роднее и красивее на свете ничего нет!

У.: Действительно, в этом пейзаже запечатлена душа художника, его страстное желание, чтобы мы, зрители, увидели мир его глазами, полюбили этот мир так же как он. Пейзаж одухотворенный, идущий от сердца, называется лирическим.

У.: Как бы вы назвали пейзаж Левитана?

У детей преобладает название описательного характера: “Вечер у реки”, “Тихий вечер”, “Солнце заходит” и т.д.

У.: Попробуйте услышать название картины в ее ”звучании”. Найдите главную музыкально-звучащую деталь.

Д.: Звоны! Колокола!

У.: Как они звучат?

Д.: Мягко, приглушенно; они протяжные, негромкие, словно в дымке.

У.: Так звонят к вечере, вечерней службе. Исаак Левитан, выдающийся русский художник-пейзажист, назвал свою картину «Вечерний звон».

Звучит русская народная песня «Вечерний звон»

У.: Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины?

Ученики соглашаются, мотивируя это тем, что настроение песни и картины располагает к раздумью, воспоминаниям, светлой грусти. Ученики выбирают созвучные смыслу картины строки: «Как много дум наводит он…» , « И многих нет теперь в живых…» , « О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом…»

Что сближает старинную русскую песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон»?

Д.: Образ Родины, раздумья, о родной земле, любовь и печаль.

У.: В каких интонациях музыкальных выразительных средствах и песни, и картины можно найти параллели, родственное созвучие? Каков характер голосоведения в песне?

В песне заметно восходящее пофразовое движение к кульминационной вершине, которое словно повторяется в ступенях горизонталей картины: берег-река-лес-светлая полоса неба. Мажорный, светлый колорит картины вызывает ощущение мягкости. В умиротворении и покое тревожат душу оттенки тоски и скорби.

«И так я с ним, навек простясь,

Я слушал звон в последний раз» .

Можно выделить средства музыкальной выразительности, использованной в русской народной песне «Вечерний звон». Процесс анализа выразительных средств послужит  в дальнейшем отправной точкой для самостоятельного исследования в различных произведениях музыкально-стилевых особенностей.

В результате анализа картины «Вечерний звон» Левитана и песни «Вечерний звон» ученики должны быть подведены главному: изумиться простоте и ясности выразительных средств, которые выражают сложное душевное состояние.

Итог: увидели и услышали, что одним из стыкующих звеньев музыки и изобразительного искусства становится жанр – пейзаж. Музыка и живопись помогают друг другу открывать «тайный смысл». В познании законов связи и различий искусств, почувствовали единство средств выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Конспект урока по теме: «Музыкальные инструменты». 2 класс.

Тема: «Музыкальные инструменты».  2  класс....

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты"

Конспект урока  на тему: "Музыкальные инструменты" 1 класс...

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....