Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Алексеева Ольга Леонидовна

Статья о том, как осуществляется работа по духовно-нравственнному воспитанию учащихся на уроках русского языыка и литературы в 5-9 классах средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Ольга Леонидовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 20»

г. Нижнего Новгорода

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках                                                                      русского языка и литературы в 5-9 классах

Из всех наук, которые должен знать человек,                                                                           главнейшая есть наука о том, как жить,                                                                                                     делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Цели и задачи: Формирование активной, нравственно зрелой личности, готовой к самореализации и адаптации в современном мире. Развитие умственных способностей школьников через расширение кругозора. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности посредством повышения грамотности. Помощь в осознании общечеловеческих ценностей, отраженных в произведениях прошлого.

Методические задачи: Обучение постановке целей и задач, а также их оперативному решению. Развитие критического мышления, умения ориентироваться в информационном потоке и выделять главное. Формирование навыков работы в команде и индивидуально. Стимулирование творческого подхода к решению задач. Развитие способности быстро реагировать на изменения в обществе и науке.

Основные вопросы для изучения: Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы, проектная деятельность, коммуникативно-деятельностный подход, культурологический аспект в образовании.

Обоснование выбора темы: В современной школе акцент делается на воспитании нравственной личности, способной мыслить самостоятельно, добывать знания, принимать решения и сотрудничать. Современный подход к обучению ориентирован на развитие творческого потенциала учащихся. Необходимо формировать человека XXI века, способного к анализу, активному участию в жизни общества и принятию ответственных решений.

В связи с этим, особую актуальность приобретает поиск и внедрение эффективных педагогических методик и технологий, способствующих всестороннему развитию личности школьника. Изучение и адаптация современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность и коммуникативно-деятельностный подход, позволяют создать условия для активного включения учащихся в учебный процесс, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Культурологический аспект в образовании, в свою очередь, способствует формированию у школьников представления о богатстве и разнообразии русской и мировой культуры, пониманию общечеловеческих ценностей и развитию нравственных ориентиров.

Таким образом, выбранная тема обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса в школе, направленного на формирование компетентной, нравственно зрелой личности, способной успешно адаптироваться к вызовам современного мира.

Исследование в данной области позволит выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения, способствующие развитию умственных способностей школьников, формированию у них критического мышления и навыков самостоятельной работы, а также воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

В контексте этих задач особое внимание уделяется разработке и внедрению инновационных форм организации учебной деятельности, стимулирующих творческое мышление и исследовательские навыки. Использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, ролевые игры и кейс-стади, позволяет учащимся активно участвовать в процессе познания, обмениваться идеями и формировать собственную точку зрения.

Важным направлением является также интеграция информационных технологий в образовательный процесс. Использование мультимедийных ресурсов, онлайн-платформ и образовательных приложений расширяет возможности обучения, делает его более наглядным и доступным.

Внедрение новых подходов требует от педагогов постоянного совершенствования профессиональной компетентности, освоения современных образовательных технологий и готовности к инновациям. Необходима разработка программ повышения квалификации, направленных на формирование у педагогов навыков использования современных методов обучения и воспитания.

В конечном итоге, реализация поставленных задач позволит создать в школе образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности каждого ученика, формированию у него необходимых компетенций для успешной самореализации в современном обществе.

Для успешной реализации этих целей необходимо уделять внимание развитию системы оценки качества образования. Внедрение современных методов оценивания, таких как портфолио и критериальное оценивание, позволяет получить более объективную и полную картину достижений учащихся. Важно сместить акцент с формальной оценки знаний на оценку умений применять полученные знания в практической деятельности.

Особое значение имеет создание благоприятной психологической атмосферы в школе, основанной на взаимоуважении и поддержке. Педагоги должны создавать условия для развития у учащихся уверенности в себе, самостоятельности и ответственности. Важно поддерживать инициативы учащихся и стимулировать их к участию в общественной жизни школы.

Реализация поставленных задач требует консолидации усилий всего педагогического коллектива, администрации школы, родителей и общественности. Необходимо создать эффективную систему коммуникации и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

В конечном счете, целенаправленные усилия по внедрению инновационных подходов и современных технологий в образовательный процесс позволят создать школу будущего, где каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал и стать успешным гражданином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "

     Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...