Урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Екимова "Говори, мама, говори" (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Ø Цель урока:

Понять основную мысль произведения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нём.

Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Б.Екимов "Говори, мама, говори..."73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу Б.П. Екимова «Говори, мама, говори…»

  • Цель урока:

Понять основную мысль произведения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нём.

Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру .

1Мотивация (самоопределение)

Безграмотность везде и во всем. Люди, которые сами не удосужились научиться – учат других. Перевернутое время, ей-богу. И вот я точно знаю, в чем причина. Все ведь просто — эти люди не читали в детстве и не читают сейчас. ..Точно знаю, как безграмотность лечится.

Будь моя воля, я бы собрал в одном месте всех этих редакторов модных журналов. Всех этих блогеров, безграмотных журналистов. Всех этих молодых и дерзких. Собрал бы и заставил читать… не журналы. Не блоги. Не модных писателей...

Чехова бы они у меня читали. Чехова, Антона Павловича. Толстого. Шекспира в переводе Пастернака – и самого Пастернака. Каверина. Домбровского. Бунина...

Ержан Есимханов - юрист, блогер

2. Актуализация с фиксированием индивидуального затруднения в пробном действии?

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы изучаем рассказ Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

- Чтобы понять произведение в целом необходимо узнать о визитной карточке автора

Визитная карточка писателя Бориса Екимова (индивидуальное задание)

- Давайте ознакомимся с произведением поближе и убедимся, насколько жизненны произведения Бориса Екимова.

- Прочитайте эпиграфы, определите глав их мысль?

- Каковы тема, идея произведения?

  • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…А. М. Горький

--Мы имеем дело с выдающимся произведением, где Б. Екимов говорит о маме. Обратимся к словарю ,притче

Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь.

К сожалению, Б.Екимов не помнит свою маму.
Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори, мама, говори
»

3. .Выявление места и причины затруднения

Недостаточно биографии, необходим целостный анализ текста

-К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Б.Екимова.
-Как бы вы обозначили тему нашего урока?
- Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему произведение?

  • А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. Прием Толстых и Тонких вопросов (Даётся время подумать и составить вопросы. Ученики задают их друг другу).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель урока:

#1055;онять основную мысль произведения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нём.

#1056;азвивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

3. Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру

Тема урока

"КАК ВАЖНО ВОВРЕМЯ УСПЕТЬ"

  • 5-6. Реализация построения проекта. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Скажите, актуален ли сейчас этот рассказ? А на вопрос ПОЧЕМУ, вы
ответите попозже
, поработав в группах.

- Давайте обратимся к тексту рассказа.

Вопросник

Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему произведение?

Над чем задумались?

  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  1. Рассказ начинается с того, что Катерина обдумывает свой переезд к дочери в город, у нее есть сомнения. В чем причина этих сомнений?

.

  1. Каково отношение Катерины к «мобильнику»?
  1. В рассказе часто повторяется, что голос дочери был далеким, но в последнем их разговоре голос был лишь «издалека». Изменилась ли в дальнейшем ситуация?
  1. В рассказе есть такой момент: «Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном. Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей…». Как бы вы ответили на этот вопрос? И зачем автор вводит в рассказ сон Катерины?
  1. Как вы думаете, зачем Катерина разговаривала с радио, и какие эмоции вы испытывали, читая этот момент рассказа?
  1. Почему Катерина не хочет «ликвидировать» грушину-черномяску, если она мешает ей, и зачем Катерина рассказывает дочери о ней?
  1. Почему в конце рассказа дочь Катерины просит мать продолжать говорить?

9. Что роднит персонажей Бориса Екимова с героями рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», и возможен ли для этих рассказов схожий финал?

10. Почему старые родители часто остаются в одиночестве, каким образом можно это исправить?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону( аналитич статья)

1 группа

Вопросы
#1042; какое время происходит действие рассказа? Докажите.
#1054;пишите главную героиню
#1050;то ей звонил по утрам?
#1048;з каких слов состоял диалог?
#1050;ак автор описывает мобильный телефон?
#1044;окажите словами из текста , как относится к этому виду связи?
#1042;ыберите проблему, которая поднимается в отрывке. ( Подмена живого,
эмоционального общения сухими звонками)

Группа 2.

1. О чём думала главная героиня?
2. Кому могла позвонить она?
3. Где проводила зиму главная героиня? Докажите из текста.
4. Почему ей трудно расстаться со своей хатой?
5. Как автор здесь называет мобильный телефон? Почему?
6. Как вы думаете, по какому календарю живёт главная героиня?
7 Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Уважение к возрасту

Группа 3
Вопросы группе:
#1050;ак происходит разговор между дочерью и матерью?
#1063;его больше хотелось главной героине в разговоре с дочерью?
#1050;ак проходил день главной героини?
#1054;пишите жилище главной героини.
5. Найдите пословицу в отрывке и раскройте её смысл.
#1053;айдите диалекты. Объясните, с какой целью автор вводит их в текст.
7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (недостаточное внимание по
отношению к близким людям)

Группа 4.
Вопросы группе:
1. Что произошло с главной героиней?
2. О чём был разговор на этот раз между дочкой и матерью?
3. Что пыталась объяснить главная героиня дочери?
4. Почему дочь прервала разговор?
5. Охарактеризуйте дочь в этом отрывке.
6. Почему героиня говорит « Такая жизнь позади…»?
7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Нехватка времени,
постоянная занятость людей)

Группа 5.

#1057; кем разговаривала главная героиня?
#1063;то заставило её говорить с репродуктором?
#1053;а что жалуется главная героиня?
#1056;асскажите, какая жизнь в молодости была у героини?
#1055;очему автор говорит « Ласковый голос…?»
#1055;очему плакала героиня?
7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (чувство одиночества)

Группа 6

Вопросы группе:
#1057; кем разговаривала героиня?
2. Почему она встревожилась телефонному звонку?
#1054; чём был разговор?
4. Зачем автор говорит « …и даже видела , прикрыв глаза, старую мать
свою…»?
#1063;то почувствовала дочь в данный момент?
6. О чём попросила дочь свою мать?
7 Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Любовь и почитание своих
родителей)


8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

- Ребята, в каких произведениях автор поднимает похожие проблемы?

- Какой мы видим главную героиню в рассказе?

Попробуйте составить ее портрет.

Сравните телефонный разговор в начале и в конце. Что изменилось? Что побудило дочь изменить своё поведение по отношению к старенькой матери

Учитель: Докажите, что этот рассказ актуален?

#1053;ехватка времени, постоянная занятость людей.

2. Недостаточное внимание по отношению к близким людям.

3. Подмена живого общения сухими короткими звонками.

4. Озабоченность личными проблемами.

5. Уважение к возрасту человека, его привычкам, образу жизни.

6. Любовь и почитание своих родителей.


- Выразительное чтение стихотворений (читают подготовл. уч-ся)Р. Гамзатов. Выдающийся советский и российский поэт, прозаик, переводчик, публицист и политический деятель. Герой Социалистического Труда. Народный поэт Дагестанской АССР


..Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!

Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать!

.

Виктор Гин

Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь,
Перед разлукой у дверей нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот, как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши, в тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши, и с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей, опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь.
Пишите письма им скорей и слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь

Андрей Дементьев

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

- Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (см.эпиграф).

Не случайно высказывание М.Горького стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста.

  1. Рефлексия

Сегодня мы узнали…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал-а, что…

Меня поразило…

Мне захотелось…

Я попробую…

Урок дал мне…

Домашнее задание (В)

  1. Написать сочинение о своей маме или близком вам человеке на тему: «Как важно вовремя успеть».
  2. Прочитать рассказ Екимова «Мальчик на велосипеде». Определить круг проблем в рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Бориса Васильева "Великолепная шестерка"

Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолеаная шестерка". На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои...

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"...