В. А. Солоухин «Мститель» А надо ли мстить? Может стоит научиться прощать?
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
В. А. Солоухина «Мститель»
А надо ли мстить? Может стоит научиться прощать?
Цель: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: понимать смысл произведения через выявления проблемы и поиск её решения через характеристику героев, оценку их действий; умение понимать тему, идею литературного произведения;; развивать умение делать анализ прозаического произведения; развивать умение отвечать на вопросы с использованием образных средств языка; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемому произведению; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему.
Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов по ключевым вопросам урока.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Виды учебной деятельности:
Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нем событий и характеров.
Продуктивная творческая: характеристика героев рассказа; устный развёрнутый монологический ответ на вопросы с элементами цитирования.
Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа на поставленный вопрос.
Оборудование: карточки с высказываниями известных людей о мести, прощении и с вопросами по тексту, отпечатанные тексты на каждую группу.
Организационная структура урока.
1 этап. Актуализация знаний Основные задачи учителя: - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность | |
Деятельность учителя Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? Месть. На что похожа? | Деятельность ученика Вспоминают, представляют, делают обобщение. Например, обида, чувство мщения) Ассоциации с данным словом (Пожар в лесу, огонь, смерч, бумеранг) |
2 этап Создание проблемной ситуации Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию | |
Деятельность учителя Чтение отрывка из стихотворения Оксаны Носовой «Прощение»: Не каждому дано - уметь прощать
-О чём я прочитала? О каких человеческих чувствах идёт речь? | Деятельность ученика Вступают в диалог с учителем, выявляют проблему, осознают её |
3 этап Целеполагание Постановка частной познавательной задачи, создаёт готовность к предстоящей деятельности. | |
Деятельность учителя - Сопротивляться мести, как и пожару в лесу, как смерчу, порой бывает невозможно. Поэтому желание отомстить, человек воспринимает как чувство, от которого просто не хочется отказываться. Месть или отказ от мести-выбор, перед которым может оказаться каждый. Как оказался главный герой рассказа В.Солоухина «Мститель». Об этом мы порассуждаем на уроке. | Деятельность ученика Осознание цели предстоящей деятельности |
4 этап. Планирование Определяет содержание и последовательность действий для решения проблемной задачи | |
Деятельность учителя . - Каждой группе дано высказывание о чувствах мести и прощении. Распределим поэтапно высказывания согласно содержанию рассказа. Даны и наводящие вопросы. | Деятельность ученика Работа в группах. Составление плана предстоящей деятельности. 1 группа «Миром правят насилие, злоба и месть, 2 группа «Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад.» 3группа «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение.» 4 группа «Мы должны всегда оказывать ближнему своему добросердечие и любовь, стараясь ничем не обидеть его; тем более должны мы избегать мести как одного из злейших пороков.» |
5 этап «Открытие» нового знания. Формирование способности определять содержание и последовательность действий. Воспитание способности высказать свою точку зрения. Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах. Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников. | |
Деятельность учителя Организация работы с карточками Достижение понимания на уровне содержания. Стимулирует активное участие всех учеников в группе. Вопросы 1 группе 1. С чего начинаются события в рассказе? 2. Какое настроение у героя-рассказчика? Докажите текстом 3. Что за происшествие случилось на школьном участке? 4. За что Витька его ударил? 5. Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. Вопросы 2 группе. 1.Что решил рассказчик? 2. Какой план мести созрел у героя? 3. Что герою трудно скрыть за своим волнением? -Учитель: Вскоре созрел план мести. 4. Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. Герой искусственно разжигает в себе обиду). 5. Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается? Вопросы 3 группе 1. Что мешает герою осуществить план мести? 2. Что можно сказать о Витьке? 3. А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? 4. А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. 5. Почему герой не отомстил? Вопросы 4 группе 1. Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? 2. Почему ушла обида? 3.А как бы об этой истории рассказал Витька? 4. Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным, кульминационным ? 5. Почему В. Солоухин, будучи взрослым, обращается именно к этому эпизоду из детства? - В Солоухин говорил: « Детство, как почва, на которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца-это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые-хлебными колосьями, некоторые-злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и , может быть, даже всякий его поступок имеет в детстве свой зародыш, своё семечко». Это поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях, и эти качества надо воспитывать уже детском возрасте, чтобы вырасти достойным человеком. | Деятельность ученика Обсуждают, отвечая на вопросы, обосновывают выбор ответа. Примерные ответы 1 группы. 1. Ученики убирают картошку на школьном участке 2. Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку - чудесное занятие», «Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым... » 3. Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика. 4. Ни за что. 5. «… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...» Вывод: (комментируя слова О.Хайяма). Когда у человека появляется чувство злобы, зарождается желание отомстить, вряд ли это делает человека счастливым. Примерные ответы 2 группы 1. В голове зародилась мысль отомстить Витьке 2. «Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.» 3. «Затаенное коварство». 4. «Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» 5. Не сразу. Он говорит: «Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.» Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет. И Витька улыбается «от уха до уха», радостно соглашается: «Ну ладно, тогда пойдем». Вывод ( комментируя Г.Сенкевича) Герой искусственно разжигает в себе обиду, чувство мести не даёт радоваться прекрасному дню, стае рыжиков и т.д. Это чувство. как волна, возвращается к человеку. Примерные ответы 3 группы. 1. Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки 2. Витька – добрый мальчишка с открытой душой. « всегда что-нибудь придумает», с ним , оказывается, интересно. 3.Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели». 4. Нет, он добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке. Злость, месть- эти качества проявились после обиды. 5. Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя», с которым ты провёл чудесный день. Вывод ( комментируя слова А.И.Герцена) Герой переборол в себе чувство злобы и мести. Это поступок, можно сказать, даже «подвиг». И, переборов это в себе, он лучше узнал Витьку, стал радоваться окружающей природе. Примерные ответы 4 группы. 1. На душе стало легко. 2. Герой сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить. 3. Варианты ответов. 4. Когда начали жечь теплинку, меняется постепенно отношение героя к Витьке. Стало чаще встречаться «мы». Общие действия отодвигали на задний план план мести.А после «поедания» яиц с рыжиками и вовсе стал не нужным, необязательным. 5. Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях. Вывод ( комментируя слова У.Пенна) Поражение, соперничество, обида, зависть, унижение толкают человека к намеренному причинению зла с целью отомстить за оскорбление, обиду. Это делает человека озлобленным, он теряет радость жизни., на душе становится тяжело. Надо научиться прощать обиды, научиться понимать ближнего. |
6 этап. Учебные действия по реализации плана. Закрепление. Применение нового знания. | |
Деятельность учителя Подводит учащихся к выводам. - Как вы думаете, почему у мстителя в рассказе нет имени? - Почему рассказ называется «Мститель»? - Как вы думаете, что бы случилось, если бы наш мститель все-таки ударил обидчика? - Месть лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом раскаиваться. Как поступит человек: подчинится жажде мщения и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть чувство мести непросто. Только по-настоящему сильный и мудрый человек может удержаться и отказаться от мести. - … И многое хотели бы увидеть, Простить. Как много в слове этом! . | Деятельность ученика Предлагают своё обобщение - Потому что мстителем может стать каждый. Ведь это чувство присуще человеческой природе. - Герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». - Скорей всего Витька бы дал сдачи. Завязалась бы драка, обида, злость появилась бы уже у обоих. Вряд ли ребята скоро помирились. Герой переборол себя и сделал правильный выбор. Мальчики могли стать врагами, но остались по-прежнему друзьями. Герой рассказа уберёг свою душу от разрушения и остался человеком, что главное в жизни. |
7 этап. Рефлексия. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока . Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта; | |
Деятельность учителя Оценивание меры своего личного продвижения к цели урока. - Какова основная идея произведения? - Чему может научить этот рассказ?
- На доске вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить. -Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Какую бы оценку ты себе поставил(а)? | Деятельность ученика Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения; осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке. - Месть – это не только явление, существующее в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый - На примере рассказа «Мститель» мы убедились, что месть действительно разрушительное для человека явление, что она не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт. Герой рассказа сумел побороть в себе чувство ненависти и мести и сделал правильный выбор: отказался от мести своему другу. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) лучше понимать(что?) ______________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________ Осталось непонятным (что?) ______________________________________ |
8 этап Домашнее задание. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, написав небольшой отзыв по рассказу «Мститель» | |
Список литературы:
1 Вокруг тебя-Мир…: Книга для ученика. 6класс/ К.Сухарев-Дериваз,
2 Зельцерман Б., Рогалёва Н. «Учись! Твори! Развивайся!»- Рига: Эксперимент, 1997г.
3 Солоухин В. «Камешки на ладони»: М. «Детская литература»,2002 г.
4 http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_mest_i_proshhenie.html
Методические рекомендации.
Урок внеклассного чтения проводится 6 классе в разделе учебника изучения современной литературы. К этому времени учащиеся прочитали ряд произведений, затрагивающих различные морально-этические темы. Поэтому понятия мести и прощения – одни из трудных качеств человека - могут быть поняты и осмыслены учащимися. Эта тема может являться и подготовкой к изучению проблем ЕГЭ по русскому языку и направлениям «месть», «прощение», «нравственный выбор» по литературе и 9.3 сочинения ОГЭ.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственности в рассказе В. Солоухина «Мститель»
Базовый учебник: Снежневская М.А.,Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс. Цель урока: создание условий содействия изучению про...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...
Владимир Солоухин "Мститель"
Это урок открытия новых знаний. Он является вторым в изучении темы: «В. Солоухин « Мститель»». Структура сочетала этапы: организационный, проверка домашнего задания, актуализация знаний и фиксац...
Уроки доброты и прощения по расссказу В.Солоухина "Мститель"
Использование проблемной и развивающей технологии на уроке литературы в 5 классе...

конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу В.А. Солоухина "Мститель"
В.А. Солоухин "Мститель"...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.А.Солоухина "Мститель".
Разработка урока. Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа об ответственности человека за совершённые поступки. В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации. произведение В.А.Со...

Тема: «Месть или прощение»? (по рассказу В. Солоухина «Мститель»). Урок внеклассного чтения в 6 классе
Урок анализа рассказа В Солоухина поможет понять, что такое месть и возмездие, что месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан...
