В. А. Солоухин «Мститель» А надо ли мстить? Может стоит научиться прощать?
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Красинская  Ирина Фёдоровна

Урок-дискуссия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vn_chteniya.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок внеклассного внеклассного чтения в 6 классе по рассказу

                                  В. А. Солоухина «Мститель»

                А надо ли мстить? Может стоит научиться прощать?

Цель: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: понимать смысл произведения через выявления проблемы и поиск её решения через характеристику героев, оценку их действий; умение понимать тему, идею литературного произведения;; развивать умение делать анализ прозаического произведения; развивать умение отвечать на вопросы с использованием  образных средств  языка; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемому произведению; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему.

Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов по ключевым вопросам урока.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Виды учебной деятельности:

Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нем событий и характеров.

Продуктивная творческая: характеристика героев рассказа; устный  развёрнутый монологический ответ на вопросы с элементами цитирования.

Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа на поставленный вопрос.

Оборудование:  карточки с высказываниями  известных  людей о мести, прощении и с вопросами  по тексту, отпечатанные тексты на каждую группу.

                                      Организационная структура урока.

 

1 этап. Актуализация знаний

Основные задачи учителя:

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;

- включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

Деятельность учителя

Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

Месть. На что похожа?

 Деятельность ученика

Вспоминают, представляют, делают обобщение. Например, обида, чувство мщения)

Ассоциации с данным словом (Пожар в лесу, огонь, смерч, бумеранг)

2 этап Создание проблемной ситуации

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию

Деятельность учителя

 Чтение отрывка из стихотворения Оксаны Носовой «Прощение»:                                              Не каждому дано - уметь прощать
Врага, предателя, родного человека,
Что изворотлив и умеет лгать.


Лекарства от обиды нет в аптеках.
Не каждый сможет... скинув груз обид,
Сказать: А я тебя прощаю.
Простить внутри, не просто сделав вид,


И зло в душе тогда как лед расстает.
Да, сложно. Легче ненавидеть.
Мстить, обижаться, затаив свои порывы.


И многое хотели бы увидеть,
Что неприятель на краю обрыва…

-О чём я прочитала? О каких человеческих чувствах идёт речь?

Деятельность ученика

Вступают в диалог с учителем, выявляют проблему, осознают её

3 этап Целеполагание

Постановка частной познавательной задачи, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность учителя

-  Сопротивляться мести, как и пожару в лесу, как смерчу, порой бывает невозможно. Поэтому желание отомстить, человек воспринимает как чувство, от которого просто не хочется  отказываться. Месть или отказ от мести-выбор, перед которым может оказаться каждый. Как оказался главный герой рассказа В.Солоухина «Мститель». Об этом мы порассуждаем на уроке.

Деятельность ученика

Осознание цели предстоящей деятельности

4 этап.  Планирование

Определяет содержание и последовательность действий для решения проблемной задачи

Деятельность учителя

.

- Каждой группе дано высказывание о чувствах мести и прощении. Распределим поэтапно высказывания согласно содержанию рассказа. Даны и наводящие вопросы.

Деятельность ученика

Работа в группах. Составление плана предстоящей деятельности.

1 группа «Миром правят насилие, злоба и месть,
Что ещё на земле достовернее есть?
Где 
счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть - их по пальцам легко перечесть.»

 Омар Хайям

2 группа «Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад.»

Генрик Сенкевич

3группа «Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение.»

А. И. Герцен

4 группа «Мы должны всегда оказывать ближнему своему добросердечие и любовь, стараясь ничем не обидеть его; тем более должны мы избегать мести как одного из злейших пороков.»

 Уильям Пенн

5 этап «Открытие» нового знания.

Формирование способности определять содержание и последовательность действий.

Воспитание способности высказать свою точку зрения.

Формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах.

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Деятельность учителя

Организация  работы с карточками

Достижение понимания на уровне содержания. Стимулирует активное участие всех учеников в группе.

Вопросы 1 группе

1. С чего начинаются события в рассказе?                                                      2. Какое настроение у героя-рассказчика? Докажите текстом               3. Что за происшествие случилось на школьном участке? 

4. За что Витька его ударил?                       5. Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.

Вопросы 2 группе.                                         1.Что решил рассказчик?

2. Какой план мести созрел у героя? 

3.  Что герою трудно скрыть за своим волнением?   

-Учитель: Вскоре созрел план мести.

4.  Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.  Герой искусственно разжигает в себе обиду).                                                   5. Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?

Вопросы 3 группе

1.  Что мешает герою осуществить план мести?                                                                   2. Что можно сказать о Витьке?

3. А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? 

4.  А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.  

5. Почему герой не отомстил? 

Вопросы 4 группе

1.  Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? 

2.  Почему ушла обида?

3.А как бы об этой истории рассказал Витька?                                                        4. Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным, кульминационным ?

5. Почему В. Солоухин, будучи взрослым, обращается именно к этому эпизоду из детства?                                                                             - В Солоухин говорил: « Детство, как почва, на которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца-это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые-хлебными колосьями, некоторые-злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и , может быть, даже  всякий его поступок имеет в детстве свой зародыш, своё семечко».

        Это поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях,  и эти качества надо воспитывать  уже детском возрасте, чтобы вырасти достойным человеком.

Деятельность ученика

Обсуждают, отвечая на вопросы, обосновывают выбор ответа.

Примерные ответы 1 группы.

1. Ученики убирают картошку на школьном участке

 2. Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку - чудесное занятие», «Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым... »

3. Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика.

4. Ни за что.

5. «… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...»

Вывод: (комментируя слова О.Хайяма).

Когда у человека появляется чувство злобы, зарождается желание отомстить, вряд ли это делает человека счастливым.

Примерные ответы 2 группы

1.  В голове зародилась мысль отомстить Витьке

2. «Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»

3. «Затаенное коварство».

4. «Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...»

5. Не сразу. Он говорит: «Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.» Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет. И Витька улыбается «от уха до уха», радостно соглашается: «Ну ладно, тогда пойдем».                                          Вывод ( комментируя Г.Сенкевича)                   Герой искусственно разжигает в себе обиду, чувство мести не даёт радоваться прекрасному дню, стае рыжиков и т.д. Это чувство. как волна,  возвращается к человеку.

Примерные ответы 3 группы.

1. Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки            2. Витька – добрый мальчишка с открытой душой. « всегда что-нибудь придумает», с ним , оказывается, интересно.                              3.Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».                                             4. Нет, он добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке. Злость, месть- эти качества проявились после обиды.                          

5. Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя», с которым ты провёл чудесный день.                             Вывод ( комментируя слова А.И.Герцена) Герой переборол в себе чувство злобы и мести. Это поступок, можно сказать, даже «подвиг». И, переборов это  в себе, он лучше узнал Витьку, стал радоваться окружающей природе.

Примерные ответы 4 группы.

1. На душе стало легко.

2. Герой сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

3. Варианты ответов.

4.  Когда начали жечь теплинку, меняется постепенно отношение героя к Витьке. Стало чаще встречаться «мы». Общие действия отодвигали на задний план план мести.А после «поедания» яиц с рыжиками и вовсе стал не нужным, необязательным.

5. Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях.

Вывод ( комментируя слова У.Пенна)

 Поражение, соперничество, обида, зависть, унижение  толкают человека к намеренному причинению зла с целью отомстить за оскорбление, обиду. Это делает человека озлобленным, он теряет радость жизни., на душе становится тяжело. Надо научиться прощать обиды, научиться понимать ближнего.  


6 этап. Учебные действия по реализации плана. Закрепление.

Применение нового знания.

Деятельность учителя

Подводит учащихся к выводам.

- Как вы думаете, почему у мстителя в рассказе нет имени?

-  Почему рассказ называется «Мститель»?

- Как вы думаете, что бы случилось, если бы наш мститель все-таки ударил обидчика?

- Месть лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом раскаиваться. Как поступит человек: подчинится жажде мщения и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть чувство мести непросто. Только по-настоящему сильный и мудрый человек может удержаться и отказаться от мести.

- … И многое хотели бы увидеть,
Что неприятель на краю обрыва…

Простить. Как много в слове этом!
Боимся мы тут слабость показать.
Нам не понять, что зло уйдет с рассветом
Лишь мы научимся людей прощать


Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать. И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки стихотворения  О.Носовой станут вашим жизненным принципом.

Деятельность ученика

Предлагают своё обобщение

- Потому что мстителем может стать каждый. Ведь это чувство присуще человеческой природе.

- Герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу».

- Скорей всего Витька бы дал сдачи. Завязалась бы драка, обида, злость появилась бы уже у обоих. Вряд ли ребята скоро помирились. Герой переборол себя и сделал правильный выбор. Мальчики могли стать врагами, но остались по-прежнему друзьями. Герой рассказа уберёг свою душу от разрушения и остался человеком, что главное в жизни. 

7 этап. Рефлексия.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока . Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Деятельность учителя

Оценивание  меры своего личного продвижения к цели урока.

- Какова основная идея произведения?

- Чему может научить этот рассказ?

 

- На доске вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить.

 -Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какую бы оценку ты себе поставил(а)?

Деятельность ученика

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения; осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке.

- Месть – это не только явление, существующее в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый

-  На примере рассказа «Мститель» мы убедились, что месть действительно разрушительное для человека явление, что она не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт. Герой рассказа сумел побороть в себе чувство ненависти и мести и сделал правильный выбор: отказался от мести своему другу.

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) лучше понимать(что?) ______________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) __________

Осталось непонятным (что?) ______________________________________

8 этап Домашнее задание.

Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, написав небольшой отзыв по рассказу «Мститель»

Список литературы:

1  Вокруг тебя-Мир…: Книга для ученика. 6класс/ К.Сухарев-Дериваз,

 2 Зельцерман Б., Рогалёва Н. «Учись! Твори! Развивайся!»- Рига: Эксперимент, 1997г.

 3  Солоухин В. «Камешки на ладони»: М. «Детская литература»,2002 г.

  4   http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_mest_i_proshhenie.html

                   Методические рекомендации.

Урок внеклассного чтения проводится 6 классе  в разделе учебника изучения современной литературы. К этому времени учащиеся прочитали ряд произведений, затрагивающих различные морально-этические темы. Поэтому понятия мести и прощения – одни из трудных качеств человека - могут быть поняты и осмыслены учащимися. Эта тема может являться и подготовкой к изучению проблем  ЕГЭ по русскому языку и направлениям «месть», «прощение», «нравственный выбор» по литературе и 9.3 сочинения ОГЭ.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственности в рассказе В. Солоухина «Мститель»

Базовый учебник: Снежневская М.А.,Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс. Цель  урока: создание условий содействия изучению про...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...

Владимир Солоухин "Мститель"

Это урок открытия новых знаний. Он является вторым в изучении темы: «В. Солоухин « Мститель»». Структура сочетала этапы: организационный, проверка домашнего задания, актуализация знаний и фиксац...

Уроки доброты и прощения по расссказу В.Солоухина "Мститель"

Использование проблемной и развивающей технологии на уроке литературы в 5 классе...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.А.Солоухина "Мститель".

Разработка урока. Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа об ответственности человека за совершённые поступки. В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации. произведение В.А.Со...

Тема: «Месть или прощение»? (по рассказу В. Солоухина «Мститель»). Урок внеклассного чтения в 6 классе

Урок анализа рассказа В Солоухина поможет понять, что такое месть и возмездие, что месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан...