Тема: «Месть или прощение»? (по рассказу В. Солоухина «Мститель»). Урок внеклассного чтения в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс)

Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок анализа рассказа В Солоухина поможет понять, что такое месть и возмездие, что месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.  Нужно оставаться человеком !

 Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными  и учитесь прощать.

И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1с УИОП»

г.Буинска РТ

Урок внеклассного чтения в 6 А классе

Тема: «Месть или прощение»?

(по рассказу В. Солоухина «Мститель»)

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Мухаметзянова Ф.Н.

                                                                          г.Буинск, 2020

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока: 

Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI.Деятельностные: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.

I. Самоопределение к деятельности. Мотивация.

- Добрый день! Ребята, желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие с притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы понимаете эту притчу?

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)

- Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Какие произведения о ваших ровесниках мы читали?

- Какие нравственные вопросы мы обсуждали?

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ( Самира)

Сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин. Он автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.

 Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.

- Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?

- Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.

1. Ребус.

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r м  l  е  g  с  d  т  s  n   i   w  ь  z  

МЕСТЬ

- Какое слово у вас получилось?

        - Что оно обозначает? (действие в отплату за  причиненное зло, возмездие за  что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)

2. Составление кластера (на доске)

- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

- Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите на листках, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).

- Я тоже выписала несколько слов. Пожалуйста,  выберите те слова, которые, на ваш взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепите на доску.

- Молодцы!

Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

- Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).

Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.

-  На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.

        пожар в лесу

        смерч

           Месть похожа на                                                                                        

        бумеранг

        водоворот

IV Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. Месть, отмщение,возмездие, отплата, отметка (разг.)

 Сравните два слова: "месть" и "возмездие". В чем заключается принципиальное различие в значении этих слов? МЕСТЬ - намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду; ВОЗМЕЗДИЕ - отплата, кара за причиненное, совершенное зло. Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими (у каждого народа разными) справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово "возмездие" все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, так как наказание подразумевает не только кару, но и воспитание..

- Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие). Какой антоним слова «месть»? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Синонимы: сострадательность, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (устар.)

- В ы прочитали рассказ В. Солоухина «Мститель».  Какие слова из определений «месть», «милосердие» наиболее точно определяют тему нашего разговора?

– Наиболее точные слова для нашего разговора: действие в отплату за причинённое зло; готовность простить кого-нибудь из человеколюбия . Есть еще один синоним к слову милосердие, разгадайте кроссворд и вы узнаете это слово.

1

А

г

а

ф

о

н

о

в

2

д

р

у

з

ь

я

3

п

р

и

д

у

м

а

е

т

4

к

а

т

ы

ш

5

т

е

п

л

и

н

к

а

6

о

б

и

д

а

7

з

л

о

с

т

ь

8

м

е

с

т

ь

 

  1. Фамилия одного из героев рассказа.
  2. Кем стали после похода в лес герои рассказа.
  3. Закончите фразу из текста: «Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка – вечно он что-нибудь… (придумает)».
  4. Как называется круглый комок, скатанный из чего-нибудь?
  5. Как называется небольшой костер?
  6. Что почувствовал герой после удара в спину?
  7. Какое чувство вызывает у героя обида?
  8. Что порождает обида и злость?  

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(«Месть или прощение»?)       

-  Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)

- Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.

Карточка

Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10

1. Обида и злость

1

2.Норка шмеля

5

3.План мести

2

4.Нечаянно заманить в лес

3

5.Рыжики, за солью

6

6.Очень непросто ударить человека

10

7.Теплинка (небольшой костер)

7

8.Мысли о мести

4

9.Витька не такой плохой мальчишка

8

10.Очень не хотелось сразу идти домой

9

Проверка по эталону.

V. Реализация построения проекта.

- Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ) 

- Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 67)

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Понравилось ли вам произведение?

-На сколько частей вы разделили текст? (3)

-Как озаглавили каждую часть?

VI. Первичное закрепление во внешней речи. 

- Словарная работа( Ясмина) Что это за игра «круговая лапта»?

-« На любака» драться?

План рассказа:

  1. Удар между лопаток

- Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 68 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)

- Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)

- Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 67 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)

- За что Витька его ударил? (Ни за что)

- Что решил рассказчик? (стр. 68 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)

- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 67 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)

- Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываю

ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.

- Где начинается 2ая часть? (стр. 68 – зачитать  Вскоре созрел план мести)

- Как озаглавим ее?

2.Желание и план мести

- Что задумал герой? (стр. 68 Отомстить. Позову в лес и набью морду)

    - Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)

    - Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)

    - Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 69 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)

    - Чем потом занялись ребята? (стр. 69 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)

ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается.

3. Отказ от мести

- Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 70 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)

ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.

- А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)

2.ФИЗМИНУТКА

3.Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»

- Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

- Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.

- События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта.

-Проверка по эталону. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта  и после него.

До конфликта

После конфликта

Пейзаж

«Теплый, радостный денек»;

«Серебряные нити паутины»

«Не видел ни солнца, ни неба»

Цвета

Золотой, голубой, синий, серебристый

Черно на душе

Чувства

Дурачились, радовались

Навертывались слезы, обида, злость

- Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..»

4.Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

- Умей прощать, и мощь твоя умножится.

- Сильнее всех побед — прощение.

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

-  Месть – это ответное зло.

- Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)

VII. Самостоятельная работа. Проверка по эталону

 Что можно сказать о Витьке, судя по его портрету?

(Он добрый, с открытой душой)

В какие моменты упоминаются Виткины уши?

                   - «Витка посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосёнки, покраснели» («Покраснели» - признак волнения, стыда).

                   - «… он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился…» (Раскрывается доверчивость Витьки).

                   - «… наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно ещё больше оттопырилось; так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы». (Разгорается чувство мести)

                  - «Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны». (Месть отступила, желание отомстить пропало)

- «Витка доверчиво идёт впереди. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть! Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя. Да и злости я уж не слышу в себе».

Вывод: таким образом, используя приём детали, Солоухин показывает смену                      настроения у героя.

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

 VIII.  Включение в систему знаний и повторение. Проверка по эталону

1.   Что несут собой месть и прощение?

      Месть              Прощение

          обида и злость                                                           радость и добро

          боль и ненависть        счастье  

          вражда кровь                тепло  мир

                 тьма            свет        

            грех          милость

           (смерть)          (жизнь)

Как вы думаете, почему такое название «Мститель» дает автор своему рассказу?

Итак, на примере рассказа «Мститель» мы убедились, что месть действительно разрушительное для человека явление, что она не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт. Герой рассказа сумел побороть в себе чувство ненависти и мести  и   сделал правильный выбор: отказался от мести своему другу. Мальчики могли стать врагами, но остались по-прежнему друзьями. И это нас радует и служит хорошим примером. Герой рассказа уберёг свою душу от разрушения и остался человеком, что главное в жизни.                                                  

- Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока, дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.

- Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)

- Мы ее достигли? (Да)

- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке? 

- Какую бы оценку ты себе поставил(а)?

- Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки. 

  Информация о домашнем задании.

 -Откройте дневники, запишем домашнее задание

По выбору:

 -Составить памятку: « Для избежания конфликта необходимо…»

 - Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

- Дать характеристику главному герою рассказа в виде интеллект карты или синквейна.

нужно ли останавливать «эстафету» мщенья? Что для этого необходимо?

-Месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.  Нужно оставаться человеком !

 Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными  и учитесь прощать.

И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина.

А строки стихотворения Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом( Катя):                                  

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь,

Судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружие сильных - доброта.

                            Ответы детей

Месть.

Черная, злобная.

Отомстить, избить, отплатить.

Месть – душа с обидой и злостью.

Горечь.

Месть.

Обидная, горькая.

Ударить, расправиться, растоптать.

Месть – это удар исподтишка.

Порок.

Рассказчик

Обиженный, сомневающийся

Размышляет, прощает, радуется

Хорошо, что не отомстил

“Мститель”        

Витька

Доверчивый, находчивый

Обижает, верит, придумывает

С ним всегда интересно

Друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....