Развитие способностей учащихся
творческая работа учащихся по литературе

Очирова Дарима Баировна

    Задача учителя состоит не толко в том, чтобы дать учащимся глубокие зания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, решением сложных проблемных ситуаций. Творчество - это и процесс, и продукт деятельности, это способность удивляться и познавать, нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

    Школьные уроки, внеурочная деятельность - это содружество учителя и ученика. В рамках творческого кружка "Проба пера" с детьми учимся раскрывать свой внутренний мир через чтение стихотворений, создание небольших собственных произведений. И очень радует, вдохновляет на дальнейшую работу успех твоих учеников, выпускников! 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить

Сократ

Одной из актуальных проблем образования является творческая нереализованность учащихся. Литературная деятельность через создание собственных поэтических и прозаических работ позволяет учащемуся находить свою творческую неповторимость, развить свой собственный стиль.

Стремление получить новые впечатления, познакомиться с окружающим миром, желание определить свое место в жизни, ставить эксперименты – все это является важным для подростка. Он стремится не только познать мир, но и выразить свое собственное отношение к нему.

Благодаря творчеству (сочинению собственных литературных произведений) учащиеся в полной мере смогут реализовать свои возможности.

Цели кружка:

Через знакомство с аспектами писательского мастерства, научиться самим создавать стихотворения, малую прозу, анализировать произведения собственного   сочинения и других авторов. Развить навыки общения, получить необходимые компетенции для творческой реализации личности.

Задачи кружка:

  1. Развитие эмоциональной сферы учащегося, как основы формирования «культуры чувств»
  2. Стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре
  3. Приобщение к миру искусства и воспитание эстетического вкуса
  4. Расширение знаний об окружающем мире
  5. Формирование коммуникативных умений учащихся
  6. Приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов
  7. Развитие навыков и приемов анализа литературного произведения
  8. Формирование общественной активности личности, культуры поведения в социуме
  9. Актуализация личностных качеств учащихся, помогающих раскрытию их творческих способностей
  10. Формирование у учащихся положительной мотивации к обучению

Направления работы кружка

  • Творческое: сочинение стихотворений, прозаических произведений        
  • Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха произведений собственного сочинения
  • Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.

Содержание программы

№ п/п

Наименование тем и основных учебных элементов

1.

Введение

1.1

Цели и задачи кружка «Проба пера». Определение основных понятий теории и практики

1.2

Наш родной русский язык

1.3

Понятие о слове.

1.4

Отличительные черты прозы и поэзии

1.5

Выразительные средства языка

1.6

Образность речи

1.7.

Читательская конференция «Мой любимый писатель»

2

Основы стихосложения

2.1

Законы создания поэтического произведения

2.2

Стихотворный размер. Двусложный и трехсложный. Гекзаметр.

2.3

Ритм и рифма. Виды рифм

2.4

Тренировочные занятия по теме

3

Структура стихотворения

3.1

Понятие о стихотворной форме словесного выражения

3.1

Строфа. Виды строф

3.2

Особенности интонации в стихотворной речи

3.3

Тренировочные занятия по теме

4

Средства выразительности речи

4.1

Понятие о тропах и стилистических фигурах

4.2

Приемы создания звуковой выразительности

4.3

Парономазия – «мерцание» звучаний и значений

4.4

Повтор как художественный прием

4.5

Каламбур как игра слов

4.6

Практическая работа «Выразительные средства языка в произведениях поэтов XIX – XX вв.»

5

Жанры лирических произведений

5.1

Ода

5.2

Сонет

5.3

Басня

5.4

Мадригал

5.5

Поэма

5.6

Баллада

5.7

Эпиграмма

5.8

Элегия

5.9

Практические работы по созданию произведений в разных жанрах лирических произведений

6

Стили и типы речи

6.1

Функциональная стилистика. Знакомство со стилями речи

6.2

Научный стиль

6.3

Публицистический стиль

6.4

Официально- деловой стиль

6.5

Разговорный стиль

6.6

Способы построения текста

6.7

Редактирование текста

6.7

От рукописи до газетной страницы. Аргументированность в устной и письменной речи.

6.8

Способы выработки собственного стиля

7

Жанры прозаических произведений

7.1

Новелла

7.2

Рассказ

7.3

Эссе

7.4

Повесть

7.5

Роман. Роман – эпопея

7.6

Трагедия

7.7

Комедия

7.8

Драма

7.9

Читательская конференция «Мое любимое произведение»

7.10

Тестирование «Можете ли вы написать свою книгу?»

8

Технология создания произведения

8.1

Архитектура произведения

8.2

Фабула и сюжет

8.3

Создание персонажа

8.4

Роль детали в произведении

8.5

Создание атмосферы в произведении

8.6

Хронотоп в произведении

8.7

«Бродячие» сюжеты

8.8

Литературные направления

8.9

Упражнения на развитие творческого воображения

8.10

Упражнения на развитие писательского навыка

8.11

Читательская конференция «Мой рассказ»

9

Литературная критика

9.1

Знакомство с литературной критикой

9.2

Критики XIX-XX века

9.3

Критическая статья. Приемы построения критической статьи.

9.4

Технология написания рецензии

9.5

Технология написания авторецензии

9.6

Практические занятия по построению критических статей

Учащиеся должны

Знать:

- структуру стихосложения

- выразительные средства языка

- стили и типы речи

- правила чтения и анализа литературных произведений

- технологию создания литературного произведения.

Уметь:

- представлять свою точку зрения

- выступать перед публикой

- комментировать свои работы и работы  других учащихся

- анализировать литературное произведение

- самостоятельно создавать литературные произведения

- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Список использованной литературы

  1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М. Дрофа, 2011. - 210 с.
  2. Гаврилова, Т.Н. Маленькое чудо. – М., Эксмо, 2001, 230 с.
  3. Карсалова, Е. В Стихи живые сами говорят. – М., Просвещение, - 2003. - 208 с.
  4. Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики. – С-П., Новая школа, 1999. – 144 с.
  5. Попов, М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., Букмастер, 2003. – 160 с.
  6. Ратникова, М.С. Солнышко между строк. – М., Просвещение, 2002. – 175 с.
  7. Эткинд, Е Разговор о стихах. – М., Детизд, - 2004. – 240 с.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

Дифференциация и индивидуализация в развитии способностей учащихся при изучении биологии

То, что учителя должны знать своих учащихся, не вызывает сомнения.Поэтому, без знаний психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной д...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...