Произведения Николая Васильевича Гоголя в мультипликации
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Введение
Тема: Произведения Н.В. Гоголя в мультипликации.
Актуальность: в современную жизнь прочно вошли электронные технологии, снизившие интерес к чтению литературы, однако благодаря этому усилился интерес к мультипликационным и художественным фильмам, в том числе снятым по мотивам произведений известных писателей-классиков.
Цель исследования: выяснить, чем обусловлен интерес мультипликаторов к произведениям Н.В. Гоголя.
- Основная часть
- Н.В.Гоголь и мультипликация.
Творчество Николая Васильевича Гоголя — это великое литературное наследие, сравнимое с ярким и многогранным драгоценным камнем, переливающимся всеми цветами радуги. Несмотря на то, что жизненный путь Николая Васильевича был недолог, а в последние десять лет своей жизни он не закончил ни одного произведения, писатель внёс в русскую классическую литературу неоценимый вклад.
Н.В. Гоголя воспринимали как мистификатора, сатирика, романтика и просто чудного рассказчика. Николай Васильевич был человеком разносторонне одаренным: его творчество не замыкалось в рамках одного жанра или литературного рода. Литературная судьба писателя удалась: все его произведения печатались еще при жизни, и каждое произведение привлекало к себе внимание публики и литературных критиков.
Будущий писатель родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Детские годы прошли в имении родителей в Васильевке в обстановке украинской деревни, в мире народных песен, сказок, поверий, легенд. Маленький Коля видел вокруг колоритных людей: казаков, чумаков, торговцев на рынке, зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней.
Позже он создаст образ степной Украины - щедрой земли жизнерадостных людей.
Можно спорить, чей он великий писатель, русский или украинский, но то, что он великий автор идей для отечественного кино, нельзя ставить под сомнение.
Произведения Гоголя много раз экранизировались. Композиторы сочиняли на его творения оперы и балеты. Гоголь и сам не раз становился героем фильмов, спектаклей, а американские почитатели создали в США Гоголевское общество.
Гоголь-писатель-философ. Его размышления о Боге, о добре и зле заставляют идти вслед за ним в мир, полный загадочности. Совершая это удивительное путешествие, ты лучше понимаешь такие вопросы: для чего мы живем? На что тратим свое время?
Причина, по которой произведения Н.В.Гоголя остаются актуальными и сегодня, в их удивительной универсальности, а его герои не просто сатирические персонажи, но и герои нашего времени.
Трудно найти ребенка, который не любит смотреть мультфильмы. Одна из причин всеобщей любви к анимации – это возможность зрителя существовать в безопасном пространстве и получать удовольствие от происходящего на экране.
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься огромному количеству шедевров. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей, стихам талантливых поэтов. За причудливым мультяшным видеорядом мы найдем скрытые смыслы. Творчество великого писателя, замечательного рассказчика и удивительного мистификатора Н.В.Гоголя – широкое поле для творчества режиссеров мультипликации.
- Мультипликационные фильмы по произведениям
Н.В. Гоголя
- Мультфильм «Нос».
Самым первым произведением Н.В. Гоголя, получившим анимационное воплощение, стала повесть «Нос», описывающая историю коллежского асессора, потерявшего нос.
В 1935 году мультфильм с одноименным названием «Нос» («Le Nez») создал русско-французский художник Александр Алексеев. Показан зрителям был в 1963 году во Франции.
Мультфильм относится к экспериментальной мультипликации и создан при помощи технологии игольчатой анимации, которую придумал сам режиссер. Вместе со своей супругой Клер Паркер он изготовил доску с тысячами отверстий, в которые вставлялись иголки, которые сами по себе почти незаметны, но при их выдвижении в определенном порядке создается объемная тень.
По сей день этот мультфильм остается признанным шедевром анимации, хотя техника игольчатой анимации сегодня почти не используется из-за своей трудоемкости.
Мультфильм черно-белый, почти без слов, за исключением короткой фразы в финале, но развитию сюжета активно помогает музыка. Мультфильм получился взрослый, сюрреалистичный и жутковатый, что вполне соответствует духу повести.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 11 минут.
- Мультфильм «Ночь перед Рождеством».
Рассказ «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», описывающий приключения сельского кузнеца Вакулы, который седлает самого черта, чтобы добыть подарок для красавицы Оксаны, впервые стал мультфильмом в 1951 году. Мультипликационную версию рассказа создали режиссеры Зинаида и Валентина Брумберг на киностудии «Союзмультфильм».
История создания мультфильма «Ночь перед Рождеством относится к периоду, когда на киностудии пробовали поступившую из Соединенных Штатов Америки технику ротоскопирования, представляющую собой обрисовку реальных актеров и декораций, отснятых на пленке. Благодаря этому рисованные персонажи мультфильма получились удивительно реалистичными. Художники-мультипликаторы удивительно доподлинно воспроизвели эффекты зимней ночи, теней на снегу и мерцающей свечи в доме. Декорации и персонажи, созданные мультипликаторами по эскизам художника Анатолия Петрицкого, очень отчетливо передают атмосферу украинского хутора. В мультфильме используется музыка русского композитора Николая Римского-Корсакова
Мультфильм полнометражный, продолжительностью 46 минут.
Искусствоведы признают мультфильм «Ночь перед Рождеством» одной из лучших работ среди экранизаций произведений Н.В. Гоголя и выдающимся произведением советской мультипликации.
- Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы».
Вторую мультипликационную версию рассказа «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1977 году создал режиссер Евгений Сивоконь на киностудии «Киевнаучфильм». Мультфильм выполнен в рисованной технике в своеобразной манере.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью всего 10 минут, из-за чего вмещает в себя не все хитросплетения сюжета и передает лишь основную суть. Вместе с тем, атмосфера украинского хутора достаточно узнаваема. Однако большую популярность мультфильм не приобрел.
- Мультфильм «Цветок папоротника».
Рассказ «Вечер накануне Ивана Купала» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал мультфильмом «Цветок папоротника» по воле режиссера Аллы Грачевой в 1979 году.
Мультфильм рассказывает историю о том, как влюблённый бедняк Петро мечтал жениться на дочке богача Пидорке. По подсказке Басаврюка (чёрта в человеческом обличье) он нашёл клад, но для этого пришлось совершить страшное злодеяние, в результате чего никому это богатство счастья не принесло.
Мультфильм выполнен в технике перекладки, совмещённой с рисованной. Не содержит ни единого слова, развитию сюжета помогает музыка. Герои мультфильма получились обаятельными, а атмосфера мультфильма создана мрачной и вызывает ощущение даже более жуткие, чем литературный оригинал.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 18 минут.
- Мультфильм «Страшная месть».
Повесть «Страшная месть», повествующая о взаимоотношениях пана Данило и его красавицы-жены Катерины с жестоким, хитрым и беспощадным тестем-колдуном, стала мультфильмом в 1987 году по воле режиссера Михаила Титова на киностудии «Киевнаучфильм».
Данная работа - единственная экранизация повести Н.В. Гоголя «Страшная месть»
Мультфильм выполнен в рисованной технике и интересно озвучен. Созданию атмосферы происходящих событий помогает музыка.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 11 минут.
2.6 Мультфильм «Вий».
Мультфильм «Вий» по одноименной повести, описывающей историю студента-философа Хомы Брута, который должен провести три ночи у гроба умершей панночки, снят режиссёром Аллой Грачёвой в 1996 году.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 19 минут. В сюжете мультфильма отражены лишь основные эпизоды повести, многое опущено, но необходимые пояснения автором вложены в уста рассказчиков истории - бурсаков Горобца и Халявы, которые в хате за чарками с горилкой обсуждают историю, приключившуюся с их товарищем Хомой Брутом.
Мультфильм выполнен в классической советской рисованной технике, в которую режиссер добавил немного мрачности и угрюмости в соответствии с духом произведения.
- Мультфильм «Похождения Чичикова».
Поэма «Мертвые души» тоже нашла свое отражение в мультипликации В 1974 году режиссером Борисом Степанцевым снят мультфильм «Похождения Чичикова» в двух частях: «Ноздрев» и «Манилов», которые описывают историю визита Чичикова к помещикам Ноздреву и Манилову и заканчиваются диалогом крестьян: «Доедет ли это колесо, если случись, до Москвы?»
Мультфильм выполнен в классической кукольной технике. Мультфильм очень яркий, куклы-персонажи очень выразительны.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 20 минут.
2.8 Мультфильм «Он и Она».
В 2008 вышел в свет мультфильм «Он и Она», снятый режиссером Марии Муат на основе отрывка из повести «Старосветские помещики»
Для рассказа, говорил Чехов, достаточно всего двух героев: Он и Она. Интересно именно то, что выбрано из текста Гоголя для сценария, что оказалось важно для режиссера. Из повести исчезает образ рассказчика, и фильм превращается в историю любви. И историю чуда, которое мы не замечаем в обыденной жизни.
Мария Муат, создавая свой мультфильм по мотивам повести Н.Гоголя «Старосветские помещики», в первую очередь изменила название на «Он и Она». Она также включила в свой фильм не все идеи повести, изменила некоторые значимые детали, добавила что-то своё.
По какому принципу она выбирала гоголевские мотивы? Во-первых, в фильме используется мотив еды как важной части жизни старосветских помещиков. Они любят «закусить чего-нибудь», используют настоечки как лекарства. Еда для них - способ выражения любви: «А не закусить ли нам чего-нибудь, Пульхерия Ивановна?» Во-вторых, Муат включила в свой мультфильм мотив дверей, разделяющих и соединяющих в уединенной жизни влюбленных два мира: мир помещиков и внешний - недобрый, дьявольский мир.
Есть в фильме и мотив сада. Пока Пульхерия Ивановна жива, он полон фруктов, цветов, все в изобилии. Как только в этот сад приходит кошка-смерть, умирает Пульхерия Ивановна и вместе с ней умирает сад.
Я упомянула о кошке. Это также один из важных образов, «позаимствованных» Муат у Гоголя. Это создание в начале - символ доброты, часть мира старосветских помещиков. Но, покинув его, она возвращается смертью Пульхерии Ивановны, демоном. Режиссер-аниматор делает кукле сначала почти человеческое, а потом демоническое лицо. Но в мультфильме нет гостей, ради которых, как пишет Гоголь, и живут помещики. Для режиссера важнее отношения героев, их любовь, поэтому и в названии звучит только образ помещиков: Он и Она.
Также в фильме появляется эпизод с часами, которого нет в тексте. По-моему, они символизируют время, на протяжении которого сохраняются чувства героев. К тому же, когда дверцы часов открываются, появляется хранящееся там золотое яйцо - символ гармонического мира в архаических сказках. Но около часов все время трется кошка. Она показывает, что скоро закончится время счастья добрых старичков, разрушится их мир. Она злой дух, летающий над влюбленными.
Несмотря ни на что, конец фильма Муат счастливее финала повести Гоголя, у зрителя появляется ощущение радости сквозь слёзы. Ведь у Гоголя после смерти героев мир полностью разрушается, а у Муат в конце мультфильма Афанасий Иванович слышит голос зовущей его Пульхерии Ивановны, и мы понимаем, что они в ином мире снова будут счастливы вместе. Жаль только, что нас там не будет!
Мультфильм выполнен в классической кукольной технике. В мультфильме очень выразительно показана атмосфера уютного дома, где живут два сентиментальных старичка, любящих друг друга.
Мультфильм короткометражный, продолжительностью 13 минут.
В 2008 году мультфильм получил приз зрительских симпатий в конкурсе «Арт-линия» за лучший короткометражный фильм на 6-м фестивале «Московская премьера».
2.9 Мультфильм «Шинель».
Повесть «Шинель» также нашла свое отражение в мультипликации. Снимать мультфильм по одноименной повести в рисованной технике режиссер Юрий Норштейн начал еще в 1981 году. К 2004 году отснято 23 минуты. Однако до настоящего времени мультфильм не закончен.
Отрывки из мультфильма были показаны зрителю на нескольких выставках, где были представлены работы Юрия Норштейна, а также включены в несколько документальных фильмов о русской анимации и культуре. Незаконченный мультфильм удостоен первой премии на 15-м Международном конкурсе технических фильмов в Монреале.
- Заключение.
Согласно общему мнению опрашиваемых учеников, зрителя в мультипликационных фильмах наиболее всего привлекают зрелищность и сюжет. В то время, как режиссеров-мультипликаторов в работе с произведениями Н.В. Гоголя более всего привлекает нетрадиционность сюжетной линии, национальный колорит и мистицизм, а также возможность глубже прочувствовать авторский замысел, постичь его тайну и выразить все это в манере, наиболее подходящей духу произведения.
С целью достижения этой цели режиссеры изобретают и применяют новые мультипликационные техники, экспериментируют с сюжетной линией, исключают речь и добавляют музыку в повествование, усиливают акценты на, казалось бы, незначительных мелочах. Работа с произведениями Н.В. Гоголя для режиссеров-мультипликаторов - настоящий вызов!
Наиболее точно это выразил режиссер Юрий Норштейн в своем интервью: «… Для меня важно не раскрытие сюжета, не раскрытие действия, не раскрытие какой-то идеи. Нет. Поймать идею это ещё не главное. Это очень важно, но это не главное. Зацепившись за идею и следуя ей, ты можешь попасть в очень хорошие комфортные обстоятельства, но по результату фильма станет ясно, это идея руководила тобой, и ты всего лишь выполнил какое-то действие с нравоучительным финалом, попыткой раскрыть тайну Гоголя, а ничего из этого не получается. Для меня важна среда, атмосфера, которая складывается внутри фильма. Для меня может быть тёмный угол и скребущая мышь гораздо больше будут значить, чем какой-нибудь эффектный пассаж, эффектное действие. Мне нужно создать тишину по углам пространства. А для этого требуется огромная работа, чтобы это почувствовать...».
В современную жизнь прочно вошли электронные технологии, заметно снизившие интерес юного поколения к чтению классических литературных произведений. Однако именно развитие электронных технологий и позволяет получать быстрый и удобный доступ к мультипликационным произведениям, в том числе снятым по мотивам произведений классиков русской литературы, что в свою очередь поддерживает неиссякающий интерес к их творчеству.
- Данное исследование было очень интересным и полезным, я узнала много нового и неожиданного о творчестве Н.В. Гоголя, а также глубоко прониклась работами режиссеров-мультипликаторов, ожививших героев произведений Н.В. Гоголя.
- Цель работы достигнута. Я выяснила, чем обусловлен интерес мультипликаторов к произведениям Н.В. Гоголя.
- Моя гипотеза подтвердилась: именно самобытность литературных произведений и неординарность самой личности Н.В. Гоголя обуславливает неиссякающий интерес режиссеров к его творчеству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.44 МБ | |
| 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
Мультипликационные фильмы по произведениям Н.В. Гоголя 3 Мультфильм «Страшная месть». Мультфильм « Вий ». Мультфильм «Похождения Чичикова». Мультфильм «Он и Она ». Мультфильм «Шинель». Мультфильм «Нос». Мультфильм «Ночь перед Рождеством». Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы ». Мультфильм «Цветок папоротника».
Мультфильм «Нос». 4
Мультфильм «Ночь перед Рождеством». 5
Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы ». 6
7 Мультфильм «Цветок папоротника ».
Мультфильм «Страшная месть». 8
Мультфильм « Вий ». 9
Мультфильм «Похождения Чичикова ».
Мультфильм «Он и Она». 11
Мультфильм «Шинель». 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
Мультипликационные фильмы по произведениям Н.В. Гоголя 3 Мультфильм «Страшная месть». Мультфильм « Вий ». Мультфильм «Похождения Чичикова». Мультфильм «Он и Она ». Мультфильм «Шинель». Мультфильм «Нос». Мультфильм «Ночь перед Рождеством». Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы ». Мультфильм «Цветок папоротника».
Мультфильм «Нос». 4
Мультфильм «Ночь перед Рождеством». 5
Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы ». 6
7 Мультфильм «Цветок папоротника ».
Мультфильм «Страшная месть». 8
Мультфильм « Вий ». 9
Мультфильм «Похождения Чичикова ».
Мультфильм «Он и Она». 11
Мультфильм «Шинель». 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба
Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...
Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".
Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...
« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством
данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь– русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы...
Николай Васильевич Гоголь. Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в...
«Так кем же все-таки был Плюшкин?». Урок по роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Анализ шестой главы поэмы...

Статья "Своеобразие сатирических приёмов в цикле Николая Васильевича Гоголя «Миргород»"
Материал данной статьи можно использовать при знакомстве с понятием "сатира", а также при изучении особенностей раннего творчества великого писателя-сатирика Н.В.Гоголя....