Главные вкладки

    « Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Класс: 6

    Предмет: литература

    Тема: « Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством».

    Цель:  Исследовать повесть « Ночь перед Рождеством», найти в ней элементы реального и фантастического.

     Задачи:

    1. образовательная: на примере повести Гоголя « Ночь перед Рождеством» рассмотреть понятия « реальность» и « фантастика», сделать вывод об особенностях художественного мира писателя;
    2. развивающая: научить ребят самостоятельно исследовать текст, познакомить их с методами проведения исследования, структурой научной работы, научить их рассуждать, высказывать свои мысли.
    3. воспитательная: привить учащимся любовь к чтению произведений Н.В. Гоголя.

    Форма: беседа с выполнением практических заданий.

    Оборудование: интерактивная доска, словари.

    План:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели, задач урока.
    3. Подготовка к восприятию.
    4. Восприятие и анализ художественного текста.
    5.  Обобщение,  подведение итогов, оценивание.

    Ход урока.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. На некоторое время мы станем настоящими учеными и проведем самостоятельное исследование. А тема исследования будет такой: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". (Запись на доске). Чтобы провести эту работу у нас есть все. Во-первых, есть предмет изучения - текст повести, а также фильм, снятый по мотивам повести. Во-вторых, наш кабинет - научная лаборатория. В-третьих, мы сегодня - научные сотрудники.

    С чего же мы начнем наше исследование? Сначала нам нужно определить цель своей работы. Посмотрите на тему урока. Итак, по-вашему, что мы должны сделать? (определить, что в повести Гоголя реально, а что фантастично). Кроме этого, мы рассмотрим особенности художественного мира писателя. А как мы можем это сделать? С помощью чего? - Прочитаем текст, посмотрим отрывки из фильма, подумаем, что можно отнести к реальному миру, а что к фантастичному, т.е. мы будет анализировать текст, сопоставлять понятия, эпизоды, героев. Таким образом, мы уже определили методы своей работы. И теперь давайте приступим к ней.

    Посмотрите на доску. Запишите число и тему в тетради.  Как вы думаете, смысл каких слов нам нужно выяснить? (реальность, фантастика). Для того чтобы это сделать, обратимся к различным словарям. ( Некоторые из учеников читают из словарей определения). Итак, что же  такое реальность? (То, что действительно существует, не в воображении). А, что, по-вашему, означает слово фантастика? (То, что основано на воображении, вымысле, что-то причудливое, волшебное, невероятное).

    Мы с вами выяснили, что означают важные для нас понятия. А сейчас давайте перенесемся в мир повести « Ночь перед Рождеством». Но прежде чем это сделать, расчертите у себя в тетради таблицу, как показано на доске. Ребята, вспомните, пожалуйста, где происходит действие повести? ( В Малороссии, в Диканьке, у Оксаны в доме, в доме Солохи). То есть указано конкретное место событий. А когда происходит действие? ( В ночь перед Рождеством,  а именно 24 декабря по старому стилю). Значит, мы смогли определить и конкретное место событий.

    А что такое Рождество? (Христианский праздник, День рождения Иисуса Христа). Что же такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью - в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.

    А какие основные  события происходят этой ночью? (Черт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках, Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны, разговор Вакулы  и Оксаны, встреча казаков с царицей и т.д.). Какие же из этих событий реальные, а какие фантастичные? А давайте попробуем проиграть какую- либо сцену из повести, например, встречу запорожцев с царицей. ( Ученики инсценируют эпизод из произведения). Итак, мы с вами убедились, что это событие точно реальное.

     Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? - Место и время действия повести - реальны или возможны, а в событиях, которые происходят – переплетается и реальное и фантастическое.  (Записывается в тетрадь).

    Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях? Какие герои будут реальными?

    Реальные герои: Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки, то есть: обычные люди, верующие, они не любят нечисть.  

     А какие герои относятся к фантастическим, имеющим отношение к нечистой силе?

     Фантастические существа: Черт, Солоха ("заодно с чертом"), Пацюк ("сродни черту"). Запишем свои наблюдения в сравнительную таблицу.

    Теперь нам нужно подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды в этом плане.  На доске записан план анализа эпизодов.

    1. Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
    2. Кто участвует в событии?
    3. Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных? Для начала вместе потренируемся, рассмотрим начало повести, 1- ый абзац - пейзаж. (Ученик читает отрывок, вместе обсуждается по вопросам).
    4. Сейчас мы с вами просмотрим отрывки из фильма, снятого по повести « Ночь перед Рождеством», а затем проанализируем их.  
    5. Черт ворует месяц.
    6. Пацюк ест вареники.
    7. Полет Вакулы в Петербург.

    Анализ данных отрывков.

    Итак, третий вывод из нашего исследования: фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное, то есть границы между реальным миром и фантастическим размыты (Записывается).

    В заключении обратимся к финалу произведения. Откройте последнюю страницу повести. - Какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова "намалевал" черта в церкви). То есть, Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду. Он победил его силой любви и веры. Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще есть герои, которые имеют отношения к нечистой силе. Н. В. Гоголь всю жизнь решал этот вопрос: Что побеждает добро или зло? И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это. А вы как думаете, что должно победить? Итоги урока: Итак, повторим еще раз все выводы, которые мы сделали в процессе работы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Реальное и фантастическое в повести Гоголя « Ночь перед Рождеством»

    Слайд 2

    Реальное Фантастическое Вывод:

    Слайд 5

    Кузнец Вакула

    Слайд 6

    Оксана

    Слайд 7

    Чуб

    Слайд 8

    Черт

    Слайд 9

    Солоха

    Слайд 10

    План анализа эпизодов. Кто участвует в этом событии? Что необычно, неожиданно в этом отрывке? Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

    Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

    Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

    Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

    Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

    Урок – игра «Святочные дни и Рождество» (На материале баллады В.А. Жуковского «Светлана» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

    Урок литературыдля 6 класса. История православного праздника Рождества и повторение ранее изученных произведений: баллада "Светлана" и повесть "Ночь перед Рождеством"...

    Урок в 5-м классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

    Урок литературы в 5-м классе " Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством".  На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К к...