Главные вкладки

    Урок в 5-м классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"
    презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

    Елисеева Ольга Николаевна

    Урок литературы в 5-м классе " Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством".  На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К концу урока учитель старается подвести ребят к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки или, изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства.

     
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русской литературы в 5-м классе.

    Тема: Реальное и фантастическое  на страницах повести Н.В. Гоголя

    « Ночь перед Рождеством»

    Цели:  образовательные: - подробно анализировать отрывок из повести

    - дать понять фантастику автора как художественный прием

    - гипербола как изобразительно-выразительное средство        

    - фантастика как прием, придающий произведению народность

    развивающие: - развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки

    -воспитательные: - воспитывать интерес к слову;

    - воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;        

    - воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;

    -  формировать нравственно-эстетические идеалы.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: умение  применять  литературоведческие понятия для характеристики  текста,  выразительное и осознанное чтение.
    • Метапредметные:
    • личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
    • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, работать по плану, алгоритму, высказывать своё  предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль, самостоятельно и совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
    • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала; делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
    • коммуникативные:  слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Оборудование: - медиапрезентации

    - интерактивная доска

    Ход урока: 1. Оргмомент.

    - Начнем урок с небольшой игры. ( Слайд 1. ) Как можно пользоваться этими предметами? У кого какие предположения? Кто найдет самое оригинальное предположение, тот и победит. Тому мы вручим медаль " Великий фантазер". ( Предполагают, что на ковре, метле можно полететь, можно открыть книгу и попасть в разные страны и.т.д.)

    2. Мотивация учебной деятельности.

    - Как вы думаете, почему я начала урок с этой игры?  

    -Можно ли Н.В.Гоголя назвать тоже мастером фантазии?

    -  Встречаются ли такие необычные ситуации в повести " Ночь перед Рождеством?" 

    - Встречаются ли моменты, ситуации, близкие нашей жизни?

    3. Целеполагание.

    - Итак, сегодня мы проведем урок « Реальное и фантастическое на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы должны будем определять, что реального и фантастического в отрывке , который мы прочтем сегодня на уроке. И почему автор вводит фантастику, когда рисует реальное?

    4 .Актуализация знаний.

     -Беседа по прочитанному .

    -  Из отрывков , которые мы уже прочитали , вам  известно, что повесть эта похожа на сказки. Тут , как и в сказках , много фантастики . Что фантастического вы находите в уже прочитанном? ( Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и.т.д.) Рассказывается в повести еще и об обычных людях. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? ( красавица Оксана, Кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал как черта бьют чем попало и выгоняют из ада ; в доме Солохи, когда герои прячутся друг от друга, когда  дьяк и Чуб оказались в одном мешке и.т.д.)  Итак, нам было и смешно, и интересно . Как вы думаете , ребята, для чего Гоголь рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев?) А теперь давайте вспомним , про каких людей мы прочитали  в повести?

    Мне хотелось бы убедиться , насколько хорошо вы прочитали текст, как поняли прочитанное.

    - Узнайте героя по фразам , взятыми из текста:

    … уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы ( Черт)

    …. Долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться  ( Чуб)

    ….долго еще принаряживалась и жеманилась ( Оксана)

    ….что я за баба! Не дам никому смеяться над собою…( Вакула)

    …Мне не хочется встретиться с дьяком… ( Голова)

    ….. сердечно рад этому случаю погулять немного у нее и не испугался метели ( дьяк)

    .. металась как угорелая и , позабывшись, дала знак … ( Солоха) ….

    ….крепко занят был галушками…. ( Пацюк)

     - Каких людей изображает автор? ( черт мстительный, любят погулять, выпивать, легкомысленных, хвастливых( Оксана), упрямых, трусливых)

    -  Работа в группах.  « Немое кино» 

    - А теперь проверим , как вы ориентируетесь в прочитанном . Каждая группа должна будет советоваться , как показать заданную вам ситуацию. Некоторые будут изображать немые сцены, другая группа будет отгадывать: какой это эпизод и найти и зачитать эпизод или сделать краткий пересказ эпизода.

    5. Этап реализации.

    а) Работа с текстом.

    -Перед тем, как приступить чтению нового отрывка , я хочу вас познакомить с одной исторической личностью. Сегодня наш герой Вакула встретится с этой царицей, с Екатериной 2.

    -  Живопись и повесть « Ночь перед Рождеством» . Кого мы видим на картине? Что такое Коляда ?

     - Выразительное чтение отрывков. – Молодежь выходит колядовать и к Оксане приходят дивчины и парубки звать ее. И какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?

    1) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы

    - Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в Петербург на черте. О чем они говорят ?

    2) Диалог Черта и Вакулы .

    -  Чтение отрывка . «Полет Вакулы в Петербург» . ( Запись темы отрывка)

    ( Слайды 2 Темное небо со звездами и месяцем . Слайд 3. Словарная работа. Слайд4. Изобразительно-выразительные средства. Слайд 5. Изображение Петербурга .Слайд 6.  Словарная работа. Слайд 7. Гипербола .Слайд 8.Изображение дворца Слайд 9. Екатерина 2. Слайд10. Словарная работа.)

    6. Работа в группах  . (Сообщения по прочитанному.)

    1 группа . Вакула на небе. - Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе? Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?

    С помощью каких изобразительно- выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?

    2  группа .Петербург.

    - Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?

    3 группа. Дворец царицы.  - Опишите дворец царицы

    - Какие эмоции испытывает Вакула , оказавшись во дворце?

    4 группа . Встреча с царицей. - Какой вы представляете Екатерину 2? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?

    7.  Выводы по теме урока. – Итак, вернемся к теме урока . И мы должны будем определить, что реального, что фантастического в прочитанном. Давайте заполним  таблицу « Реальное и фантастическое в прочитанном отрывке » . ( Работа на интерактивной доске и в тетрадях )

                              Реальное

                          Фантастическое

    Петербург

    Дворец царицы

     Екатерина 2

    Вакула – человек из народа

    Полет Вакулы на черте

    Черт

    Колдун

    Духи

    Полет метлы

    Стук копыт , звук колес отзываются громом

    Кареты летят

    Дома растут

    - Итак, мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой?  ( Автор изображает жизнь народа, поэтому использует народную сказочную фантастику. Это придает произведению народность.) А также фантастика делает произведение интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах , является оружием автора. Он с помощью смеха высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей. А каким вы увидели Вакулу сегодня?  ( ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви). Значит  мы увидели еще , что фантастика подчеркивает достоинства героя. А изображение реальных героев или героев, близких на обычных людей, заставляет читателя задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.

    8. Рефлексия.

    – Продолжите предложения:  

     Я сегодня на уроке узнал…….

    Я понял…………………………………………………………

    Я научился…………………………………………

    Я благодарен …………………………………………….

    12. Домашнее задание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

    Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

    « Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

    данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

    Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

    Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

    Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

    Урок – игра «Святочные дни и Рождество» (На материале баллады В.А. Жуковского «Светлана» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

    Урок литературыдля 6 класса. История православного праздника Рождества и повторение ранее изученных произведений: баллада "Светлана" и повесть "Ночь перед Рождеством"...

    "Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...