Главные вкладки

    «Смешно или страшно? (реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)»
    план-конспект урока по литературе на тему

    урок

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Смешно или страшно? (реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)»

    Цели урока: выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга, определение художественной идеи повести.

    Планируемые результаты:

    личностные:

    -создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

    - создание условий для развития  уважительного отношения учеников друг к другу;

    - воспитание ответственности, уважения, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка

    метапредметные:

    - регулятивные: формирование  умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

    - коммуникативные: развитие умения работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулирование, высказывание и обоснование своей точки зрения;

    - познавательные: понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование  и применение с учетом решаемых задач;

    предметные:

    - выявление реального и фантастического пластов в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

    - характеристика героев  художественного произведения

    - сравнение героев художественного произведения

    - сравнение текста художественного произведения с видеофильмом и иллюстрациями

    Этапы урока

    Содержание

    1. Цель урока.

    Цель данного урока – выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга, определение художественной идеи повести.

    II. Работа  с текстом.  

    1. Формулирование темы и целей урока.

    2. Работа по иллюстрации А.М.Лаптева.

    Работа с эпизодоми к/ф «Ночь перед Рождеством» (реж.Александр Роу, 1961 г.)

    Анализ текста.

    – Работа с эпиграфом урока.

    Любимым приемом изображения и Н.В.Гоголя был контраст (Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому). «Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», -  писал Н.В.Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени».

    - Какой контраст заключен в повести «Ночь перед Рождеством»? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема?

    (Человеческий мир встречается с миром нечистой силы)

    -А что нам нужно сделать, чтобы раскрыть эту тему?

    -Формулирование темы и целей урока учащимися

    - Работа по иллюстрации А.М.Лаптева

    Художник Алексей Михайлович Лаптев (1905-1966) получил широкую известность как мастер книжного рисунка и прежде всего как иллюстратор произведений Гоголя. Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», щедро проиллюстрированная Лаптевым, является заметным вкладом в сокровищницу книжного искусство. К ней художник нарисовал свыше 120 черно-белых и цветных иллюстраций, подробно проследив за развертыванием событий гоголевских повестей. А повесть «Ночь перед Рождеством», открывающая вторую часть  «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сопровождают 26 рисунков мастера, которые воссоздают основные события и героев повести… Художник чутко откликается в своих иллюстрациях и на реальные события повести, и на ее вымышленные образы, созданные фантазией Гоголя или продиктованные народным фольклором. На его рисунках запечатлены и образ черта, крадущего месяц, и чудесный полет его с Вакулой в Петербург, и ведьма Солоха, возвращающаяся в свою хату через печную трубу. Развитие событий в повести Гоголя во многом связано с волшебными действиями и поведением черта и Солохи. Художник не проходит мимо этих образов и воссоздает героев повести на одной из цветных иллюстраций.

    -Вспомните, что предшествует эпизоду, запечатленному на рисунке (Черт крадет месяц)

    - Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка? («Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее (Солоху) под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»)

    - Какие события последовали в повести сразу же после эпизода, воссозданного на иллюстрации? (Чуб, вопреки ожиданиям черта, отправляется к дьяку)

    - Как описана в повести наружность черта? («Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он нет немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»)

    -Какие свойства его наружности нашли отражение на иллюстрации? (На иллюстрации, как и в тексте, у черта узенькая мордочка, оканчивающаяся круглым пятачком,  тонкие ноги, козлиная борода, рога ( но не «небольшие рожки», как у Гоголя), хвост. НО художник «одел» черта во фрак, чего нет в тексте)

    -Вчитайтесь в размышления автора, начинающиеся словами : «Чудно устроено на нашем свете!». Какая авторская характеристика черта дается в них? (Автор указывает на то, что и черт хочет быть похожим на человека и даже «строит любовные куры»)

    -Прислушался ли художник к тайне авторской оценке черта, создавая его зримый образ? (Прислушался, так как изобразил черта во фраке, как у людей, лукаво нашептывающим что-то Солохе, держа под руку.

    -Вызывает ли черт чувство страха? (черт предстает перед читателями как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни)

    -Почему черт поклялся отомстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты. Изобразить чета со смешной или уродливой стороны – значить побороть зло. Поэтому черт всячески мешает работе Вакулы, который рисует, как Святой Петр в день Страшного Суда изгоняет черта из ада. С этой поры черт мстит кузнецу)

    -Что помогло Вакуле одолеть черта? Почему Вакула оказался сильнее черта? (Вакула – человек верующий)

    -Найдите в гоголевском тексте описание внешности Солохи и сопоставьте его с изображением героини повести на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию автора в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»  («Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года»)

    Гоголь не дает конкретного портрета Солохи, и на иллюстрации мы действительно видим женщину лет сорока, которая ни дурна, ни хороша собою. Но художник нарисовал Солоху с лукавой, хитрой улыбкой, слушающей черта, как и остальных своих «поклонников» – этим и подчеркивается образ «говорливой и угодливой хозяйки»

    -Какие поступки Солохи вызывают неприятие? Какую сказочную героиню она напоминает? (Солоха похожа на Бабу-Ягу. Она собирает звезды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам все его имущество)

    -Отличается ли Солоха от таких же «сорокалетних кумушек»? (Ходит в церковь, хлопочет о выгодном муже)

    -Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Остается не вполне ясным, настоящая ли ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает  сомнение: «Но все это что-то сомнительно, потому что только один сорочинский заседатель может увидеть ведьму»)

    -Что мы узнаем о прошлом Пацюка?

    -Каким предстает Пацюк на страницах повести. Найдите его портретную характеристику.

    -Нашла ли отражение характеристика Пацюка в фильме?

    -Пацюк похож Идолище Поганое – фольклорный персонаж.

    -Сообщение учащегося об Идолище Поганом

    -В чем сходство и отличие этих двух героев? (Сходство портретное, но Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все узнали, что он знахарь»)

    -Почему же Вакула отказался принять помощь из рук Пацюка (Пацюк связан с нечистой силой, нарушает пост, ест вареники со сметаной и галушки)

    -Как изображена нечистая сила в повести? Какие чувства вызывают ведьма, колдун, черт? Просмотр эпизодов к/ф для окончательного формирования представления о данных героях (Герои не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и черта ставит именно в комичные ситуации: ловко хватает Вакула за хвост растерявшегося черта, больше всего на свете боящегося, креста; Пацюк, поедающий вареники, которые сами летят в сметану, а потом и в рот героя; Солоха, прячущая в мешки своих ухажеров.

    -Что же становится для Вакулы настоящей сказкой? (Путешествие в Петербург. Мир села, где живёт Вакула, в повести более реален, чем картина Петербурга – именно он кажется кузнецу удивительным, фантастическим)

    В повести 2 мира – реальный (мир Диканьки) и фантастический (мир Петербурга).Картина ночной столицы выглядит более фантастической, чем Диканька.

    -Как изображен ночной Петербург? Какое изобразительное средство лежит в основе изображения города? (Столица в ночной иллюминации – далекое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются, глядят огненными очами.

    III. Итог урока.

    -Каковы были цели урока? Достигли ли мы их?

    -В повести воплощена та мечта о чудной, простой, нравственной, духовно красивой жизни, которою Гоголь будет далее мерить  достоинство реальной жизни. Он неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно отличающийся от его мечты. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявилась существеннейшая особенность Н.В.Гоголя: он увидел мир как чудесный.

    IV. Рефлексия

    1.Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    IV. Домашнее задание.

    Дифференцированное домашнее задание на выбор

    -Составить кроссворд по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством

    -Расскажи от лица Вакулы о происшествиях в Петербурге ,куда он попал верхом на черте (мини-сочинение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

    Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

    « Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

    данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

    Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

    Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

    Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

    Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

    Урок – игра «Святочные дни и Рождество» (На материале баллады В.А. Жуковского «Светлана» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

    Урок литературыдля 6 класса. История православного праздника Рождества и повторение ранее изученных произведений: баллада "Светлана" и повесть "Ночь перед Рождеством"...

    Урок в 5-м классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

    Урок литературы в 5-м классе " Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством".  На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К к...