"Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературы

в 5 классе.

учитель Глаголева С.А.

Тема урока: «Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Тип урока:  изучение нового материала

Обучающий компонент: учащиеся в конце урока научатся определять:

- что в повести «Ночь перед Рождеством» реально, а что фантастично;

- как связаны реальность и фантастика.

Развивающий компонент:  развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах и группах.

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Организационный момент

Приветствие учителя

Готовность к уроку.

Интрига

Учащимся предлагается три описания из разных произведений, посвященных Рождеству.

- Как называются такие описания в литературе (пейзаж).

Задача – узнать, где же отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» Почему так решили?

Выразительное чтение отрывков, сравнение.

В третьем отрывке, в отличие от первых двух, присутствуют элементы фантастики, сказки (появляется ведьма)

Поиск и выделение информации.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка вопросов

Объявление темы и целеполагание

«Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности» (В. Белинский).

- Чем же необычна действительность в повести Н.В. Гоголя?

- Так о чем же пойдет речь на уроке?

- Посмотрите на тему урока и скажите: “На какой вопрос мы должны с вами ответить?”

- Что для этого будем делать? (читать, анализировать эпизоды, отвечать на вопросы)

Учащиеся предполагают, что действительность в повести фантастична, определяют  тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь. Предлагают учебные действия (читать, анализировать эпизоды, отвечать на вопросы), формулируют определения к словам «реальность» и «фантастика»

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

Формулирование познавательной цели

Изучение нового материала

1) Фронтальная работа: анализ эпизода «Ночь перед Рождеством»

- Какие приемы использует Н.В.Гоголь для создания картины природы? Какую функцию они выполняют?

-  Какую роль играет этот пейзаж в дальнейшем развитии действия повести «Ночь перед Рождеством»?

- Какой вы увидели ночь перед Рождеством? Назовите ключевые слова.

- В каком столбике реальные черты, а в каком фантастические?

2) Беседа по вопросам.

– Когда, в какое время происходит действие?

– А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?

По каким признакам мы узнаём, что действие происходит на Украине?

- Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести?

- А вот как объясняет Гоголь, что такое “колядовать”, мы прочитаем в тексте.

3)  С какой целью Гоголь использует в произведении большое количество украинской лексики?

 Словарная работа (в парах)
Подобрать русские синонимы к украинским словам.
Парубок –
Дивчина –
Хата –
Малевать –
Люлька –
Шинок –
Монисто –
Миряне –

Приводят примеры средств художественной выразительности, определяют их роль;

Отвечают на вопросы, называют ключевые слова для описания ночи.

               

             Ночь

Морозная       загадочная

Темная          ожидание чуда

Холодная       поединок    добрых и злых сил

Праздничная

Гуляния

Колядки

Делают вывод: Необычный пейзаж подсказывает необычные события в произведении, настраивает читателя на особое восприятие событий в повести.

Называют традиции и обычаи, выразительное чтение сноски, «что такое колядовать».

Работа в парах: подбирают русские синонимы к украинским словам.

Делают вывод: время и место, изображенные в повести,  реальные.

Планирование решения учебной задачи

Анализ с целью выделения признаков.

Подведение под понятие, выведение следствия.

Определение способов взаимодействия в паре

Актуализация знаний

А все ли герои повести существуют на самом деле? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно с ними встретиться.

– Назовите героев, показанных в отрывках. Кто реальный герой, а кто фантастический?

Распределительная работа.

Перед вами герои повести, определите их отношение к реальному и фантастическому миру. Герои повести.

Оксана, Солоха (“заодно с чертом”), Дьяк, царица Екатерина, Кум, Чуб, Голова, Пацюк(“сродни черту”), Вакула, черт, запорожцы, дивчины и парубки.

Учащиеся инсценируют эпизоды.

Распределительная работа в тетрадях (отношение к реальному и фантастическому миру)

Физкультминутка

Первичное закрепление

Работа над эпизодом.

     Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды. Перед вами план анализа эпизода.

Работа в группах: по плану анализа проанализировать эпизод

 Делают вывод: герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно.

Анализ с целью выделения признаков.

 

Определение способов взаимодействия

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Закрепление темы

Вопросы к эпизоду «Полет Вакулы в Петербург».

- Чего больше в описании полёта Вакулы – фантастического или реального?

- Где начинается сказка для Вакулы?

Слово учителя: в повести два мира – реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселённого «духами». Столица в ночной иллюминации – далёкое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядит огненными очами. В «Ночи…» впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении.

Вопросы:

- О чём пришли просить запорожцы?

- Была ли выполнена просьба запорожцев?

- Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?

Слово учителя: реальность вступает в противоречие со сказкой. Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных.                         

Вывод: – Скажите, пожалуйста, фантастические события, представленные в этих эпизодах, противостоят реальности, или между ними нет границ?

        

Чтение эпизода «Полет Вакулы в Петербург».

Выводы:

Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создаётся впечатление, что он просто едет по людной улице, - так по-человечески ведут себя все мифологические силы).

Волшебное, сказочное – это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, куда попадает Вакула – Петербург.

Отвечают на вопросы:

Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь.

Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.

Делают вывод:

Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты,  то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.

Находить информацию.

Построение логической цепи рассуждения, классификация объектов.

Самостоятельная работа

Закончить заполнение таблицы, подвести итог.

Учащиеся заполняют таблицу

«Фантастическое и реальное в повести»

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

выделять общее и частное, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры.

Домашнее задание

Представьте, что вам предложили участвовать в съемках фильма по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Напишите, какую роль вы для себя выберете: актера (какого и почему), режиссера (каких актеров вы пригласите на роли героев), сценариста (создайте сценарий одного эпизода), костюмеров (нарисуйте или словесно опишите костюмы)».

Записывают задание в дневники.

Рефлексия деятельности.

Оцените свою работу на уроке:

 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)

Учащиеся поднимают карточку с нужным количеством баллов

Анализ собственной работы, оценивание уровня владения учебным действием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

Урок в 5-м классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя " Ночь перед Рождеством"

Урок литературы в 5-м классе " Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя " Ночь перед Рождеством".  На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К к...

Методическая разработка на тему "Фантастическое и реальное в повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Показать роль элементов фантастики в создании образа Германа....

Презентация на тему "Фантастическое и реальное в повести А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Показать роль элементов фантастики в создании образа Германа....

Конспект урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»Тип урока: урок изучения нового материала...