Конспект урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Анастасия Владимировна Абраменкова

Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Тип урока: урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район Смоленская область

Конспект урока по литературе в 5 классе:

«Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя

 «Ночь перед Рождеством»

Учитель: Абраменкова

Анастасия Владимировна

первая квалификационная

 категория

2019 г.

Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «Реальное и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».

Цель: исследовать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», изучить новую терминологию, найти реальное и фантастическое в повести.

Задачи:

  • раскрыть понятия «реальность» и «фантастика» в творчестве Н.В. Гоголя на примере повести «Ночь перед Рождеством»;
  • сделать вывод об особенностях художественного мира писателя;
  • научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их со структурой научной работы, методами анализа;
  • развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения,  творческие навыки;
  • прививать любовь к чтению произведений Н.В. Гоголя;
  • воспитывать вдумчивого, проницательного читателя.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение  применять  литературоведческие понятия для характеристики  текста,  выразительное и осознанное чтение.
  • Метапредметные:
  • личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
  • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, работать по плану, алгоритму, высказывать своё  предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль, самостоятельно и совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала; делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  • коммуникативные:  слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • исследовательский
  • практический
  • эвристический (частично-поисковый)
  • объяснительно-иллюстративный

Приёмы обучения:

  • создание проблемной ситуации
  • эвристическая беседа
  • организация исследовательской деятельности учащихся
  • аналитическая работа с текстом

Образовательные технологии, реализуемые на уроке:

  • информационно-коммуникативные;
  • развивающие;
  • исследовательские;
  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • проблемного обучения.

Оборудование: медиапрезентация, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, атрибутика героев.

Трудно найти в русской литературе

более тесное сплетение фантастического

 с реальным, чем у Гоголя…

И.Ф. Анненский

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

                Вступительное слово учителя:

        - Ребята, сегодня у нас имеется уникальная возможность на некоторое время стать настоящими учёными и провести самостоятельное исследование по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

     II. Целеполагание.        

А какова будет тема исследования, вы определите, если объясните эпиграф к уроку. (Слайд 1)

«Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». (Слайд 2)

      III. Мотивация учебной деятельности.

Чтобы провести эту работу, у нас есть всё:

во-первых, есть предмет изучения – текст повести;

во-вторых, наш кабинет – научная лаборатория;

в-третьих, мы – научные сотрудники,

 в-четвёртых, у нас есть учёный совет – это гости, которые присутствуют на нашем исследовании. Они получают возможность не только оценить результаты нашего научного исследования, но и непосредственно находиться в нашей «мастерской» и следить за работой.

Итак, перейдём к делу.

  1. Основной этап урока – исследование текста:

Постановка проблемы

- Знаете ли вы, с чего начинается любое исследование?

Сначала учёный определяет цель своей работы. Посмотрим на тему урока. Что мы должны сделать? (Определить, что в повести Гоголя реально, а что фантастично?)

- Кроме того, мы рассмотрим особенности художественного мира писателя.

- А как мы можем это сделать? С помощью чего?

        Работа над текстом

- Прочитаем текст, подумаем, что можно отнести к реальному миру, а что к фантастическому?

- Мы будем анализировать текст, сопоставлять понятия, эпизоды, героев. Таким образом, мы определили методы нашей работы.

- Теперь нам нужно решить, актуально ли будет наше исследование, т.е. является ли оно важным для вас сейчас и будет ли полезным для вас и других людей в будущем? (Ответы учеников.)

Хорошо, теперь приступим непосредственно к исследованию.

- Ещё раз посмотрите на тему урока.

- Смысл каких слов нужно выяснить?

- Как вы думаете, что такое реальность?

(То, что действительно существует, не в воображении.)

- А что, по-вашему,  означает слово «фантастика»?

(То, что основано на воображении, вымысле, что-то причудливое, волшебное, невероятное) (Слайд 3).

- Итак, мы выяснили смысл важных для нас понятий. А теперь перенесёмся в мир повести «Ночь перед Рождеством».

- Вспомните, где происходит действие повести? (В Малороссии, на хуторе близ Диканьки.) Т.е. указано конкретное место событий.

- Когда происходит действие? (В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю.) Т.е. можно определить и конкретное время событий.

- А что такое Рождество? (Христианский праздник. День Рождения Иисуса Христа.)

- Что такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать, как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.

- Какие события происходят этой ночью? (Чёрт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках. Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на чёрте за черевичками для Оксаны.)

- Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? (Место и время действия повести – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны (Слайд 4.)

Физкультминутка

- Давайте представим себя девушками и парубками произведения. Мы пришли колядовать (учащиеся идут к доске). Давайте вспомним песни, которые вы знаете или, может быть, исполняли на Коляду. При исполнении песен нужно выполнять движения.

- Молодцы! Садитесь на места.

- Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях?

Викторина - «Узнайте героя по фразам, взятыми из текста»:

… уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы (Черт)

…. Долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться  (Чуб)

….долго еще принаряживалась и жеманилась (Оксана)

….что я за баба! Не дам никому смеяться над собою…(Вакула)

…Мне не хочется встретиться с дьяком… (Голова)

….. сердечно рад этому случаю погулять немного у нее и не испугался метели (Дьяк)

.. металась как угорелая и, позабывшись, дала знак … ( Солоха) ….

….крепко занят был галушками…. (Пацюк)

- Какие герои будут реальными, а какие фантастическими? Как мы понимаем, какие герои обыкновенные, а какие волшебные существа? (Слайд 5)

Реальные герои

Фантастические существа

Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки.

Чёрт, Солоха («заодно с чёртом»), Пацюк («сродни чёрту».)

То есть обычные люди, верующие, они не любят нечисть.

Имеющие отношение к нечистой силе.

Рассмотрим подробнее волшебных героев.

 - Чтобы узнать о них больше, нам нужно с ними встретиться.

Ролевая игра:

 Проведём пресс-конференцию с волшебными персонажами, гости на время станут              корреспондентами и зададут вопросы, а герои нам (детям предлагается выбрать себе понравившуюся роль: Солоха, Чёрт, Пацюк и отобрать соответствующие образу предметы: рожки, усы, платок, метла.)

 Вопросы героям:

Чёрту: «Уважаемый Чёрт, расскажите нам о вашем отношении к людям и Вакуле   особенно».

Солохе: «Как вам, дорогая Солоха, удаётся скрывать от людей, что вы ведьма?»

Пацюку: «Отчего вас, мудрого казака, относят люди к нечистой силе, но особо не  боятся?»

Дети отвечают на вопросы от лица своих героев.

- Итак, делаем второй вывод: волшебные герои живут среди обыкновенных людей, люди их не боятся.

- Теперь нам надо подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого проанализируем самые яркие эпизоды по данному плану.

План анализа эпизода:

- Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

- Кто участвует в событии?

- Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных?

1-ый абзац – пейзаж (учитель выразительно читает отрывок, вместе обсуждается по вопросам.)

Вывод: фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное, т.е. границы между реальным и фантастическим миром размыты. (Запись.)

- Действительно, язык Рудого Панька (рассказчика) прост и понятен. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями, как обычное дело.

- Скажите, а почему нам вдруг становится смешно во время чтения?

 (Юмор тоже помогает передать чудесные события как обыкновенные. Когда мы смеёмся, нам не страшно) (Слайд 6)

Заключительное слово учителя:

- В заключении обратимся к финалу произведения.

- Откройте последнюю страницы повести.

- Какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова намалевал чёрта в церкви.)

- Т.е. Вакула не поддался искушениям чёрта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал чёрта в аду. Он победил его силой любви и веры.

Вывод: итак, Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке ещё есть герои, которые имеют отношение к нечистой силе.

- Н.В. Гоголь всю жизнь решал вопрос: «Что побеждает добро или зло?» И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это.

V. Рефлексия

– Продолжите предложения:  

 Я сегодня на уроке узнал…….

Я понял…………………………

Я научился…………………

Я благодарен ………………

(Слайд 7)

VI. Домашнее задание.

Проанализировать эпизоды по плану, составленному в классе:

  • Чёрт ворует месяц;
  • Пацюк ест вареники;
  • Полёт Вакулы в Петербург.

Нарисовать рисунки к понравившемуся эпизоду. (Слайд 8)

 VII. Итог.

- А теперь обратимся к учёному совету:

- Уважаемые представители учёного совета, скажите, была ли работа младших научных сотрудников сегодня действительно научной?

- Как вы оцениваете наш научный проект? (Слово гостям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»

Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...

Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....

Конспект урока по литературе на тему "Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством": сюжет, главные герои, фантастическое и реальное....