Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Самахужина Фазима Уразаевна

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблемы повести;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Вариант 2

                                                                        Самахужина Фазима Уразаевна,

                                              Аргаяшский район  

                                                       МОУ Метелевская СОШ

Конспект урока литературы

7  класс

Тема: А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель».  Изображение «маленького человека», его положение в обществе».

Тип урока:  овладения новыми знаниями; формирования и совершенствования навыков и умений.

Цели урока:

  •  Познакомить учащихся с историей создания «Повестей Белкина», дорожным бытом пушкинской поры;
  • Сопоставить евангельскую притчу о «блудном сыне» с пушкинской историей;
  • Познакомить с понятием «маленький человек» в литературе;
  • Воспитывать уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других;

Оборудование:

  • Презентация, компьютер, портрет А.С.Пушкина,

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы

педагогической техники

1этап урока. Орг. момент.

   Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт радость общения друг с другом.

   Эпиграф нашего урока: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

-Как вы понимаете эти слова? Что значит почитать родителей?

(Это значит заботиться о своих родителях, любить и уважать их)

    Дома вы прочитали повесть  А.С.Пушкина «Станционный смотритель. Запишите название произведения, автора. Кто такой станционный смотритель? Попробуйте сформулировать определение.

Приём        «Сформулируй определение»

2 этап урока. Проверка домашнего задания.

Сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ребята и совершим заочную экскурсию в музей.

Слайд: Портрет А.С.Пушкина

Слайд:Иллюстрации, отражающие почтовые   станции, музей.

Сообщения учащихся:

  1. Во времена А.С.Пушкина основной тягловой силой были лошади. Между населёнными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.

Слайд: Смотритель – должностное лицо по присмотру, охранению чего-нибудь.

  1. В деревне Выра Ленинградской области находится музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Музей открыт в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин.
  2. Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Приём «Погружение         в  материал».

3 этап урока. Открытие нового знания. Анализ повести.

   Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя. Кто такие смотрители? Каково их положение?

Работа в группах:

Учащиеся работают с текстом учебника и выполняют задания:

  1. Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей. («сущий мученик», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»)
  2. Выпишите устаревшие слова и выражения:

Коллежский регистратор- чиновник низшего (14) класса.

Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси.

Фельдъегерь – правительственный курьер.

Подорожная – документ на право пользования казёнными лошадьми.

На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны – плата за пользование лошадьми.

   

   Главный герой повести – Самсон Вырин. Пушкин в своём эпиграфе к повести иронично и шутливо называет станционного смотрителя «диктатором». («Диктатор» - человек, пользующийся неограниченной властью). Соответствует ли это слово характеру героя?

(Нет, так как Вырин – человек робкий, бесправный и беззащитный, «сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от  побоев, и то не всегда».

Пушкин сделал Самсона Вырина не только героем своего произведения, но и наделил его высокими духовными и душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из тем русской литературы -  темы «м.аленького человека».

Одна из  проблем произведения – проблема бесправного положения «маленького» человека.

 

 Слайд: «Маленький человек» в литературе – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой  характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

   

   В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. В первый приезд Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелёгкую работу и грубое обращение с ним проезжающих. Почему?

(В начале повести Вырин бодр и счастлив, у него красавица-дочь, которую он любит и гордится ею).

   .

   

4 этап урока. Контроль.

   Описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Как связаны «картинки» с содержанием повести?. Провести параллели. Составление таблицы

 Притча     / История Дуни

  1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома, с благословлением отца.
  1. Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
  2. Никто не ищет его.

2.Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой, потому что не верит  в  прочность её случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житьё

3. Блудный сын ведёт разгульный образ жизни. Живёт в нищете.

3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и в богатстве.

4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.

4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном.

5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Вывод:блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня опоздала, прощения она не получила. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины.

   Итог урока:

   Расставание родителей и детей неизбежно. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.

   В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Важно вовремя попросить прощения у родителей за обиды, нанесённые им, потому что возможность сказать «Прости меня» может больше не представиться.

5 этап урока. Рефлексия.

Продолжите предложения:

   Урок заставил меня задуматься…

   Я понял(а), что…

   После этого урока мне захотелось…

Приём «Рефрексивный

экран»

6 этап урока. Домашнее задание. (на выбор)

  1. )Пересказать историю С.Вырина от лица Дуни.
  2. Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?
  1. Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею»

Приём «Вживание» («Эмпатия»)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Урок литературы в 7 классе. А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"...

Конспект урока по литературе Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»

Конспект  урока по литературе в  МБОУ «Шинерская основная общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики».          Разработа...

Конспект урока литературы в 7 классе "А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

Конспект урока литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока в 6 классе «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

Тема: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».Класс: 6....