План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Куфаева Наталья Вячеславовна

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». 

Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания стихотворения, периоде творчества А.С. Пушкина, к которому относится стихотворение «Зимнее утро»; лексическая работа по стихотворению; отработка навыков выразительного чтения; сопоставление разных редакций стихотворения «Зимнее утро»; исследовательская работа с поэтическим текстом; словесное рисование зимнего пейзажа, который был представлен А.С. Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»; самостоятельная работа по распределению строк рассматриваемого стихотворения по рубрикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pushkin_zimnee_utro.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Составитель: Куфаева Наталья Вячеславовна

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить знакомство с лирикой А.С. Пушкина;

- познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

- выявить композицию стихотворения;

- усвоить приемы анализа поэтического текста.

Развивающие:

- содействовать развитию навыков выразительного чтения и лексической работы;

- способствовать развитию навыков словесного рисования и анализа поэтического текста;

- способствовать развитию исследовательского умения.

Воспитательные:

- способствовать формированию чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость окружающего мира.

Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания стихотворения, периоде творчества А.С. Пушкина, к которому относится стихотворение «Зимнее утро»; лексическая работа по стихотворению; отработка навыков выразительного чтения; сопоставление разных редакций стихотворения «Зимнее утро»; исследовательская работа с поэтическим текстом; словесное рисование зимнего пейзажа, который был представлен А.С. Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»; самостоятельная работа по распределению строк рассматриваемого стихотворения по рубрикам.

Термины: эпитет, олицетворение, антитеза, сравнения.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о волшебной зиме в русской поэзии, создание установки на работу.

Подготовка к восприятию поэтического текста А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Каждое время года нашло свое отражение в русской поэзии. И все же зима – на особом положении. Она воспета во многих произведениях русских поэтов. Почему именно в русской литературе, поэзии, живописи много внимания уделяется этому сказочному времени года? Ответ в особенностях национального характера. В русской литературе зима – время года, которое ассоциируется с праздниками и отдыхом. Все хозяйственные дела завершены и можно спокойно предаться всяким безобидным развлечениям. Это и катание на лошадях по заснеженному лесу, и игра в снежки, и прогулки в саду, где мирно спят деревья, укрытые белоснежным покрывалом. Ни в одной другой литературе мира образ зимушки-зимы не представлен настолько многогранно. Именно русским поэтам наиболее точно и ярко удалось передать чувства, которые охватывают любого человека при виде падающих хлопьев снега, причудливых узоров на оконном стекле или огромных сосулек, переливающихся всеми цветами радуги в лучах холодного зимнего солнца.

Представим один из таких зимних дней, прослушав музыку П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - Декабрь (учащиеся прослушивают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами). Какие картины предстали в вашем воображении? Какое настроение создала прослушанная музыка?

А теперь сопоставим наши воображаемые картинки с изображениями, которые вы сейчас увидите в видеофрагменте «Зима в произведениях русских художников» (А. Пластов «Первый снег», Н. Крымов «Зимний день», А. Васнецов «Зимний сон»). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000141-1000-4ddd-0c38-0700469b3fb4/i01_14_07.swf

Вы увидели знакомые зимние пейзажи?

В русской литературе написано множество замечательных стихотворений, посвященных зиме. Белоснежные пейзажи, похорошевшая природа вдохновили немалое число поэтов и писателей, среди которых есть и А.С. Пушкин. Какие стихотворения этого замечательного поэта о зиме вы знаете? («Какая ночь! Мороз трескучий…», «Вот вечер, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» и др.).

II. Сообщение темы и основных задач урока: познакомиться со стихотворением А.С Пушкина «Зимнее утро», выявить композицию стихотворения, усвоить приемы анализа поэтического текста.

III. Проверка домашнего задания.

Сообщения учащихся об истории создания стихотворения, периоде творчества А.С. Пушкина, к которому относится стихотворение «Зимнее утро». На доске вывешиваются работы учащихся на тему «Зимнее настроение».

IV. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», лексическая работа.

1. Давайте вслушаемся в стихотворение Пушкина и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать автор?

Прослушивание исполнения стихотворения мастером художественного слова – В. Качаловым. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0997020e-0efa-4dac-accd-2411054b7ccf/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BAU_01%5D.htm

Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? А какое настроение оно вызвало у вас при прочтении?

2. Все ли в стихотворении понятно? Проведем лексическую работу.

Дремлешь – спишь,

Прелестный – очаровательный,

Нега- блаженство,

Взор — взгляд (устар.),

Аврора – утренняя заря,

Вечор – вчера вечером,

Мутное небо – туманное, темное небо,

Мгла – темнота, мрак, тьма,

Нынче – сегодня, сейчас

Прозрачный лес – деревья без листьев,

Янтарный блеск – желтый, солнечный,

Озарена — освещена

Лежанка – постель

Велеть — приказать (устар.);

Запречь — запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся — отдадимся (устар.)

V. Чтение и анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1. Отработка навыков выразительного чтения.

1) Составление разметки текста (партитуры) (индивидуальная работа).

2) Чтение стихотворения про себя (индивидуальная работа).

3) Чтение стихотворения (фронтальная работа).

2. Ответ на вопросы из учебника:

- Как в стихотворении «Зимнее утро» сочетаются яркие картины зимней природы и изображение настроения человека? Какое настроение преобладает в стихотворении?

- Какие чувства и образы вызывает у вас зима? Что в нарисованной поэтом картине показалось вам особенно знакомым и близким? Какие образы людей, животных, растений, явлений природы помогают представить яркую картину зимнего утра?

- Какие художественные приемы использует поэт при создании образа русской зимы? С какой целью в стихотворении, посвященном прекрасному солнечному зимнему утру, поэт вспоминает о вчерашней вьюге?

3. Сопоставления разных редакций стихотворения «Зимнее утро».

Данный вид работы позволит нам проникнуть в развитие авторской мысли в процессе создания произведения, развить исследовательские умения.

Окончательный вариант текста                        Черновые наброски

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,                Вечор шумела вьюга.

На мутном небе мгла носилась;                          Вечор метель шумела.

Луна, как бледное пятно,                                Мгла кипела.

Сквозь тучи мрачные желтела,                        Мгла клубилась

И ты печальная сидела –                                 Ты сидела…

А нынче… погляди в окно:                                Глядя задумчиво в окно.

Под голубыми небесами                                По голубыми небесами

Великолепными коврами,                                 Необозримыми коврами

Блестя на солнце, снег лежит;                        Лежит, как саван, белый снег.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.                                Речка подо льдом молчит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки                        не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?                                Коня черкесского запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,                                И навестим места,

Леса, недавно столь густые,                                где мы гуляли

И берег, милый для меня.                                Леса, бывало, столь густые.

- Какие изменения внес поэт? С какой целью? Изменился ли образ природы?

4. Исследовательская работа с поэтическим текстом.

- Из скольких частей состоит стихотворение «Зимнее утро»?

- Наша задача: увидеть картины, уловить чувства, определить, что использовал автор, чтобы передать эти чувства. Для этого чертится таблица и заполняется необходимым материалом из стихотворения.

План

Картины

Эмоциональные состояния, чувства

Языковые средства

1. Зимнее утро

Морозное солнечное утро.

Радость, бодрость, воодушевление

Эпитеты- «чудесный», «прелестный»,

обращение- «красавица»,

повелительная интонация –«проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»

2. Вчерашний вечер

Вьюга злилась. Луны почти не видно.

Темнота

Тоска, грусть, печаль, тревожность

олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась,

эпитеты – мрачные тучи, мутное небо,

сравнение- луна, как бледное пятно

3. Вид из окна

Спокойная, умиротворенная картина природы

Радость, ликование, восторг

Эпитеты (голубыми небесами, прозрачный лес), повтор однокоренных слов «блестя», «блестит», сравнение снега с великолепными коврами

4. В комнате

В комнате горит печка. Тепло, светло

Тихая, теплая домашняя радость

эпитет (янтарный блеск), олицетворение (веселым треском)

5.Предстоящая прогулка

Поля пустые, леса густые, «берег, милый для меня»

Легкая грусть, любовь к родной природе

Обращение «красавица», «друг милый», эпитеты пустые, милый

Анализ стихотворения по строфам:

1-я строфа.

-        Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы)

-        С помощью каких выразительных средств поэт добивается этого настроения? (Эпитеты- «чудесный», «прелестный», обращение- «красавица», повелительная интонация – «проснись», «открой», «звездою севера явись», выражение «навстречу северной Авроре»).

-        Кто такая Аврора? (Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

-        Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. («Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»)

-        Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)

-        Какой прием использует поэт в первой строфе произведения. (Стихотворение начинается антитезой. Мороз- холод, солнце-тепло, свет).

-        Посмотрите внимательно на звуковой состав первой строфы. С помощью каких звуков поэт создает настроение сияния и радости? (звонкие согласные «С», «Р» (чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре).

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.

2-я строфа.

-        Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)

-        С помощью чего это происходит? (олицетворение - вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение - луна, как бледное пятно, глухие согласные).

-        Как состояние природы влияет на настроение героев? (Они связаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела».)

3-я строфа.

-        Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)

-        За счет чего создается это впечатление? (строка удлиняется, небесами, коврами- звук «а» создает протяжность, лес чернеет, снег лежит, ель зеленеет)

-        Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)

4-я строфа.

-        Найдите эпитеты в этой строфе. Какое настроение они создают? (Мы посмотрели в окно, а теперь вернулись взглядом домой. После блеска и возвышенности природы- бытовая картина «кобылка бурая, санки, трещит затопленная печь»)

-        Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу?

-        Что происходит с героем в этой строфе? (Великолепные картины природы передают свое настроение герою, он хочет отправиться на прогулку в санях)

5-я строфа.

-        Какой прием использует поэт в первой и последней строфе? (Обращение «красавица», «друг милый»)

-        Что дальше происходит в стихотворении? (Лирический герой призывает свою подругу совершить путешествие)

-        Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?

-        Поэт использует дружеское пожелание. И он, и она должны испытать чудесную силу воздействия красоты, почувствовать себя частью природы. Не случайно здесь берег «милый». О нем говорится, как о близком друге.

VI. Словесное рисование и чтение стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1. Учащимся предлагается нарисовать словесно зимний пейзаж, который был представлен благодаря Пушкину.

(Из окна виден деревенский двор, покрытый пушистым снегом. Снег под лучами утреннего солнца сверкает, искриться. За забором тянется поле, за ним начинается лес. Деревья опушены мягким снегом, ели в пушистых шубках. Сверкает речка подо льдом, небо голубое. Морозно, но радостно на душе.)

2. Чему учит стихотворение А.С. Пушкина?

(Надо уметь радоваться жизни в любое время года. Этому учит стихотворение Пушкина. Оно дарит нам настроение, восхищение красотой русской зимы, её зимним утром.)

3. Попробуем передать все перемены и оттенки настроения пушкинского произведения в выразительном чтении - постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега, чтобы мороз пощипывал и румянил щеки, чтобы радость звенела и пела в каждом слове. Чтобы живым потоком вливались в наши сердца и дарила нам ощущение чуда и счастья бытия. Конкурсное чтение стихотворения (2 ученика по желанию).

VII. Самостоятельная работа и обобщение изученного материала.

Задание: распределить строки из стихотворения А.С. Пушкина по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения.

- Что на уроке вам показалось интересным, что вызвало затруднения?

- О чем захотелось поделиться с друзьями?

VIII. Домашнее задание: 1) подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»; 2) подобрать иллюстрации, фотографии и нарисовать свои иллюстрации к прочитанному стихотворению А.С. Пушкина; 3) подготовка сочинения-размышления по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

Урок литературы "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»Цели урока:Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...