Конспект урока в 6 классе «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

Класс: 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина; познакомить учащихся с южной ссылкой поэта; продолжить знакомство с теорией литературы; сформировать навыки исследования литературного произведения; формулировать и аргументировать собственное мнение; воспринимать другие точки зрения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Проверка домашнего задания

Опрос по домашнему заданию.

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

Одной из центральных тем в литературе и поэзии является проблема свободы, о чём написал Александр Сергеевич Пушкин в романтическом стихотворении «Узник».

Это произведение было написано в 1822 году (напечатано в 1832 году), во время ссылки в Кишинёв. Формально, это была служебная командировка по линии ведомства генерала Инзова (по делам русских переселенцев в Бессарабии). Но, все знали, что Пушкина отправили на окраину империи за эпиграмму на государя Александра Первого и на его министра графа Аракчеева.

Кишинёв произвёл на поэта после блестящего Санкт-Петербурга удручающее впечатление:

«Проклятый город Кишинёв!

Тебя бранить язык устанет.

Когда-нибудь на грешный кров

Твоих запачканных домов

Небесный гром, конечно, грянет».

Здесь он сближается с членами южного общества будущих декабристов «Союз благоденствия».

«Время моё протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше... – разнообразная и весёлая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России... Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов» – писал Пушкин в дневнике.

Пушкину пришлось провести с небольшими отлучками в Кишинёве почти три года. Благодаря хлопотам Петра Андреевича Вяземского поэта перевели по службе в Одессу. Но Пушкин был и этому безумно рад: «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу», – писал он брату Льву.

Стихотворение «Узник» состоит из трёх строф – четверостиший. В первом – появляются образы несчастного пленника и гордой птицы, клюющей свою пищу. Здесь поэт рисует тюрьму, говорит о решётке – всё это тоскливая картина. «Решётка» – главное слово, которое определяет тему «Узника». Поэт говорит о переживаниях человека, оказавшегося в неволе:

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном, –

за образом молодого орла мы узнаём самого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.

Птица зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И тоска развеивается. Так понятие «неволя» подчеркивается одиночеством лирического героя. Поэтому используется ряд глаголов действия, что усиливается интонацией:

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!..

По мнению поэта, нет ничего лучше и дороже вольной жизни. Читая это стихотворение, мы переживаем и сочувствуем героям произведения.

Лирический герой – романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Пушкин хотел показать не только своё внутреннее состояние, чувства, но и мир подобных ему людей, ценящих свободу, волю: «Мы вольные птицы…». Но в душе лирического героя происходит противостояние: желание полной свободы, стремление вырваться из темницы и неопределённость перед необходимостью сделать выбор (тема страха выбора, неуверенности).

В последнем четверостишии автор рисует простор: героев ждут горы и море, ветер и свобода. Это подчёркивает невозможность осуществления мечты лирического героя о воле, который сравнивается с орлом – символом свободы, воли, независимости, силы.

Орла автор называет и «грустным товарищем», и «братом»: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» Птица испытывает человеческие чувства: задумалзовётвымолвить хочет, а сидящий за решёткой человек-узник задумал, кажется, то же, что орёл. Они сливаются в один образ.

В изображении картин свободы используются разнообразные выразительные средства. Постоянный эпитет к слову «ветер» в произведениях устного народного творчества – «вольный».

Поэт использует также такой приём, как антитеза (противопоставление):

серая темница – простор («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»), пленник – вольная птица («Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой»), при этом сопоставляя грустную, тоскливую несвободу и восхищающую, привлекательную волю.

орёл

лирический герой

свобода, воля

за окном, «морские края»

ограничение, несвобода, темница, решётки, тюрьма.

В произведении есть и приём олицетворения (это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия): «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

«Узник» Александра Сергеевича читается легко, порыв души поэта и его эмоции передаются нам, читателям. Поэт использует глаголы настоящего времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие, что передаёт динамику, ритмичность. В стихотворении встречаются повторы: пора, туда, где.

Пушкин в южной ссылке пытался определить своё назначение как поэта. Для него очень важно, чтобы была духовная свобода. Стихотворение «Узник» заставляет задуматься о судьбе человека в неволе.

Теоретический материал для углублённого изучения

Период южной ссылки поэта Александра Сергеевича Пушкина оказался весьма продуктивным в творческом отношении. За это время им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822) – образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения.

В Кишинёве над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми жёлтыми глазами и величественно принимали пищу.

Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещённые читатели, но и простые люди: стихотворение стало «народной песней».

Кишинёв – столица Молдавии. Кишинёв был присоединён к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 31-32, читать «Зимнее утро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро"

Урок был проведен в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на воприятие лирики Пушкина....

Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимняя дорога"

4 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".

Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"

Конспект урока по теме "А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях"...