Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимняя дорога"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Иванова Елена Анатольевна

4 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_stikhotvoreniem_a.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со стихотворением А. С.Пушкина «Зимняя дорога».

Цель: познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Задачи:

Обучающие: учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения;

Развивающие:  обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.

                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Подготовительная работа.

–Ребята! Вы любите путешествовать?

 –Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите? Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении большого симфонического оркестра Гостелерадио. Называется она «Метель. Зимняя дорога».

–Что вы себе представили? Какие картины нарисовали?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

–А теперь давайте посмотрим, какой предстала зимняя дорога перед героем стихотворения Пушкина «Зимняя дорога», с которым мы сегодня познакомимся.

3. Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Звучит стихотворение  в исполнении В. Ланового.

–Понравилось вам стихотворение?

–Каким настроением проникнуто стихотворение?

–Менялось ли настроение в процессе чтения?

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы представляете, слушая это стихотворение? (Словесное рисование картин).

4.Постановка учебной задачи.

–Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека. Выясним, встречаются ли в этом стихотворении  мотивы, которые звучали в «Зимнем вечере»? Есть ли общее в настроении стихотворений?

5. Анализ стихотворения.

–Прочитайте первую строфу.

– Каким настроением она проникнута?

–Как звучат строки?

–Какой звук часто повторяется? (Л )

–Как вы думаете, зачем? (Придаёт особую плавность, нежность).

–С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?

–Какое настроение у природы?

–Вспомните состояние природы в стихотворении «Зимний вечер». (Тревожная, враждебная).

–Что ощущается в природе в этом стихотворении? (Наоборот. Покой, гармония.)

–Найдите эпитеты в этом отрывке.

–Какой ещё приём использует автор?

–Как вы будете читать этот отрывок? (Медленно, плавно, напевно).

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте вторую строфу.

–Как бежит тройка?

 –Что означает слово борзая? (Быстрая.)

–Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?

–Какой звук повторяется в этой строфе? (О). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию).

–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).

–Какие эпитеты использует поэт?

–Сравните этот отрывок с первым.

–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось? ( Слышно чёткое, размеренное движение).

–Как будете читать этот отрывок?

Прочитайте выразительно.

6. Физминутка.

–Прочитайте третью строфу.

Вспомним ещё раз стихотворение «Зимний вечер». Есть ли в нём мотив песни?

–О чём просил спеть лирический герой?

–А что слышится в песнях ямщика?

Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас какое действие оказывает? (И читателю невесело.)

Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»

А что для героя родное?

Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»

Сравните состояние героя и состояние природы в первой строфе. Герой ощущает покой?

Подтвердите текстом.

Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 4 строфу.

–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути? (Кругом глушь и снег, а хочется домашнего уюта и тепла).

–Найдите эпитеты.

 –Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но «чёрный» - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.)

–Как вы понимаете слова «только вёрсты полосаты попадаются одне»?

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

– «Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт  вёрсты? (Жизнь тоже может быть полосатой: хорошее чередуется с плохим, светлые моменты с тёмными).

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

– С какой интонацией будете читать этот отрывок?

–Прочитайте выразительно.

–Прочитайте 5 и 6 строфы.

–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.

( Будущее время).

–Почему герой думает о будущем, а перед этим автор использует слово скучно?(Мысли о будущем, а настроение настоящее).

–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это  скорее мечта. О чём же мечтает герой? ( О доме, о друге, о человеческом счастье, о взаимопонимании).

–Прочитайте 6 строфу.

–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении? (Вновь мотив природы. Песня ямщика. Вновь скучно, грустно.)

–Найдите глаголы в этой строфе? (Один глагол «смолкнул»).

–В какой форме использованы прилагательные? ( В краткой форме).

–Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

–Какое слово характеризуются чувства героя? (Грустно). И этот грустный итог подчёркивает несбыточность мечты о счастье.

Прочитайте этот отрывок выразительно. Какое настроение вы попытаетесь передать?

Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети читают под музыку.

7. Обобщение.

–Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой? (Да. Сохранилась бы надежда на лучшее.)

 Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

Стихотворение написано в декабре 1826 года. Друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы в Сибирь.

 Где в это время находился Пушкин? (В ссылке).

 Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение  было написано в  поездке  поэта на допрос к псковскому губернатору.

Кто такие биографы?

Как вы думаете, соответствует ли настроение автора стихотворения  настроению героя?

 Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

Что помогает Пушкину передать состояние природы и лирического героя? (Эпитеты, олицетворения, повтор слов).

Одинаково ли настроение героя и состояние природы?

К какому выводу мы пришли?

 Продолжите предложение: «Рисуя природу,  А. С. Пушкин изображает________________  (внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. )

–Послушайте мелодию под названием «Зимняя дорога» А. Афанасьева, Е. Булгакова. Чем этот музыкальный отрывок  похож на стихотворение «Зимняя дорога»? (Настроение не меняется, однообразие звуков, как и однообразие звучащего в стихотворении колокольчика, монотонность дороги.)

8. Итог.

–С каким стихотворением познакомились?

–С каким стихотворением сравнивали?

–Что выяснили?

 Метод незаконченного предложения:

– Мне понравилось …

–Я понял, что …

– Я научился …

9. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

План-конспект урока в 6 классе по теме «Безопасность на дороге»

Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Road safety" к учебнику Spotlight...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...