Рабочая программа ОУД.02. Литература по специальности 34.02.01 Сестринское дело
рабочая программа по литературе
Рабочая учебная программа дисциплины Литература предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования.
Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
_________А.Е. Суханова
«______»___________2021 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОУД.02 Литература
Код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело
Москва
2021
РАССМОТРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ОУД, ЕН, ОГСЭ (протокол от____________ № ___) | Разработана на основе ФГОС СОО, примерной программы дисциплины, одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015г., ФГОС СПО по специальности34.02.01 Сестринское дело |
Составители (авторы): Репина И.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6» ____________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации Рецензент: Леонтьева Г.Д. преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» ____________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации | |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 10 |
| 31 |
| 35 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
- Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины Литература предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалиста среднего звена (далее ППССЗ) по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело на базе основного общего образования.
Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования.
- Место дисциплины в структуре программы подготовки специалиста среднего звена
Дисциплина относится к учебному циклу общеобразовательных дисциплин. Дисциплина направлена на формирование следующих общих компетенций ОК 1 -13.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание дисциплины Литература направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер-
шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль-
туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес-
са; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ-
ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор-
мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном про-
цессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе-
ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений раз-
личных типов; поиска, систематизации и использования необходимой инфор-
мации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания дисциплины Литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-
ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-
ности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-
собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо-
ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель-
ности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-
личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов
и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-
мулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-
зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произ-
ведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-
ций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художествен-
ного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-
ностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТОВ
№ | Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. | |
1 | Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. |
2 | Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; написание сочинения; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. |
3 | Поэзия второй половины XIX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре. |
4 | Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. |
5 | Особенности развития литературы 1920-х годов | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом. |
6 | Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа. |
7 | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения. |
8 | Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана. |
9 | Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений. |
10 | Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-мулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оцениватьее, определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить ее, анали-
зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/ понимать:
- содержание произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурное и нравственно-ценностное влияние
на формирование национальной и мировой культуры;
- авторскую позицию, историческую и эстетическую обусловленность литературного процесса;
- тексты художественных произведений в единстве содержания и формы, основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление о:
- системе стилей языка художественной литературы;
- роли и месте литературы в современном мире.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__176_____ часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося__117____часов;
- самостоятельной работы обучающегося____59_____ часов.
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
в том числе | |
самостоятельная работа над проектом | |
другие виды самостоятельной работы | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины Литература | ||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
1.Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. | 1 | |||
2. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | 2 | |||
3. Специфика литературы как вида искусства. | 1 | |||
4.Значение литературы при освоении специальностей СПО. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики». | ||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | 11 | |||
Тема 1.1 Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1.Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. | 1 | |||
2.Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада. | 2 | |||
Тема 1.2 А.С.Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изучен- ного). | 1 | |||
2.Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. | 2 | |||
2 | ||||
3.Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. | 1 | |||
Тема 1.3 М.Ю.Лермонтов. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. | 2 | |||
3.Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной ли- рики Лермонтова. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. Ю. Лермонтова(по выбору студентов). | ||||
Тема 1.4 Н.В.Гоголь. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. | 2 | |||
3. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. | 3 | |||
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | 62 | |||
Тема 2.1 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. | 1 | |||
2. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века». | ||||
А.Н.Островский. Тема 2.2 Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. | 2 | |||
Тема 2.3 Драма «Гроза». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. | 2 | |||
2. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. | 2 | |||
3. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишеннойнародных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы вдраме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. | 3 | |||
4. Роль персонажей второго ряда в пьесе. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка реферата: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». | ||||
И.А.Гончаров. Тема 2.4 Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. | 1 | |||
2. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. | 2 | |||
3. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. | 2 | |||
Тема 2.5 Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. | 2 | |||
2. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. | 3 | |||
Тема 2.6 Штольц и Обломов. Проблемы любви в романе. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. | 2 | |||
Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). | 2 | |||
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада: «Захар — второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Чтотакое “обломовщина”?». | ||||
И.С.Тургенев. Тема 2.7 Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Психологизм творчества. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. | 1 | |||
2. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. | 2 | |||
3. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. | 3 | |||
Тема 2.8 Роман «Отцы и дети». Смысл названия, проблематика, особенности композиции. Базаров в системе образов. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. | 2 | |||
2. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. | 3 | |||
Тема 2.9 Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Значение заключительных сцен романа. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. | 2 | |||
2. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». | 3 | |||
3. Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)». | ||||
Н. Г. Чернышевский. Тема 2.10 Очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского.Роман «Что делать?» | Содержание учебного материала | 2 | ||
Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. | 1 | |||
Роман «Что делать?». Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка реферата «Общество будущегов романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”». | ||||
Н. С. Лесков. Тема 2.11 Жизнь и творчество Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник». | Содержание учебного материала | |||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. | 2 | 1 | ||
2. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. | 2 | |||
3. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка реферата: «Праведники в творчестве Н.С.. Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественныймир Н. С. Лескова». | ||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Тема 2.12 Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. «История одного города». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранееизученного). Мировоззрение писателя. | 1 | |||
2. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. | 2 | |||
3. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов). | ||||
Ф. М. Достоевский. Тема 2.13 Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Петербург Достоевского. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. | 2 | |||
3. Петербург Достоевского. | 2 | |||
Тема 2.14 Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Драматичность характера и судьбы Раскольникова. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. | 2 | |||
2. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. | 3 | |||
3. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. | 2 | |||
2.15 Символическое значение образа «вечной Сонечки».Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». | 1 | |||
2. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. | 2 | |||
3. Споры вокруг романа и его главного героя. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова» | ||||
Л. Н. Толстой. Тема 2.16 Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. | 1 | |||
2. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. | 2 | |||
3. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение понятий «война» и «мир». | 2 | |||
Тема 2.17 Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. | 2 | |||
2. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. | 2 | |||
Тема 2.18 Светское общество в изображении Толстого. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Патриотизм в понимании писателя. | 2 | |||
2. Авторский идеал семьи в романе. | 3 | |||
Тема 2.19 Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. | 2 | |||
2. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. | 2 | |||
3. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Развенчание идеи «наполеонизма». | 3 | |||
4. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого»,«Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир”». | ||||
А. П. Чехов. Тема 2.20 Жизнь и творчество А.П.Чехова. Художественное совершенство рассказов. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепро-никающая сила чеховского творчества. | 1 | |||
2. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. | 2 | |||
3. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. | 2 | |||
Тема 2.21 Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Смысл названия пьесы. | 2 | |||
2. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». | 2 | |||
3. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Особенности символов. | 2 | |||
Тема 2.22 Драматургия Чехова. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. | 2 | |||
2. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А.П. Чехова. | ||||
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века | 12 | |||
Тема 3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1.Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. | 1 | |||
2. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. | 2 | |||
А.К. Толстой. Тема 3.2 Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. | 1 | |||
2. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. | 2 | |||
Ф.И.Тютчев. Тема 3.3 Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка реферата: «Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева». | ||||
А.А.Фет. Тема 3.4 Жизненный и творческий путь А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. | 2 | |||
Н.А.Некрасов. Тема 3.5 Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова. Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). | ||||
2. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. | ||||
3. Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. | ||||
Тема 3.6 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. | 1 | |||
2. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. | 2 | |||
3. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка фотовыставки иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова. | ||||
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. | 16 | |||
Тема 4.1 Русская литература на рубеже веков. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. | 1 | |||
2. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. | 2 | |||
И. А. Бунин. Тема 4.2 Жизнь и творчество И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. «Темные аллеи». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. | 1 | |||
3. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. | 2 | |||
4. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. | 2 | |||
А. И. Куприн. Тема 4.3 Жизнь и творчество А.И.Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. | 2 | |||
Максим Горький. Тема 4.4 Жизнь и творчество М.Горького. Романтические рассказы. Пьеса «На дне». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. | 1 | |||
2. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. | 2 | |||
3. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. | 3 | |||
4. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького» (произведения по выбору учащихся); | ||||
Тема 4.5 Серебряный век русской поэзии. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. | ||||
2. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «Поэты серебряного века» (по выбору учащихся). | ||||
А. А. Блок. Тема 4.6 Жизнь и творчество А.А.Блока. Художественный мир поэта. Поэма «Двенадцать». | Содержание учебного материала | 2 | ||
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
1. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. | 2 | |||
2. Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. | 2 | |||
3. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | 3 | |||
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов. | 10 | |||
Тема 5.1 Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс1920-х годов. | 1 | |||
2. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). | 2 | |||
Тема 5.2 Жизнь и творчество А.А.Фадеева. Роман «Разгром». | Содержание учебного материала | 1 | ||
1.Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): « Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа». | ||||
В. В. Маяковский. Тема 5.3 Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Новаторство лирики. Сатира Маяковского. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. | 2 | |||
3. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». | 2 | |||
С. А. Есенин. 5.4 Жизненный и творческий путь С.А.Есенина. Художественное своеобразие творчества Есенина. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Художественное своеобразие творчества Есенина. Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. | 2 | |||
3. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С. А. Есенина»; «Тема Родины в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока». «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»; | ||||
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | 22 | |||
М. И. Цветаева Тема 6.1 Жизнь и творчество М.И.Цветаевой. Идейно-тематические особенности поэзии. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. | 1 | |||
2. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 2 | |||
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама. Идейно-тематические особенности поэзии. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. | 1 | |||
2. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада: «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов», «М. И. Цветаева и А. А. Ахматова», «Теория поэтического слова О. Мандельштама». | ||||
Андрей Платонов (А.П. Климентов) Тема 6.3 Жизненный и творческий путь А. Платонова. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Содержание учебного материала | |||
1. Сведения из биографии. | 1 | |||
2. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. | 2 | |||
3. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозыА. Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова». | ||||
М.А.Булгаков. Тема 6.4 Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита ». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). | 1 | |||
2.Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. | 2 | |||
Тема 6.5 Три мира в романе. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. | 2 | |||
2. Любовь и судьба Мастера. | 3 | |||
3. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М. А. Булгакова | ||||
М.А.Шолохов. Тема 6.6 Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачествав годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. | 2 | |||
3. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. | 2 | |||
Тема 6.7 Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека изнарода в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | 2 | |||
2. Патриотизм и гуманизм романа. | 3 | |||
Тема 6.8 Женские судьбы. Любовь на страницах романа. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. | 2 | |||
2. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого вромане М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения». | ||||
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 8 | |||
Тема 7.1 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. | 1 | |||
2. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалильи др.). | 2 | |||
3. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. | 2 | |||
4. Произведения первых послевоенных лет. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада: « Живопись А. Дейнеки и А. Пластова», «Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.)», «Кинематограф героической эпохи». | ||||
Б.Л.Пастернак. Тема 7.2 Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. | 1 | |||
2. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. | 2 | |||
А.А.Ахматова. Тема 7.3 Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Основные мотивы лирики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика итональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. | 2 | |||
3. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы втворчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. | 2 | |||
4. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. | ||||
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов. | 18 | |||
Тема 8.1 Творчество писателей-прозаиков в 1950- 1980-е годы. Творчество В.М.Шукшина. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Литература периода «оттепели». Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. | 1 2 | |||
2. Художественное своеобразие прозы В. Шукшина.Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев»; «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); | ||||
В.Распутин. Тема 8.2 Жизненный и творческий путь В.Распутина. «Прощание с Матерой». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Обзор жизни и творчества В.Распутина. | 1 | |||
2. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. | 2 | |||
А.И.Солженицын. Тема 8.3 Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). | 1 | |||
2. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. | 2 | |||
3.Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 1 | ||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ»,романы «В круге первом», «Раковый корпус». | ||||
Тема 8.4 Творчество поэтов в 1950- 1980-е годы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. | 1 | |||
2. Лирика поэтов-фронтовиков. | 2 | |||
3. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. | 2 | |||
А.Т.Твардовский. Тема 8.5 Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. Особенности поэтического мира. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзортворчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. | 2 | |||
2. Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца каккомпозиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века», «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дорогии дома в лирике А. Твардовского». | ||||
Тема 8.6 Драматургия 1950 – 1980-х годов. Жизнь и творчество А.А. Вампилова. «Утиная охота». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. | 1 | |||
2. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». | 2 | |||
3. Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. | 2 | |||
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции). | 4 | |||
Тема 9.1 Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции). | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. | 1 | |||
2. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. | 1 | |||
3. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. | 1 | |||
Тема 9.2 В.Набоков. «Машенька». | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Обзор жизни и творчества В.Набокова. Автобиографические мотивы, связанные с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции». | ||||
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов. | 8 | |||
Тема 10.1 Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. | 1 | |||
2. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. | 2 | |||
Тема 10.2 В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами». | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Обзор жизни и творчества В.Маканина. | 1 | |||
2. Философский, обобщающий, сюжетно и композиционно организующий смысл лейтмотива утраты в повести В. Маканина «Где сходилось небо с холмами». | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фантастика в современной литературе». | ||||
Тема 10.3 Творчество Т. Кибирова. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Обзор жизни и творчества Т. Кибирова. | ||||
2. Поэзия постмодернизма, соц-арта и концептуализма. Пересмешничество, пародия, самопародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. Направления и особенности. | ||||
Дифференцированный зачет. | 2 | |||
Всего | 176 | |||
*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- Доска рабочая
- Стол преподавателя
- Стул для преподавателя
- Столы для студентов
- Стулья для студентов
- Книжные шкафы
- Шкафы для хранения учебных пособий
- Шкафы для ТСО
- Учебно-наглядные пособия:
Видеофильмы:
-“Преступление и наказание” 2 части.
-“Война и мир” 3 части.
-“Бесприданница”.
-“Классики русской литературы”.
-“Анна Ахматова”.
-“Борис Пастернак”.
-“Тихий Дон”.
-“Дядя Ваня”.
-“Школьная энциклопедия” 5 частей.
-“Собачье сердце”.
-“Накануне”.
-“Что такое искусство”
-“Мастер и Маргарита”.
-“А зори здесь тихие”.
-“Сказ про Петра”.
-“Звезда”
-“Отцы и дети” (2 части).
-«Вишневый сад».
-«Гроза».
-«Иудушка Головлев»
-«Юность поэта»
-«Инкогнито из Петербурга».
-«Шинель».
DVD диски:
-«Русская поэзия 17-20 веков».
-“Библиотека русской классики”, выпуск 1.
-«Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 10 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
-«Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
-Новая школа. Русский язык. Экспресс-подготовка к экзамену.
-Русская литература от Нестора до Маяковского.
Электронная библиотека
-Большая детская энциклопедия. Литература.
-Видеоэнциклопедия. Электронная библиотека.
Технические средства обучения:
- Телевизор
- Мультимедиа-проектор
- Компьютер
- Экран
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Лебедев Ю.В., Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Лебедев Ю.В. — М.: Просвещение, 2018.
2. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. В.П.Журавлева. — М.: Просвещение, 2018.
Дополнительные источники:
1. Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2019.
2. Фёдоров С.В. "Литература. 10 класс. Учебник. В 2 частях. Базовый уровень" М., Просвещение, 2019.
3. Чернова Т.А.: Учимся писать сочинение. 10-11 классы. ФГОС. Экзамен, 2018 г.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Интернет – ресурсы
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических знаний, тестирования, а также оценивания выполнения обучающимися индивидуальных проектов, результатов самостоятельной работы обучающихся
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ных высказываниях; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/ понимать:
литературы, их историко-культурное и нравственно-ценностное влияние на формирование национальной и мировой культуры;
ных произведений в единстве содержания и формы, основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление о:
| ОК 1-13 | Формы контроля результатов обучения: Проверка выполнения домашних заданий, тематическое тестирование, защита сообщений, докладов, электронных презентаций. Проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера. Методы контроля результатов обучения: систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий; постоянный анализ знаний студента, работа над ошибками и оценка знаний; во время занятий применение методов аналогии и сравнения; на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний; На теоретических занятиях проведение устного индивидуального опроса; для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; защита творческой работы (реферата, презентации); постоянный анализ выполнения письменных работ. |
Примерный перечень тем индивидуальных проектов по дисциплине
Литература
- «Пушкин в воспоминаниях современников»
- «Предки Пушкина и его семья»
- «Царскосельский лицей и его воспитанники»
- «Судьба Н. Н. Пушкиной»
- «Дуэль и смерть А. С. Пушкина».
- «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя»
- «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников»
- «Поэты России XIX века»
- «Мой любимый поэт второй половины XIX века»
- «А. К. Толстой — прозаик»
- «А. К. Толстой — драматург»
- «А. К. Толстой в воспоминаниях современников»
- «Феномен Козьмы Пруткова»
- «Жизнь поэзии А. К. Толстого в музыкальном искусстве»
- «Некрасовский “Современник”»
- «Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников»
- «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)»
- «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова»
- «Поэмы Н. А. Некрасова»
- «Н. А. Некрасов как литературный критик»
- «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов»
- «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина»
- «Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина»
- «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное»
- «Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока»
- «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»
- «Тема революции в творчестве А. Блока»
- «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского»
- «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»
- «А. А. Фадеев в жизни и творчестве»
- «Взгляды А. А. Фадеева на литературу»
- «Революция в творчестве А. А. Фадеева»
- «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»
- «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы»
- Жизнь и творчество одного из драматургов 1950—1980-х годов (автор по выбору)
- «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов»
- (автор по выбору)
- «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»
- «Мотив игры в пьесах А. Вампилова “Утиная охота” и А. Арбузова “Жестокие игры”»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Квалификация: фельдшер Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр - 4 курс 8 семестр Москва 2019
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» СПО....

ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.
Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ дисциплина ОУД.02 Литература для специальности 34.02.01 Сестринское дело Входной (стартовый) контроль 2019-20
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ дисциплина ОУД.02 Литература для специальности 34.02.01 Сестринское дело Входной (стартовый) контроль 2019-20...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Информатика" Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в редакции от 12.08.202...

Рабочая программа ОУД.02. Литература по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина «ОУД.02 Литература» является обязательной частью цикла общеобразовательных дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринск...
