Открытый урок "Тема памяти в произведении Б. Васильева "Экспонат №..."
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок проходит в виде беседы-размышления, исследования на заданную тему. В процессе реализуются индивидуальные домашние задания. Урок рассчитан на 1час с последующим написанием творческого задания (домашнее задание). Основной вид деятельности - исследование. Форма обучения - групповая, коллективная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ
«Тема памяти в произведениях о войне»
( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…")
Цель урока:
- познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
- помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения;
- сформировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизнью;
- воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших.
(Писатель предупреждает: равнодушие – тоже зло, только более опасное.)
Задачи урока:
● осмысление философских и нравственно-этических проблем произведения;
● способствовать формированию личностных качеств учащихся (самопожертвование, отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь, доброта);
● развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему;
● способствовать формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
● воспитывать интерес к творчеству русских писателей, к произведениям о Великой Отечественной войне, о судьбах людей в сложные периоды истории страны.
Планируемые результаты:
предметные: организовать работу по восприятию рассказа и осмыслению философских и нравственных проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к старшему поколению; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, музейные экспонаты.
Краткое описание урока: рассказ прочитан учащимися дома. Урок проходит в виде беседы-размышления, исследования на заданную тему. В процессе реализуются индивидуальные домашние задания. Урок рассчитан на 1час с последующим написанием творческого задания (домашнее задание). Основной вид деятельности - исследование. Форма обучения - групповая, коллективная.
ХОД УРОКА:
- Оргмомент. Настрой на успех. Приглашаю вас к важному разговору, будьте искренними, говорите от души и всё получится. (1 слайд)
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, посмотрите на облако слов. Какие слова вы прочитали? Облако слов (Война, боль, слезы, страдания, потери, память, лишения, горе, ужасы, тревога, равнодушие, прошлое, будущее, мужество, экспонат, Борис Васильев, прошла война, прошла страда! Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда. Об этом не забудем!) (2 слайд)
- Как они взаимосвязаны между собой?
- 2025 год объявлен Годом защитника Отечества. Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Почти 80 лет назад, 9 мая 1945 года, отгремели последние орудийные залпы. (3 слайд)
- Какой след в душе человека оставляет война?
- Прочитаем эпиграф к уроку. (4 слайд)
Прошла война,
Прошла страда!
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем! А. Т. Твардовский
- К чему призывает А. Т. Твардовский?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Формулировка темы урока.
Тема памяти в рассказе Бориса Васильева «Экспонат №…» (5 слайд)
- Я приглашаю вас к разговору о памяти.
- Чем мы будем заниматься на уроке? Нам помогут слова-помощники (Сегодня на уроке я хочу узнать, выяснить, понять, проанализировать…) (6, 7 слайд)
- Я хочу выяснить, что значит помнить?
- Я хочу узнать, надо ли нам, живущим через 80 лет после Великой победы, помнить о тех далёких годах?
- Я хочу понять, чем для людей были фронтовые письма, почему ими дорожили? В чем ценность военных писем?
- Поможет ответить на эти вопросы рассказ Бориса Васильева «Экспонат №…» Имя Бориса Васильева совершенно новое для вас. Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.
Дома вы познакомились с биографией писателя, краткая справка о нем есть в учебнике. Проведем игру «Верю- не верю». (8 слайд)
-Верите ли вы в то, что Б. Васильев окончил 7 классов, когда началась Великая Отечественная война? (9 слайд)
- Он ушел добровольцем на фронт, получил контузию, после этого его отправили учиться.
- Получил профессию шофера.
- Капитан Васильев в 1954г. пишет рапорт об увольнении в запас из-за любви к литературе.
- Написал произведение «Экспонат №…»
Проверим, верно ли выполнили задание. (10 слайд)
4. Итак, ребята, давайте обратимся к произведению.
Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель с уважением относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память.
- Как называется рассказ Б. Васильева, который вы прочитали дома? (11 слайд)
- Что такое экспонат? (Экспонаты – предметы, представленные на выставке в музее)
- С какой целью создаются музеи боевой славы? (Чтобы мы знали о подвиге людей во время войны, чтили их память…)
- Что необходимо сделать, чтобы обновить старую или создать новую композицию? (Надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-либо документы или вещи в музей, письма…)
- Несмотря на то, что прошло уже почти 80 лет со Дня Победы, сбор информации экспонатов остается актуальным.
- Вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?
(Одна из обычных московских "коммуналок" провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она "потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…"
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: "Я вернусь, мама".
- О каком экспонате идет речь в рассказе? (о письмах) (12 слайд)
- Одним из музейных экспонатов музея являются письма. Фронтовые треугольники. Треугольники судьбы. Письма с фронта.
Чтение эпизода "Письмо от сына" (читает ученик с.76). Ученик в военной форме, в руках фронтовой треугольник (Инсценировка)
-Что можно сказать об Игоре по строчкам из его письма?
-Что значили для матери письма с фронта?
-Кроме писем, что еще получила Анна Федотовна?
- Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.77). («3 дня кричала и не верила, и коммуналка «плакала и не верила, и сосед Володя…ругался и не верил.», после прихода похоронки «Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда»)
- Что помогло Анне Федотовне и ее соседям по коммунальной квартире выстоять, выжить в годы войны? (стр. 78 … Полина плечом к Маше Волковой…)
- Чем заполнилась жизнь Анны Федотовны после прихода второго письма?
Болезненной потребностью стало перечитывание писем: «и так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года», «пред тем, как уснуть…», «уходила на работу, а вечером читала письма», «да, все менялось в жизни…», «а когда заканчивались заветные письма»; заботилась о других; жила воспоминаниями. Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь. Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
- Чем для Анны Федотовны были эти письма?
(13 слайд)
Письма были смыслом и содержанием жизни старой женщины. Эти письма - воспоминания о сыне, память о нем. Они были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении многих лет, «единственным сокровищем».
- Два письма и похоронка — вот и все, что осталось у нее от сына. Она бережно их хранила и перечитывала перед сном, это было для нее особенным ритуалом, она разговаривала с ними, представляя сына, голос сержанта Переплётчикова.
(14 слайд)- Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам посмотреть видеоклип.
Тема, о которой идёт речь, очень актуальна. Стихотворение А. Дементьева «Баллада о матери», фильм «Баллада о матери», песня «Алёшенька» всё это сложилось воедино в видеоролике «Баллада о матери», где звучит песня в исполнении Зары
Посмотрите видео. Подумайте:
- В чем это стихотворение и кадры из фильма и песня созвучны с рассказом?
О чем пытается сказать нам автор, показывая страдания матери, её настойчивость в чтении писем?
Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ. Именно поэтому большое количество стихотворений о войне, превратились в песни.
- Вернёмся к нашему произведению….
- Почему Анна Федотовна никогда не смотрела передачи, фильмы о войне?
- Что изменилось после 1965 года?
В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне - художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
Но однажды…
- Чтение эпизода "Мать узнала сына…" (читает ученик с.84)
И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма. И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга.
-Что произошло с Анной Федотовной? (ослепла)
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
- Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых”.
"Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь ".
Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости.
- Кто пришел в гости к женщине? ("две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.)
Привычную жизнь А.Ф. разрушает приход пионеров. Мне кажется, это самый суровый эпизод рассказа. На мой взгляд, он страшнее похоронки, которую А.Ф. получила в 1941 году.
Чтобы разобрать этот эпизод, вам предстоит поработать в группах.
Работа в группах. (15 слайд)
1 группа. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери
Б) родной голос, беспомощные слова
В) письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) Метафора
2) Эпитет
3) Антитеза
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
|
|
|
Пояснение.
А — 3. Антитеза — противопоставление: «Официальный холодный голос смерти и беспомощные теплые слезы матери».
Б — 2. Эпитет — образное определение: родной голос, беспомощные слова.
В — 1. Метафора — скрытое сравнение: «письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души».
Ответ: 321.
2 группа. Составьте таблицу положительных и отрицательных качеств детей-пионеров, пришедших к А.Ф.
3 группа. Представьте, что вы пионеры, пришедшие к А.Ф. Как бы вы поступили на их месте?
4 группа. (домашнее задание) Работа со статьей из школьного музея, написанной к 45-летию Победы, «Материнское мужество».
- Как статья «Материнское мужество», написанная в 1990 г. в «Тарбагатайской ниве», связана с темой нашего урока?
Итак, вновь возвращаемся к нашему произведению….
Пионеры ушли.
- Что случилось с Анной Федотовной после ухода пионеров?
УЧИТЕЛЬ: вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили Анну Федотовну из "безвременья", но душа ее замолчала. (метафора).Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда".(угас, умер, погиб – однородные члены предложения.)
- Как вы понимаете смысл этих слов?
УЧИТЕЛЬ: умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, равнодушие.
ВЫВОД: Пионеры ради похвалы живую память превратили в экспонат, который оказался никому не нужен.
- Я вижу, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат №…» не оставил вас равнодушными.
- В начале урока я вас спрашивала, с какой целью создаются музеи. А в нашей школе есть музей? (есть)
- Обратите внимание, ребята, на выставку, которую я для вас приготовила. Здесь представлены фотографии женщин нашего села, о которых шла речь в газетной вырезке «Материнское мужество», похоронки и фронтовые письма Емельянова Серпиона Даниловича, человека, который был участником Великой Отечественной войны. А его внучка сегодня присутствует у нас на уроке. Это учитель истории нашей школы – Русина Елена Федоровна. И она пришла к нам не просто так, а чтобы рассказать, что для неё значат фронтовые письма деда. В чем для неё ценность этих писем.
- Давайте вернемся к началу урока. Так что значит помнить? (16 слайд)
ВЫВОД: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
5. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ:
Великая Отечественная война — это героическая страница истории нашей Родины, и вы, ребята, должны ее знать, помнить и гордиться ею.
Ну а теперь подведем итоги нашего урока.
На столах лежат смайлики. Они разного цвета.
- Я хорошо работал в течение урока. Я молодец!
- У меня не всё получилось, но я старался.
- На уроке мне было трудно.
Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении:
"О чем заставил меня задуматься рассказ Б. Васильева “Экспонат № …”;
" Спешу поделиться только что прочитанным ";
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - размышление. Тема памяти в произведениях Б.Василева. (на примере рассказа "Экспонат №...")
Цели урока:1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор...
Открытая линейка памяти 10-ой годовщины жертв в Беслане.
Цели:- Вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане;- Формировать у воспитанников толерантность, сострадание, общероссийскую гражданскую идентичность;- Сформировать позицию нравственного и...
Открытие Стены Памяти
Мероприятие посвящено открытию Стены Памяти к 70-летию Великой Победы...

Открытие Стены Памяти - 10.04.2015 года
Открытие Стены Памяти 10.04.2015 года в МАОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области. Военно-патриотическое мероприятие приуроченное к 70-летию Великой Победы.Ц...

Тема памяти в произведениях Ч.Айтматова
Чингиз Айтматов - всемирно известный киргизский писатель, автор многих произведений, в центре которых человек в современном мире. Человек, позабывший, кто он, откуда он родом, кто его предки, перестае...





