Рабочие материалы к уроку по роману Преступление и наказание
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс)

Материал к урокам по роману Ф.М. Достоевского " Преступление и наказание". Образ Раскольникова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План характеристики Раскольникова

  1. Место образа в романе

Центральный герой, т.к. с ним связано решение гл. проблемы- преступления и наказания.

Он играет решающую роль в выражении главной идеи романа-  человек не может освободить себя от исполнения вечных нравст. законов.

Нарушение нравств. законов губительно. И если он их нарушил, тот воскреснуть можно через очистительные страдания, через приобщение интеллигенции к физическому труду. Через просвещение тружеников, в опоре на нравст-ые и христ-ие заповеди, путём нравственного самоусовершенствования каждого отд. Человека. Добровольно отказаться от зла, следуя закону : «Возлюби ближнего , как самого себя».

  1. Социальное положение

Нищий студент, который живёт на окраине Петербурга в трущобе.

  1. Раздвоение личности Р.

Раскольников- человек больного, раздвоенного сознания, находящийся на полпути между добром и злом. Раздвоенность проявляется в исполнении благородных поступков, о которых тут же жалеет,; добрый, всем сочувствующий человек безжалостно убивает старуху. Особенно ярко раздвоенность проявляется в признании в убийстве Соне. Эта необыкновенная исповедь представляет спор Р. с самим собою. Его мало волновало, поймёт ли его Соня, т.к. он изображён в переходный момент.Достоевский курсивом пишет, что внезапный поток мыслей Р.поразил самого Р. Это и есть образ больного человека. Он говорит, что убил потому, что хочет решить для себя- маленький человек он или наполеон.

  1. Положительные и отрицательные черты.

Положительные: доброта, сострадание, ум, образованность, честность, совестливость, смелость.

Отрицательные: злой, мстительный, непомерно гордый, индивидуалист ( 1 решает за всех), одинок, жестокий, самолюбивый.

  1. Собственная философская теория Раскольникова.

Он обладает философским складом ума.
Теория Р.
- Все люди делятся на 2 разряда: маленьких людей ( они материал для истории, те, кто призваны продолжить род человеческий) и необыкновенных людей ( предопределяющих своей деятельностью исторический прогресс)
- Обыкновенные маленькие люди, твари дрожащие, обязаны неукоснительно выполнять законы. Люди великие, необыкновенные , выдающиеся, во имя истрического прогресса, во имя великой гуманной цели могут эти законы нарушать.

  1. Преступление и наказание Р.

Преступление Р. – эксперимент над самим собой, т. К. все великие люди были запятнаны кровью. Он решил, что, если он убьёт и вынесет, значит он- необыкновенный человек.

  При множестве причин, которые толкнули Р. на преступление (бунт против несправедливости жизни, письмо матери, встреча с девочкой на бульваре, исповедь Мармеладова, разговор студента с офицером, случайная встреча с Лизаветой), главную роль играет теория, которая овладела сознанием Р. и поработила его.

После встречи с Ел. Достоевский пишет,  что его состояние напоминает  человека, край одежды которого попал в колесо и его туда затягивает.
Он вернулся домой приговорённый к убийству.

Первые 4 главы- история мучительной борьбы доброй души Р. с теорией. После встречи с Лизаветой его душа порабощена жестокой теорией.

Т. О. Преступление состоит в том, что он преступает и уголовные, и нравственные законы.

Наказание

Уголовное наказание- суд, каторга.. в основе уголовного наказания лежит насилие ( по Достоевскому). Д. признает только такое наказание, которое вызывает воскрешение души. Таким наказанием считает внутреннюю казнь- муки совести, страдания.

Он наказывает Р. разъединением с близкимилюдьми, страшным сном накануне преступления и после, ненавистью каторжан, покушением на него, попыткой самоубийства, смертью матери и т.д.

Кульминац. сцена- сцена убийства. В ней выражены самые гл. идеи романа- с теориями и идеями нужно обращаться осторожно, они очень влияют на человека.

Роман создан для того, чтобы показать, как человек может избавиться от зла, воскреснуть к добру.

Дост-ий был почвенником, был создателем новой философии и пропагандистом. Идеи почвенничества:

- основа нации- трудовой народ, создатель всех матер. Ценностей

-образованные люди д. просвещать народ и приобщать к физич. труду ( что он и делает с Раскольниковым )

Возродится Россия вследствие нравст. усовершенствования, веры и христианской нравственности.
В эпилоге Р. делает первые шаги к воскрешению. Любовь Сони размягчает сердце, смиряет гордыню. Он берёт Евангелие.

Полное воскрешение для Р. возможно только в будущей жизни.

  1. Вывод
  2. Раскольников- это необыкновенный герой, убийца по идеологическим соображениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Презентация к уроку по роману "Преступление и наказание"

1.для использования в качестве примеров на ЕГЭ по русскому языку 2.для подготовки к  сдаче ЕГЭ по литературе 3.для общего развития (словарного запаса, умения делать выводы и т.д.) 4.для духовного...

Система уроков по роману «Преступление и наказание»

Презентация к системе уроков по роману Ф.М.Достоевсого "Преступление и наказание"...

конспект урока по роману "Преступление и наказание"

Конспект урока является приложением к документу "Система работы по теме "Гражданско- патриотическое воспитание школьников на уроках литературы"...

"Своя игра" к уроку по роману "Преступление и наказание" Достоевского

Перед началом изучения романа - для стимулирования учащихся к прочтению текста...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...