Двойники и антиподы Родиона Раскольникова
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Василенко Ольга Олеговна

Урок литературы в 10 классе. 

Цели:

  • закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;
  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование 10 класс Двойники и антиподы Родиона Раскольникова 

Слайд 2

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; расширить представление о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”; воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие; развить критическое мышление , повышать интерес к исследовательской работе. Цели: 2

Слайд 3

В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Родион Раскольников. 3

Слайд 4

Теория Раскольникова Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. 4

Слайд 5

Основная формула теории Раскольникова 5

Слайд 6

ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ 6

Слайд 7

Лужин Пётр Петрович Тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». 7

Слайд 8

Теория целого кафтана заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Теория Лужина 8

Слайд 9

Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек без кафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить. «...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...». 9

Слайд 10

Лужин подавляет и унижает людей. « Наполеоны» не мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека. Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Преступление Лужина 10

Слайд 11

Общее Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами 11

Слайд 12

Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих Эгоизм 12

Слайд 13

Министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Прогрессист. Лебезятников Андрей Семенович 13

Слайд 14

Теория Лебезятникова Отрицает нравственные и государственные нормы С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Лебезятников 14

Слайд 15

Общее Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Общее – идеи нигилизма (культ протеста) 15

Слайд 16

(от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д. Нигилизм 16

Слайд 17

Свидригайлов Аркадий Иванович Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”. 17

Слайд 18

Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки . “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша” 18

Слайд 19

Мы одного поля ягоды Старается добиться желаемого любой ценой Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова. 19

Слайд 20

Общее Крайний индивидуализм, культ сильной личности 20

Слайд 21

Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Индивидуализм 21

Слайд 22

Бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств Разумихин Дмитрий Прокофьевич 22

Слайд 23

Общее Альтруизм 23

Слайд 24

Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами . Альтруизм 24

Слайд 25

Пристав следственных дел, правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке.… если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать» Порфирий Петрович 25

Слайд 26

Общее Общая мораль, общие идеи переустройства мира в лучшую сторону 26

Слайд 27

«Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Соня Мармеладова 27

Слайд 28

Общее Идут «по одной дороге» («Мы вместе прокляты, вместе и пойдём»). Смирение, мессианство. 28

Слайд 29

Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле 29 Смирение Мессия В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии.

Слайд 30

наполеономания мессианство 30

Слайд 31

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  Лев Толстой 31

Слайд 32

Проанализируйте эпилог романа; Письменно ответьте на вопрос «Каково значение Сони Мармеладовой в романе?» 32 Домашнее задание:

Слайд 33

Моя мыслительная активность на уроке была … Больше всего мне понравилось ………………………….. У меня пока не совсем получается………………………. Сегодня я понял(а), что думать ………………………….. Сегодняшний урок показал мне ………………………... 33 Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:



Предварительный просмотр:

Тема:  Двойники и антиподы Родиона Раскольникова

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.

Цели: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

  • выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;
  • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • расширить представление учащихся о героях романа;
  • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир “погибших и погибающих”;
  • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к “униженным и оскорбленным”, милосердие;
  • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Задачи:

  1. Проанализировать теории, представленные в романе.
  2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
  3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают. 
                       
Родион Раскольников.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

  • Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж – носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели.
  • Давайте вспомним еще раз теорию Раскольникова. Какова основная формула теории?
  • Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой – не объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и, следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.
  • Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.
  • Кого же можно отнести к первой группе? (Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов).
  • Докажем это.

2. Исследование “двойников”

1) Лужин Пётр Петрович

  • Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (Краткое сообщение учащегося ).
  • Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Какова теория Лужина? Что он утверждает? (Теория целого кафтана заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано»).
  • Как «переступил» Лужин? В чём его преступление? (Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. )
  • Давайте сравним Лужина и Раскольникова, чтобы выяснить в чем они сходны, а в чем различны.

  • Что у них общего? (Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами ).
  • Другими словами – это ЭГОИЗМ.
  • Запишем это слово и его значение.

2)  Лебезятников Андрей Семёнович

  • Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Краткое сообщение учащегося)
  • Какова  «теория» Лебезятникова? (Отрицает нравственные и государственные нормы . С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”)
  • Сравним Раскольникова и Лебезятникова.

  • Что между ними общего? (Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний.  Общее – идеи нигилизма (культ протеста)
  • Другими словами – это нигилизм. Запишем это слово.

Словарная работа. НИГИЛИЗМ

  • Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

3) Свидригайлов Аркадий Иванович

  • Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).
  • Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?  (Сообщение учащегося)
  • Какова его теория? (“Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”)
  • Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”? (Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)
  • Сравним этих героев.

  • Итак, общим является крайний индивидуализм, культ сильной личности.
  • Что означает слово индивидуализм? Запишем это.

Словарная работа. ИНДИВИДУАЛИЗМ

  1. Исследование «антиподов»
  • Назовите антиподов Раскольникова.

  1. Разумихин Дмитрий Прокофьевич
  • Расскажите о Разумихине. Кто он такой? (Сообщение учащегося)
  • Сравним Разумихина и Раскольникова и выясним их сходства и различия.

  • Что их сближает? (Альтруизм. Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами)
  • Запишем это слово.

Словарная работа. АЛЬТРУИЗМ

  1. Порфирий Петрович
  • Кто такой Порфирий Петрович? Познакомимся с ним. (Сообщение учащегося)
  • Сравним Раскольникова и Порфирия Петровича.

  • Сходны они в том. что у них есть общая мораль, общие идеи переустройства мира в лучшую сторону.

  1. Соня Мармеладова
  • Следующий антипод Раскольникова – это Соня Мармеладова. Познакомимся с ней поближе (Сообщение учащегося)
  • Сравним Раскольникова и Соню.

  • Идут «по одной дороге» («Мы вместе прокляты, вместе и пойдём»). Смирение, мессианство.

Словарная работа. СМИРЕНИЕ. МЕССИЯ

  1. Вывод
  • Итак, рассмотрим наш план-конспект. Что у нас получилось?

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

  • Скажите, имеет ли какое-то значение сама фамилия главного героя – Раскольников? Это отражается в таблице? Как?

  • Прочтем слова Л.Н.Толстого. Как вы их понимаете?

«Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу»

  • Человеку свойственно сомневаться или искать себя, свойственны душевные терзания. Любого мало-мальски думающего человека будут терзать мысли об устройстве или переустройстве мира, о всевозможных социальных проблемах. Поэтому многие из нас могут обнаружить и в себе те же мысли, которые мучили Раскольникова.

  1. Домашнее задание:
  • Проанализируйте эпилог романа;
  • Письменно ответьте на вопрос «Каково значение Сони Мармеладовой в романе?»
  1. Рефлексия урока

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

  • Моя мыслительная активность на уроке была _______________________________________
  • Больше всего мне понравилось____________________________________________________
  • У меня пока не совсем получается_________________________________________________
  • Сегодня я понял(а), что думать ____________________________________________________
  • Сегодняшний урок показал мне ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

"В чем беда и в чем вина Родиона Раскольникова?" урок-дебаты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»                                        ...

Двойники и антиподы Раскольникова

презентация по литературе...

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

Презентация "Двойники и антиподы Раскольникова. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский"

Данная презентация поможет обучающимся проанализировать героев произведения....