Технологическая карта к уроку по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»»
план-конспект урока по литературе
Конспект урока+ самоанализ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ | |
| 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 9 класс,.
Тема урока : Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. История создания поэмы « Мёртвые души».
Цели и задачи для ученика 1. Учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; 2. Выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; 3. Формировать границы собственного знания и «незнания»; 4. Иметь представление о Н.В.Гоголе; 5 Строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. | Цели и задачи для учителя Образовательные: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра Развивающие : развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста; Воспитательные : воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества. |
Тип урока: урок усвоение новых знаний | Форма урока: проблемный урок |
Формы контроля: устный опрос, работа с карточками | Домашнее задание : образы помещиков, принести текст. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. | Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
2. Актуализация опорных знаний | - Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя». Но сначала нужно ответить на вопросы по творчеству Н. Гоголя , которое изучалось ранее ( работа на карточках) Проверка работ. - Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века. Проверка домашнего задания (задание по группам) Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть. | Работа по карточкам. Ответить на вопрос Выступления учащихся. | личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока. | Мы с вами будем изучать великое произведение Гоголя-поэму «Мертвые души». «Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги». | Формулируют тему урока | предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
4. Этап актуализации знаний | Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»… Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах) | Обмениваются мнением в парах | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
5. Открытие нового знания | «Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль. Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе». Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах) Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни. Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах) Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел. Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом». Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (Многие типы помещиков, к-рых показал Гоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству? Никакую. Как мёртвые души) Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем». | Работа в парах Работа в парах | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. |
6. Подведение итогов урока | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя. | Осуществляют самооценку работы групп. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о поэме, её жанре. |
7. Рефлексия | Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке. - Что вы узнали о поэме Н. В. Гоголя? | Осуществляют самооценку работы. | регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. |
8.Домашнее задание | Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник: образы помещиков, принести текст с поэмой. | коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: проблемный урок.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, беседы-дискуссии, работы с источниками.
Средства обучения: Карточки с вопросами, портреты писателя, видеозаписи, презентации
Формы работы: Коллективная, индивидуальная, групповая
Ход урока :
1. Организационный этап
✅ Учитель: Приветствует учеников, настраивает на рабочую обстановку, оценивает готовность класса к уроку.
✔️ Ученики: Проверяют наличие материалов, готовы приступить к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
✅ Учитель: Организовал необычную подачу материала: ученики выступают в роли исследователей творчества Гоголя, знакомящих друг друга с собранным материалом.
✔️ Ученики: Работают с карточками, готовят выступление, участвуют в викторинах по творчеству Гоголя.
✨ Примечание: Важно отметить высокий уровень вовлеченности учащихся, хотя несколько студентов выглядели растерянными из-за большого объема информации.
3. Мотивация учебной деятельности
✅ Учитель: Представляет тему урока, обращаясь к известному названию «Мертвые души», подчеркивает исторические факты и предпосылки возникновения названия.
✔️ Ученики: Проявляют интерес, предлагают версии значения термина «мертвые души».
✨ Примечание: Работу над определением термина следовало немного ускорить, так как это заняло значительное время.
4. Открытие нового знания
✅ Учитель: Руководит дискуссией, ставит проблемные вопросы относительно происхождения термина «мертвые души», приглашает учеников к размышлению о возможных смыслах и современных аналогиях.
✔️ Ученики: Активно участвуют в обмене мнениями, демонстрируют хорошие аналитические способности.
✨ Примечание: Процесс открытия нового знания шел довольно медленно, возможно, стоило добавить промежуточные вопросы для ускорения хода обсуждения.
5. Закрепление нового знания
✅ Учитель: Возвращается к истории создания поэмы, напоминает замысел Пушкина, привлекает внимание к значимым цитатам Гоголя.
✔️ Ученики: Запоминают основную идею произведения, отмечают противоречия, возникшие у Гоголя в создании второго тома.
✨ Примечание: Обсудить мотивы нерешительности Гоголя во втором томе подробнее, обратить внимание на метафоричность образов и символику смерти и возрождения.
6. Подведение итогов урока
✅ Учитель: Помогает ученикам увидеть главную идею произведения, обращается к финалу, выделяет тему бессмертия и преобразований в русской душе.
✔️ Ученики: Показывают понимание ключевой концепции, выделяют черты героизма и трагизма русских персонажей.
✨ Примечание: Желательно уделить чуть больше времени обсуждению вклада Гоголя в мировую литературу и влияние его творчества на последующие поколения авторов.
7. Рефлексия
✅ Учитель: Проводит завершающую беседу, просит поделиться впечатлениями и мыслями.
✔️ Ученики: Делятся впечатлениями, показывают хорошее понимание темы, благодарят за интересный урок.
✨ Примечание: Нужно продумать способы укрепления обратной связи, учитывая темперамент каждого ученика.
8. Домашнее задание
✅ Учитель: Дает задание подготовиться к следующему уроку, рассмотреть образы помещиков, принести текст поэмы.
✔️ Ученики: Записывают задание, соглашаются на следующую встречу.
Результат урока:
✅ Достигли цели урока: сформировали первоначальное представление о творчестве Гоголя, начали разбираться в особенностях поэмы «Мертвые души».
✔️ Ученики приняли активное участие, проявляли инициативу и желание обсуждать поднятые вопросы.
✘ Немного затянулось обсуждение, хотелось бы сэкономить время на этапе знакомства с материалом.
Несмотря на незначительные погрешности, урок прошел содержательно и продуктивно. Полученные знания позволят перейти к более глубокой работе с текстом произведения. Рекомендую уделять больше внимания регулировке темпа урока и усилению акцента на глубинные смыслы творчества Гоголя.
Достижения и положительные стороны урока:
1. Эффективность в достижении целей и задач урока:
- Ученики познакомились с жизненными этапами и особенностями творчества Н.В. Гоголя, поняли специфику авторского замысла и исторического контекста создания поэмы «Мертвые души».
- Ребята глубоко погрузились в тематику произведения, выполняя анализ проблемных вопросов и работая в парах.
- Зафиксировали новое знание о символике и смысле названия «Мертвые души», осознавая его отражение в реальности XIX века и современное звучание.
2. Высокое эмоциональное воздействие:
- Интерпретация жизненного пути Гоголя и духовного поиска автора затронула глубокие эмоции учащихся, вызвала искренний интерес к историческим параллелям и вечным проблемам человечества.
- Атмосферная подача материала и провокационные вопросы подтолкнули учащихся к философскому осмыслению темы.
3. Соответствие уровню возраста и когнитивных возможностей учащихся:
- Новое знание преподносилось поэтапно, использовались доступные способы передачи информации, делая сложный материал доступным и интересным для восприятия подросткового возраста.
- Творческий подход к представлению материала обеспечивал высокую мотивацию к изучению темы.
4. Развитие универсальных учебных действий:
- Регулятивные УУД: развитие навыков планирования, самооценки и взаимооценки, осуществление самоконтроля.
- Коммуникативные УУД: активное участие в беседе, формирование умений ведения диалога, публичного выступления.
- Познавательные УУД: развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, вывода и умозаключения.
5. Психолого-педагогические условия:
- Благоприятная атмосфера сотворчества, уважения, доверия и поддержки друг друга способствовала эффективному взаимодействию и созданию комфортной обстановки.
- Индивидуализация и дифференциация позволили каждому ребенку почувствовать свою причастность к общей задаче.
Проблемные моменты и направления для дальнейшего развития:
1. Некоторое отставание от графика:
- Отдельные этапы потребовали больше времени, чем предполагалось изначально. Следовало заранее учесть возможные временные задержки и внести соответствующие изменения в сценарий урока.
2. Недостаточно развитая самостоятельность учащихся:
- Некоторые ученики испытывали трудности с развернутым ответом на проблемные вопросы, предпочитая давать короткие и поверхностные ответы. Потребовалось дополнительное руководство и наставничество для полноценного выражения собственных взглядов.
3. Незначительное нарушение дисциплины:
- Один-два ученика периодически отвлекались, что мешало сосредоточиться остальным участникам группы. Требуется усиление дисциплинарных мер и дальнейшее укрепление рабочего ритма.
4. Возможность улучшения технической оснащенности:
- Более качественное оборудование и презентационное оформление могли бы повысить эффективность подачи материала и удерживать внимание дольше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе
урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя...

Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"
Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс
Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"
Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....
Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс
Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....

Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...

