Технологическая карта к уроку по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»»
план-конспект урока по литературе

Плотникова Татьяна Григорьевна

Конспект урока+ самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mertvye_dushi.docx24.3 КБ
Файл samoanaliz.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 9 класс,.

Тема урока : Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. История создания поэмы « Мёртвые души».

Цели и задачи для ученика

1. Учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

2. Выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

 3. Формировать границы собственного знания и «незнания»;

4. Иметь представление о Н.В.Гоголе;

5 Строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Цели  и задачи для учителя

Образовательные: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра

Развивающие : развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста;

Воспитательные : воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Форма урока:

проблемный урок

Формы контроля: устный опрос, работа с карточками

Домашнее задание : образы помещиков, принести текст.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Приветствует обучающихся.

Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность.

Оценивает готовность учащихся к занятию

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим;  регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку;

 коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

2. Актуализация опорных знаний

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя». Но сначала нужно ответить на вопросы по творчеству Н. Гоголя , которое изучалось ранее ( работа на карточках)

Проверка работ.

- Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Проверка домашнего задания (задание по группам)

Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.

Работа по карточкам. Ответить на вопрос

Выступления учащихся.

личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

3. Мотивация учебной деятельности.

Формулирование темы урока.

Мы с вами будем изучать великое произведение Гоголя-поэму «Мертвые души».
• История создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история, замысел.
• Замысел поэмы

«Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги».

Формулируют тему урока

предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

4. Этап актуализации знаний

Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»…

Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах)

Обмениваются мнением в парах

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

5. Открытие нового знания

«Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль.

Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе».

Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах)

Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел.

Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом».

Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (Многие типы помещиков, к-рых показал Гоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству? Никакую. Как мёртвые души)

Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

Работа в парах

Работа в парах

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации;

 коммуникативные: уметь отстаивать  собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

6. Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Автор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

Осуществляют самооценку работы групп.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о поэме, её жанре.

7. Рефлексия

Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.

 - Что вы узнали о поэме Н. В. Гоголя?

Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.

8.Домашнее задание

Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник:

образы помещиков, принести текст с поэмой.

коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: проблемный урок.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, беседы-дискуссии, работы с источниками.

Средства обучения: Карточки с вопросами, портреты писателя, видеозаписи, презентации

Формы работы: Коллективная, индивидуальная, групповая

Ход урока :

1. Организационный этап

 Учитель: Приветствует учеников, настраивает на рабочую обстановку, оценивает готовность класса к уроку.

✔️ Ученики: Проверяют наличие материалов, готовы приступить к уроку.

 2. Актуализация опорных знаний

 Учитель: Организовал необычную подачу материала: ученики выступают в роли исследователей творчества Гоголя, знакомящих друг друга с собранным материалом.

✔️ Ученики: Работают с карточками, готовят выступление, участвуют в викторинах по творчеству Гоголя.

 Примечание: Важно отметить высокий уровень вовлеченности учащихся, хотя несколько студентов выглядели растерянными из-за большого объема информации.

3. Мотивация учебной деятельности

 Учитель: Представляет тему урока, обращаясь к известному названию «Мертвые души», подчеркивает исторические факты и предпосылки возникновения названия.

✔️ Ученики: Проявляют интерес, предлагают версии значения термина «мертвые души».

 Примечание: Работу над определением термина следовало немного ускорить, так как это заняло значительное время.

4. Открытие нового знания

 Учитель: Руководит дискуссией, ставит проблемные вопросы относительно происхождения термина «мертвые души», приглашает учеников к размышлению о возможных смыслах и современных аналогиях.

✔️ Ученики: Активно участвуют в обмене мнениями, демонстрируют хорошие аналитические способности.

 Примечание: Процесс открытия нового знания шел довольно медленно, возможно, стоило добавить промежуточные вопросы для ускорения хода обсуждения.

5. Закрепление нового знания

 Учитель: Возвращается к истории создания поэмы, напоминает замысел Пушкина, привлекает внимание к значимым цитатам Гоголя.

✔️ Ученики: Запоминают основную идею произведения, отмечают противоречия, возникшие у Гоголя в создании второго тома.

 Примечание: Обсудить мотивы нерешительности Гоголя во втором томе подробнее, обратить внимание на метафоричность образов и символику смерти и возрождения.

6. Подведение итогов урока

 Учитель: Помогает ученикам увидеть главную идею произведения, обращается к финалу, выделяет тему бессмертия и преобразований в русской душе.

✔️ Ученики: Показывают понимание ключевой концепции, выделяют черты героизма и трагизма русских персонажей.

 Примечание: Желательно уделить чуть больше времени обсуждению вклада Гоголя в мировую литературу и влияние его творчества на последующие поколения авторов.

7. Рефлексия

 Учитель: Проводит завершающую беседу, просит поделиться впечатлениями и мыслями.

✔️ Ученики: Делятся впечатлениями, показывают хорошее понимание темы, благодарят за интересный урок.

 Примечание: Нужно продумать способы укрепления обратной связи, учитывая темперамент каждого ученика.

8. Домашнее задание

 Учитель: Дает задание подготовиться к следующему уроку, рассмотреть образы помещиков, принести текст поэмы.

✔️ Ученики: Записывают задание, соглашаются на следующую встречу.

Результат урока:

 Достигли цели урока: сформировали первоначальное представление о творчестве Гоголя, начали разбираться в особенностях поэмы «Мертвые души».

✔️ Ученики приняли активное участие, проявляли инициативу и желание обсуждать поднятые вопросы.

 Немного затянулось обсуждение, хотелось бы сэкономить время на этапе знакомства с материалом.

Несмотря на незначительные погрешности, урок прошел содержательно и продуктивно. Полученные знания позволят перейти к более глубокой работе с текстом произведения. Рекомендую уделять больше внимания регулировке темпа урока и усилению акцента на глубинные смыслы творчества Гоголя.

 Достижения и положительные стороны урока:

1. Эффективность в достижении целей и задач урока:

   - Ученики познакомились с жизненными этапами и особенностями творчества Н.В. Гоголя, поняли специфику авторского замысла и исторического контекста создания поэмы «Мертвые души».

   - Ребята глубоко погрузились в тематику произведения, выполняя анализ проблемных вопросов и работая в парах.

   - Зафиксировали новое знание о символике и смысле названия «Мертвые души», осознавая его отражение в реальности XIX века и современное звучание.

2. Высокое эмоциональное воздействие:

   - Интерпретация жизненного пути Гоголя и духовного поиска автора затронула глубокие эмоции учащихся, вызвала искренний интерес к историческим параллелям и вечным проблемам человечества.

   - Атмосферная подача материала и провокационные вопросы подтолкнули учащихся к философскому осмыслению темы.

3. Соответствие уровню возраста и когнитивных возможностей учащихся:

   - Новое знание преподносилось поэтапно, использовались доступные способы передачи информации, делая сложный материал доступным и интересным для восприятия подросткового возраста.

   - Творческий подход к представлению материала обеспечивал высокую мотивацию к изучению темы.

4. Развитие универсальных учебных действий:

   - Регулятивные УУД: развитие навыков планирования, самооценки и взаимооценки, осуществление самоконтроля.

   - Коммуникативные УУД: активное участие в беседе, формирование умений ведения диалога, публичного выступления.

   - Познавательные УУД: развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, вывода и умозаключения.

5. Психолого-педагогические условия:

   - Благоприятная атмосфера сотворчества, уважения, доверия и поддержки друг друга способствовала эффективному взаимодействию и созданию комфортной обстановки.

   - Индивидуализация и дифференциация позволили каждому ребенку почувствовать свою причастность к общей задаче.

Проблемные моменты и направления для дальнейшего развития:

1. Некоторое отставание от графика:

   - Отдельные этапы потребовали больше времени, чем предполагалось изначально. Следовало заранее учесть возможные временные задержки и внести соответствующие изменения в сценарий урока.

2. Недостаточно развитая самостоятельность учащихся:

   - Некоторые ученики испытывали трудности с развернутым ответом на проблемные вопросы, предпочитая давать короткие и поверхностные ответы. Потребовалось дополнительное руководство и наставничество для полноценного выражения собственных взглядов.

3. Незначительное нарушение дисциплины:

   - Один-два ученика периодически отвлекались, что мешало сосредоточиться остальным участникам группы. Требуется усиление дисциплинарных мер и дальнейшее укрепление рабочего ритма.

4. Возможность улучшения технической оснащенности:

   - Более качественное оборудование и презентационное оформление могли бы повысить эффективность подачи материала и удерживать внимание дольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе

урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя...

Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"

Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"

Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....

Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "

Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...